НА СЕРВЕРЕ 

РЕКЛАМА 



FAQ КОНФЕРЕНЦИИ "ОТДЫХ И ПУТЕШЕСТВИЯ" 


  FAQ конференции "Отдых и путешествия" / НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ / Европы / Западная Европа / Скандинавия

В Швецию и Норвегию на машине (esoog) август 2005

<< пред. след. >>
Фьорд Гейрангер

В Швецию и Норвегию на машине.

В августе 2005 года мы совершили путешествие на машине из Москвы в Швецию и Норвегию. При подготовке нам очень помогли описания аналогичных поездок, помещенные на www.auto.ru и других сайтах, поэтому по возвращении мы также решили написать что-нибудь, что смогло бы помочь нашим последователям. Сразу оговорюсь, что мы не собираемся подробно описывать саму поездку,

как это часто делают, просто потому, что,

как мне кажется, это довольно скучно. В конце концов, кому какое дело, где и как мы ехали, почему и зачем останавливались, что видели и т.д.

Гораздо важнее другое: как организовать такую поездку, что взять с собой, сколько это будет стоить, и не дешевле ли, например, взять машину напрокат уже на месте. Цель данного "труда" - помочь тем, кто никогда не выезжал на личном автомобиле за границу, и уберечь их от совершенных нами ошибок. Кроме того, подчеркну, что это описание не для тех, кому некуда девать деньги. Одной из целей

поездки было выяснить, в какую сумму она обойдется при условии жесткой экономии.

Тем не менее, краткое табличное описание поездки мы все-таки приведем в самом конце. Во-первых, это нужно для того, чтобы показать, какой километраж реально пройти в день. Во-вторых,

мы не можем не сказать несколько слов о той красоте, которую сподобились лицезреть, ибо

зачем еще ехать в Норвегию, как не с целью увидеть ту нереальную сказку, которую являет собой ее дивная природа.

Цель поездки: посмотреть фьорды и другие красоты Норвегии.

Автомобиль: Ниссан Альмера 1996 г.

Экипаж: 2 молодых человека, знакомые со школьной скамьи, то есть последние лет 20.

Пройденный километраж: 6500 км.

Продолжительность поездки: 14 дней, из них за пределами РФ - 12.

 

I. Подготовка поездки.

1) Карты и путеводители. Подробный атлас автодорог Европы - вещь крайне необходимая, начиная с этапа подготовки поездки. Купить в РФ практически невозможно. Я в 2004 году купил в Германии за 10 евро отличный атлас, что, вообще говоря, чудо. Если у вас нет возможности купить атлас самому или попросить знакомых, попробуйте сделать это через Интернет. Также неплохо иметь путеводители по странам, куда вы собираетесь, хотя информацию можно найти и в сети. Мы купили путеводители по всем трем странам: Финляндии, Швеции и Норвегии - и не пожалели. Суммарная их стоимость - 530 рублей.

2) Загранпаспорта. Понятно, что они необходимы. У нас они были. Важно убедиться, что они действительны три месяца после предполагаемого срока окончания визы. К сожалению (а может быть, и к счастью) в милиции паспорт я еще не получал, никаких советов на этот счет дать не могу.

3) МВУ. Первым делом мы сделали международные водительские удостоверения (МВУ). Сразу скажу, что они не понадобились. Права проверяли один раз: финны при въезде в Финляндию. За границей вообще никто ни разу права не просил, а если бы и попросил, то обычных российских прав вполне хватило бы. Таким образом, МВУ может понадобиться в случае одной-единственной экстремальной ситуации: если по дороге туда, но еще на территории РФ, вы грубо нарушите ПДД, будете пойманы, и, не сумев договориться с сотрудником ГИБДД, останетесь без прав. В этом случае у вас будет МВУ для заграницы, и отпуск не будет сорван. Если не нарушать, то МВУ можно и не делать - решайте сами. На всякий случай напишу, какие документы нужны для получения МВУ: обычный и заграничный паспорта, права, мед. Справка (обычная водительская) и ее копия, цветное фото 4*6, квитанция из сбербанка об оплате суммы в 370 рублей (по состоянию на апрель 2005). Мы делали МВУ в МРЭО УГИБДД ГУВД г. Москвы по адресу: ул. Лобненская, 20, тел 485-59-73. Не уверен, что там делают МВУ всем москвичам, - есть еще другое общегородское МРЭО на Варшавке - лучше уточнить по указанному телефону.

4) Визы. Самый сложный момент подготовки поездки. За визой можно обращаться не раньше, чем за 3 месяца до предполагаемой даты въезда. Поскольку на лето в целом у нас было много планов, связанных с отъездами из Москвы, мы решили визу получить сразу, как только будет можно, причем в посольстве Норвегии. Посольство Норвегии было выбрано не столько потому, что большую часть поездки мы планировали провести именно в Норвегии, сколько потому, что ходили слухи, будто в посольствах Швеции и Финляндии медицинскую страховку требуют не со дня въезда в страну, а со дня обращения за визой, что в нашем случае было бы, мягко скажем, дороговато. Не знаю в результате, действительно ли в посольствах Швеции и Финляндии существует такое идиотское требование, но в норвежском его точно нет. Находится оно по адресу ул. Поварская, 7. Телефоны: 933-14-15, 933-14-19, 933-14-10, работает по будням с 10.00 до 12.00 (кроме четверга). Для получения визы (в случае поездки на машине) необходимы следующие документы:

Анкета в 2 экземплярах, 2 фото 3х4 или 4х6 см., загранпаспорт, копия тех. паспорта, справка с работы с указанием должности (оклад не нужен), консульский сбор -1250 рублей, страховка со дня въезда, гринкарта, выписка со счета из банка (от 80$ в сутки), подтверждение гостиниц, хостелей или кемпингов, описание маршрута.

Подробно о каждом пункте.

a) Анкета. Заполнять удобнее дома. Для получения анкеты нужно подойти к посольству во время его работы, встать рядом с дверью, и, когда охранник выглянет (а он это делает регулярно), попросить пару анкет. На самом деле, заполнять нужно всего одну анкету. Она состоит из 2-х вложенных листов формата А3, и при заполнении первого (верхнего) ваши каракули сразу копируются на второй. Однако будьте осторожны: перед началом заполнения обязательно разверните анкету до формата А3 (изначально она сложена до А4), иначе копироваться текст начнет не туда, куда нужно, и вы ее испортите. В любом случае возьмите запасные экземпляры - могут пригодиться.

b) С загранпаспортом, фото, копией тех. паспорта, справкой с работы и консульским сбором все понятно.

c) Обычная мед. страховка на весь срок пребывания за рубежом. Мы купили ее в компании Ресо-Гарантия, стоимость - 420 рублей на человека.

d) Гринкарта - страховка автомобиля. Как и пункт c), оформляется в любой страховой компании. При покупке убедитесь, что страны, в которые вы едите, указаны в страховке. Не забудьте вписать в страховку всех водителей. Мы гринкарту также покупали в Ресо, стоимость - 660 рублей.

e) Если у вас уже есть счет в банке, просто убедитесь, что на нем есть нужная сумма и попросите выписку. Лично я дождался очередной зарплаты и взял выписку со своего зарплатного счета, после чего деньги со счета снял. Если же счета нет, можно поступить по-разному. Можно просто прийти в любой банк, открыть счет, положить деньги и попросить выписку, после чего деньги снять. Сразу оговорюсь - не связывайтесь со Сбербанком. Эти уроды выписку делают дней по десять (я в Ситибанке получил ее за две минуты). Но гораздо более практично будет оформить пластиковую карточку (если у вас нет счета, значит, очевидно, нет и карточки). Карточка в Скандинавии ПРОСТО НЕОБХОДИМА. Об этом я подробнее пишу ниже. Поэтому совет такой: заранее сделайте карточку и постепенно (или сразу) положите на нее необходимую сумму (из расчета 80$ в день). Потом получайте выписку, а деньги со счета уже не снимайте.

f) Последние два пункта - самое интересное.Мы поступили следующим образом. Сначала придумали некий маршрут. Сразу оговорюсь, что поехали мы в результате совсем другим маршрутом, но на момент получения визы это неважно. Затем нашли по маршруту несколько кемпингов. Кемпинги искали в основном с помощью сайта http://www.eurocampings.co.uk/en/, затем сверяли приведенную на сайте карту с атласом Европы. Если не могли найти кемпинг - меняли маршрут. Если у подходящего кемпинга не было адреса электронной почты - искали другой кемпинг. Кемпингов выбирали немного, как будто хотели останавливаться в каждом на несколько дней. Затем в выбранные кемпинги по электронной почте отправили письма приблизительно такого содержания:

Dear Madame/Sir!
This august we are going to visit Norway, and on our way would like to stop at your
camping, arriving xx.08 in the evening and leaving yy.08 in the morning. We need a place
for a car and one tent for two persons. Could you please confirm our reservation?
Yours sincerely,наши имена

На это мы получили на удивление похожие ответы, приблизительно вот такие:

Hello!
We have a lot of space for camping so we don't use to take
reservation. So you can just come here and take the place.
Такой-то из кемпинга такого-то.

Однако нас такие ответы не устраивали - нам ведь нужно было в посольство идти. Поэтому мы написали еще по одному письму:

Dear Такой-то!
Unfortunately we need a confirmation of our booking for
the embassy to get a visa. Could you please confirm it?
Yours sincerely, наши имена.

К счастью, никто не возражал, и мы получили приблизительно вот что:

OK, I confirm your reservation
Такой-то из кемпинга такого-то.

Открыв всю эту переписку в текстовом редакторе почтовой программы и удалив середину, мы получили такой диалог:

Dear Madame/Sir!
This august we are going to visit Norway, and on our way would like to stop at your
camping, arriving xx.08 in the evening and leaving yy.08 in the morning. We need a place
for a car and one tent for two persons. Could you please confirm our reservation?
Yours sincerely,наши имена

И ответ:

OK, I confirm your reservation
Такой-то из кемпинга такого-то.

Данная переписка была распечатана и приобщена к документам для посольства. В анкете в качестве адресов, где мы собираемся останавливаться, мы указали адреса этих кемпингов. Кроме того, отксерили карту, нарисовали на ней маршрут, выделили приблизительное местоположение кемпингов. На обратной стороне карты написали маршрут: день такой-то - план действий такой-то.

Все эти документы оказались необходимыми и, к счастью, достаточными. Беседовать с нами никто не беседовал, просто проверили все документы, приняли и через неделю выдали визы.

5) Паром Стокгольм-Турку.Поскольку мы знали точно, когда мы хотим вернуться, мы купили билет на паром Стокгольм-Турку компании Viking Line еще в Москве, в "Паромном центре"(www.paromy.ru). В целом это было не нужно.Перегонщик, с которым мы познакомились при посадке на паром, рассказал нам, что билет можно купить прямо перед посадкой и что даже при очень большом количестве машин влезают все равно всегда все. Таким образом, купленный билет оказался всего лишь ограничением, и если бы его не было, мы, возможно, провели бы в Стокгольме на один день больше и уехали бы не утренним паромом, а вечерним. Цена билета на паром для двух человек и машины (без кают) в Москве составила 2000 рублей. Каюты брать не нужно: на пароме есть "комната отдыха" с удобными креслами - главное сразу занять места. Кроме того, на пароме огромное количество кафе, баров и ресторанов, а также несколько магазинов Duty Free. Идет паром от Стокгольма до Турку в общей сложности 12 часов, практически не выходя в открытое море: всегда видны какие-то островки или береговая линия. Иногда немного качает, совсем чуть-чуть. Имейте в виду: доступа к машинам нет - берите сразу все, что вам необходимо. Терминал компании Viking Line в Стокгольме находится в самом центре города, большие бело-красные паромы хорошо видны - заблудиться довольно сложно. Увы, здесь я нарушил хронологию, забежав в самый конец нашего путешествия. Однако больше про паром Стокгольм-Турку я писать не буду, и в параграфе, посвященном паромам, расскажу только про локальные норвежские паромы, что тоже небезынтересно.

6) Подготовка машины. Естественно, машина была подготовлена к длительному путешествию. Было сделано ТО, заменена резина и т.д. Однако эти расходы в смету мы не включаем, исходя из того, что все это нужно было бы сделать, даже если бы мы никуда не собирались ехать. Единственное исключение - моторное масло как расходный материал.

7) Вещи. Поскольку мы собирались ночевать в кемпингах, мы взяли с собой палатку, пенки, спальники и все остальное, необходимое для такого рода путешествий. Кроме того, так как в кемпингах обычно можно готовить на общей кухне, мы взяли различную посуду, которой активно пользовались. Чего мы не взяли, и о чем потом жалели, было следующее:
раскладные столик и стулья - завтракать и ужинать было довольно неудобно;
электрический чайник - кипятить воду было бы значительно быстрее и удобнее, чем кипятильником.
Газовая плитка - спорный вопрос, нужно ли было ее брать, но если бы она имелась изначально, то лишней она бы не была.
Все, что мы собой брали, уже имелось у нас до поездки, поэтому лишних расходов по этому пункту мы не понесли.

8) Продукты питания. На весь маршрут были закуплены мясные и рыбные консервы и супы быстрого приготовления, а также сахар, соль, чай и кофе. На первый перегон Москва-Выборг, естественно, также купили еды. Все остальные продукты питания: хлеб, сыры, колбасы, соки-воды и т.д.- покупались за границей. На закупку продуктов перед отъездом ушло 700 рублей.

9) Бензин. В Финляндию разрешено ввозить 10-литровую канистру бензина, что мы и сделали. Естественно, мы также залили перед въездом полный бак, в результате чего на бензин ушло около 850 рублей.

10) Фото. Поскольку Норвегия знаменита своими красотами, мы взяли 2 фотоаппарата - цифровой и обычный пленочный. Для цифрового расходным материалом являются батарейки, для обычного - пленки. И то и другое мы закупили заранее. В итоге мы отсняли 9 36-кадровых пленок и около 200 цифровых фото, лучшие из которых приведены ниже . На закупку расходных материалов ушло 1400 рублей.

11) Роуминг. Если вы хотите иметь возможность за границей звонить, вам нужен роуминг. Подключайте эту услугу у своего оператора, или, если это дорого, найдите того оператора, у которого она дешевле. В принципе, в Европе можно купить достаточно дешевую сим-карту одного из местных операторов, но это оправданно в том случае, если вы собираетесь ездить по одной стране и разговаривать в основном с кем-то из местных. У нас роуминг был, но телефоном мы пользовались редко. Удобно, конечно, но дорого.

Итак, подготовительный этап завершен. У нас на руках паспорта с визами, по 2 пары прав, мед. страховки, документы и страховка на машину, билет на паром. На весь подготовительный этап на двоих мы потратили 12000 рублей.

 

II. Москва - Финляндия.

Из Москвы один из членов экипажа выехал 14 августа, в 13.00: хотел спокойно выспаться. Сразу скажу, что в силу определенных причин второй член экипажа присоединился только в Тампере, куда он прилетел из Лондона, - это объясняет тот крюк, который можно увидеть, проследив по карте маршрут, приведенный в конце. Примерно через 12 часов без всяких приключений он был в Питере. Проехал город и заночевал в машине на бензоколонке. Рано утром выехал в сторону Выборга. Оставляя Выборг в стороне, свернул на Брусничное. Перед границей нужно, конечно, заправить полный бак - заправки на пути попадаются регулярно. При прохождении таможни нужно заполнить декларацию, указав, что вы временно вывозите машину. В принципе, что и как заполнять на таможне, можно разобраться на месте, даже если вы делаете это в первый раз. Что можно и что нельзя провозить, подробно описано на auto.ru. Обратите внимание: важно не встать в очередь для автомобилей Евросоюза и грузовиков. Сама очередь рано утром была небольшой, вся процедура отняла около часа. Таможенную декларацию нужно сразу взять в расположенном на таможне здании, заполнить, и сохранить до конца поездки, а при въезде в Россию заполнить еще одну. Сразу скажу, чтобы не останавливаться на этом позже, что обратно мы въезжали через Торфяновку. На финской таможне нужно поставить печать на чеки TaxFree компании Global Refund, и тогда получить назад свои деньги можно будет уже в Москве, в банке АКБ "ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК" (www.eurofinance.ru). Кстати, покупая что-либо за границей, не забывайте спрашивать, могут ли вам предоставить чеки TaxFree - какая-никакая, а экономия. Закачивая писать о неприятном (таможнях), хочу отметить, что Российская таможня в Торфяновке - единственное место, где мы столкнулись с откровенным хамством. Простояв часа 2 в очереди и послушав хамство таможенников, мы поняли - сказка закончилась, мы дома.

 

III. Скандинавия.

Как я и обещал, расписывать подробно, как и куда мы ездили, я не буду. В конце приведу краткую таблицу, а сейчас остановлюсь на важных ключевых моментах.

1) Язык. В путеводителе по Швеции написано: "Все шведы говорят по-английски, и говорят хорошо". Это верно дословно, и не только по отношению к шведам. За всю поездку мы не встретили ни одного человека, который бы не говорил по-английски. Вывод: не надо учить, как будет "спасибо" на каждом из скандинавских языков - лучше совершенствуйте свой английский. Иметь с собой англо-русский и русско-английский словарь или разговорник не помешает.

2) Валюта. Во всех четырех скандинавских странах своя валюта, при этом Евро - только в Финляндии. Это очень неудобно. К счастью, практически везде принимают карточки. Карточку у нас не приняли однажды в Швеции в удаленном от населенных пунктов кемпинге, и еще традиционно их не принимают в Мак-дональдсах. В остальных местах проблем не было, карточкой однажды мы заплатили даже за туннель. Поэтому настоятельная рекомендация: не везите с собой много наличной валюты - везите карточку. В Норвегии пунктов обмена нет вообще, деньги меняют на почте, курс - крайне низкий! Наличные кроны проще снять в банкомате, если они уж так необходимы. Ситуация в Швецию практически точно такая же. Мы привыкли, что в Москве слово "Обмен" на каждом углу - там ничего подобного нет и близко!

3) Дороги. Дороги очень хорошие, особенно в Финляндии и Швеции. В Норвегии качество покрытия тоже хорошее, но часто дороги не просто узкие, но и однополосные, то есть имеют всего одну полосу для движения в обе стороны. Еще раз подчеркну - полоса не одна в каждую сторону, а всего одна, разъехаться невозможно, особенно с фурами. Для разъездов через каждые 50-100 метров есть "карманы", куда при виде фуры надо заехать. С легковой машиной разъехаться на скорости 10 км/ч можно. Обычно такие дороги еще и очень петляют вдоль берега фьорда, прижавшись к горе. Гонять по ним довольно рискованно: выскочив из-за угла, можно лоб в лоб столкнуться с таким же лихачом, и увернуться будет просто некуда - только в воду. Очень много горных дорог, потрясающих по красоте. К счастью, они в основном двухполосные, хотя и без разметки. С разметкой в Норвегии почему-то вообще плохо. Даже на основной трассе, связывающей Осло и Берген, есть длительные узкие участки без разметки, разъезжаться на которых с фурами довольно сложно. Ограничения скорости в Норвегии в основном 70-80 км/ч, редко 90. Что на норвежских дорогах поразило - так это остановки для отдыха. Их не так много, как в Швеции, но зато они обычно расположены в потрясающе живописных местах, например, на горе, с видом на фьорд. Там установлены несколько столов с лавками, где можно пообедать - именно такие обеды мы в основном и устраивали. Рядом всегда теплый туалет, чистоте которого может позавидовать иной туалет в московской квартире. Кабинок всегда не меньше двух - одна обязательно для инвалидов. В Швеции дороги порадовали больше. Мы пересекли Швецию с востока на запад по второстепенной, пустынной трассе: качество покрытия везде идеальное, ограничение - 110 км/ч, через каждый километр - отмеченное знаком место для остановки. Дорога проходила по очень красивой местности, вокруг - сплошные озера, реки, леса, и остановки были очень кстати. Финляндию мы и на пути туда и на пути обратно пересекали без остановок, дороги отличные, больше ничего сказать не могу. Хочется также отметить еще одну деталь. В атласе Европы дороги отмечены разными цветами: зеленые, красные, желтые и белые. Сначала мы думали, что это означает качество дороги: зеленые, например, - магистрали, красные - дороги чуть хуже, желтые - так себе, а белые совсем плохенькие. Ничего подобного! Видимо, это означало только значимость дороги. Часто зеленая траса, связывающая крупные города, была значительно хуже какой-нибудь белой трассы. Особенно это касается Норвегии. Так что не попадайтесь на эту уловку - не выбирайте "крупные" трассы. Белая или желтая дорога может оказаться не только интереснее, но и качественнее зеленой "магистрали".

4) Заправки. Встречаются довольно часто. Говорят, на севере их мало - возможно, не были. В основном автоматические, то есть по карточкам. Это еще один аргумент, почему карточка необходима. Заправка происходит следующим образом: надо вставить кредитку в автомат, набрать пин-код и нажать зеленую кнопку "klar". Затем вставить шланг в бензобак. Иногда автомат сам определяет колонку, иногда на ней нужно нажать какую-нибудь большую красную кнопку, а иногда номер колонки нужно ввести с клавиатуры. После этого автомат выплевывает карту и начинает заправлять бензином вашу машину. После того, как вы вытащили шланг и повесили его на место, нужно вставить карточку в автомат еще раз и получить чек. Что будет, если второй раз карточку не вставить, я не знаю, возможно просто вы останетесь без чека, не более того. Мы рисковать не стали. Автоматы иногда предлагают выбрать язык меню, тогда можно выбрать английский. Все они снабжены рисунками с инструкциями, которые лучше сначала внимательно изучить. В Финляндии еще были автоматы, в которые можно вставлять не только кредитки, но и Евро-банкноты. Сам бензин дорогой - в среднем 1,3 евро за литр.

5) Платные туннели. Или платные дороги - понимать можно по-разному. Здесь мы допустили самый серьезный прокол за всю поездку. Удивительно - почему ни в одном описании этому моменту не было уделено достаточно внимания? Дело в том, что плата за проезд может взиматься по-разному. Иногда дорога просто перекрыта шлагбаумом, к которому нужно подъехать и заплатить определенную сумму. Мы такое видели один раз, где-то в центре Норвегии. Именно там мы и расплатились карточкой. Однако такое бывает не всегда. Часто при подъезде к пункту оплаты дорога из однополосной становится двухполосной, и только одна полоса, над которой написано "Manual", идет к шлагбауму, а весь транспорт без остановок следует по другой, с надписью "Autopass". При подъезде к Трондхайму мы именно с такой ситуацией и столкнулись и вместе со всеми проехали без остановки. А зря. Дело в том, что те, кто ездит на этом участке регулярно, покупают специальные электронные устройства, которые "сообщают" автоматике пропускного пункта, что данный автомобиль может проехать. Если же этого устройства нет, номера машины фиксируются видеокамерой, и ее владельцу присылают штраф по почте. Поэтому те, у кого этого устройства нет, должны подъехать к шлагбауму и оплатить проезд. При этом выдается билет, который дает право бесплатного проезда на аналогичных пунктах дальше по трассе в течение некоторого времени (кажется, часа). На следующем пункте, однако, надо все равно подъезжать к шлагбауму и показывать билет. Мы всего этого не знали и заподозрили неладное, только подъезжая ко второму по счету пропускному пункту. Там мы оплатили проезд и получили визитку соответствующей инстанции в Трондхайме, куда нам посоветовали обратиться для выяснения того, чем нам грозит неуплата. В результате в Трондхайме мы нашли (не без труда) указанную организацию под названием "Trondelag Veifinans AS" и объясняли там, что с нами произошло. Нам вежливо, я бы даже сказал, с участием пояснили, что поскольку на втором пропускном пункте мы все же заплатили, то мы вроде как ничего не нарушили. Правильно было бы делать наоборот: платить на первом, и уже не платить на втором. Номер нашей машины записали и обещали все уладить. Вывод: если видите надписи "Manual" и "Autopass" - вам к первой. Еще бывают ситуации, когда ни шлагбаума, ни людей нет - только автомат. На этот случай нужно иметь наличные кроны. На автомате есть инструкция на английском, в крайнем случае можно вызвать оператора или, если у вас наличности нет, взять чек для оплаты в дальнейшем, хотя где его оплачивать - неясно.

6) Полиция. Вышеописанная ситуация - единственное наше общение с представителями власти за всю поездку, если не считать пересечения границы. Еще один раз нас вместе со всем потоком остановил норвежский полицейский - по дороге на какой-то спецтехнике перевозили домик, и он сгонял всех на обочину. Он любезно объяснил нам это по-английски. Больше мы полицию не видели. Зато регулярно встречали камеры и приборы для измерения скорости. Напоминают они светофоры, правда пониже и с двумя отделениями. Часто, но не всегда, об их наличии предупреждает знак. Местные ездят километров на 10 быстрее ограничения, перед камерами притормаживают. Но бывают и гонщики, которые едут значительно быстрее. Иногда в Норвегии на узенькой дороге в спину встает фура, и избавиться от нее невозможно - только съехать на стоянку и пропустить. При ограничении в 60 они идут 100-110 и в ус не дуют. Думаю, что мы не раз попадались с превышением, однако пока это ни как не сказалось: нас ни разу не останавливали, не предъявляли счетов на границе и пока ничего не присылали по почте (норвежцы, с которыми мы общались в кемпингах, нас уверяли, что их полиция заграницу штрафы вообще не шлет). Возможно, у нас будут проблемы при следующем получении визы, но тут покажет только жизнь.

7) Местные паромы Норвегии. Паромы в Норвегии - явление довольно частое. Маленькими (или, как их назвали в одном описании, местечковыми) паромами мы пользовались два раза. Пользоваться крайне просто. Вы едете по указателям на некий населенный пункт (указатели встречаются регулярно). Вдруг в один прекрасный момент вы, следуя указателю на этот самый пункт, приезжаете к воде. У воды вас ждет паром. Возможно, конечно, что ситуация будет обратная: не паром будет ждать вас, а вы его. Мы с таковой не сталкивались - оба раза от подъезда к парому до его отправления проходило не более 5 минут. Наверное, нам просто везло. Оплата при посадке. Стоимость - порядка 100 NOK. Кредитки не принимаются, во всяком случае не на тех паромах, где переправлялись мы. Обе наши переправы были короткими, около 10-15 минут. На пароме есть туалет и кафе, но обычно народ даже не выходит из машин. К сожалению, мы не располагаем информацией, являются ли паромы круглосуточными, и если нет, то до какого часа они ходят. Мы оба раза переправлялись вечером, один раз около 11, второй около 9. В целом организация паромных переправ впечатление оставила приятное. Что касается парома Стокгольм-Турку, то о нем я писал выше и здесь на этом останавливаться уже не буду.

8) Кемпинги. Практически все время мы ночевали именно в кемпингах. Исключения составляли три ночи, которые мы фактически не спали - две на пути "туда" и одна на пути "обратно". Тогда мы просто дремали в машине часа по 2-3, когда силы окончательно нас покидали. Из этих трех ночей 2 были на территории РФ и только одна в Финляндии. Еще один раз, на пути к Осло, мы остановились просто на стоянке и даже поставили там палатку. В принципе, если верить путеводителю по Швеции из серии "Ле пти фюте", в скандинавских странах это вполне законно. Приведу цитату: "Любой человек может ходить где угодно (за исключением приусадебных садов),…ставить палатку там, где нравится".Возможно, на кемпингах тоже можно было сэкономить. Тем не менее, лично я чувствовал себя в таких ситуациях некомфортно. Гораздо приятнее ночевать на закрытой территории, в окружении таких же путешественников, как и ты сам. Наверное, это и называется стадным чувством. Что в целом можно сказать про кемпинги? Во-первых, их много. Значительно больше, чем на специальных сайтах и в атласах вместе взятых. Не было случая, чтобы мы, решив, что пора устраиваться на ночевку, не встретили бы по дороге кемпинг в течение получаса, максимум часа с момента принятия этого решения. Во-вторых, кемпинги бываю разные как по качеству, так и по цене. В Стокгольме, в кемпинге Bredang, который находится фактически в черте города, за ночь мы заплатили 25 USD (на двоих с машиной), в то время как за самую дешевую ночевку мы заплатили всего 7,5 USD. Средняя цена - около 15 USD на двоих с машиной. В одном кемпинге в Швеции, правда, с нас вообще денег не взяли. Мы приехали туда довольно поздно, и ресепшн было закрыто. Решили встать лагерем сами, а расплатиться утром, при отъезде. Однако утром хозяйка вдруг ни с того ни с сего заявила нам, что у нее и так достаточно денег, и поэтому с нас она ничего не возьмет. Приятно удивленные, мы спорить не стали, поблагодарили ее и побыстрее уехали, пока она не передумала. В районе фьорда Гейрангер мы останавливались на 2 ночи в кемпинге, который находился в месте настолько красивом, что дух захватывало, а от кемпинга рядом с Трондхаймом впечатления остались довольно неприятные. Тем не менее, во всех без исключения кемпингах есть туалеты и места для умывания, а в абсолютном большинстве еще и душ, электричество и общая кухня, где можно готовить. Народ запросто оставляет в кемпинге палатки и уезжает на весь день - видимо, лазить без спросу в чужие палатки там не принято. Мы тоже неоднократно так поступали (в смысле, оставляли палатку с барахлом без присмотра), и ничего с ней не случалось. В целом впечатления от кемпингов остались вполне приятные. Никаких причин, почему бы и в дальнейшем, при следующих поездах, ими не пользоваться, обнаружено не было.

9) Парковка в городах. С парковками вне городов дело обстоит довольно просто: вдоль дорог есть множество бесплатных мест для отдыха. Бесплатные или платные, но не дорогие парковки есть около любой достопримечательности. В городе все значительно сложнее. Можно пытаться найти место для бесплатной парковки. Говорят, такие бывают. Мы не видели. Практически везде, где стоят машины, есть парковочный автомат. Работает он просто - вы кидаете в него монетки, он выдает вам квиток, в котором написано, до какого времени оплачена ваша парковка. Квиток надо положить под лобовое. Если вы этого не сделаете, есть большая вероятность заплатить штраф в размере как минимум 50 USD (во всяком случае, столько заплатили в Осло попавшиеся на этом туристы из Израиля). Впрочем, бывают и исключения, наверное. В том же самом Осло, на центральной улице города, на которой не только запрещена парковка, но и которая была в тот день перекрыта полицией из-за проходивший демонстрации, у магазина сувениров мы наблюдали 14 модель "жигулей" с питерским номером А768УМ98, которая стояла с включенной аварийкой. Хозяева просто решили сходить в магазин! На самом деле, ну не ехать же ради этого на какую-то там платную парковку! Питерцы - респект! Всем остальным напоминаю: штрафы в Норвегии - одни из самых высоких в Европе. Стоимость парковки бывает разная. Когда мы приехали в Осло и не знали, где оставить машину, то сначала бросили ее на подземной стоянке в центре города. Затем, найдя информационный центр, выяснили, где в городе самая дешевая парковка, и перепарковались. В результате за час парковки в центре мы заплатили 85 NOK, тогда как за 5 часов парковки на окраине (хотя можно ли назвать окраиной место, от которого до центра 25-30 минут пешком?) всего 50 NOK. Кстати, вечером парковка бесплатная. Во сколько начинается вечер, лучше всего посмотреть на знаке, обозначающем парковку, - там обычно указываются часы, в которые она является платной. Обычно вечер это 5 или 6 часов. Если вы ночуете в городе, вы можете вечером сразу заплатить побольше, и тогда автомат выдаст вам квиток, время окончания стоянки на котором будет датировано завтрашним днем, с учетом бесплатной ночи. Это позволит вам утром спокойно спать, а не вставать в 8 или 9, чтобы оплатить стоянку с момента, когда она становиться платной. Если же вы остановились в кемпинге за городом, то вопрос, как добираться до города, остается открытым. Добираясь на машине, вы экономите на общественном транспорте, который не такой уж и дешевый. Зато тратите на парковку, а ведь ее еще и найти надо суметь. Мы пробовали поступать и так и так, и все получалось достаточно дорого. Однозначную рекомендацию дать затрудняюсь.

10) Русские. Русские, а точнее, русскоязычные, встречаются теперь везде. В этом смысле Норвегия и Швеция не исключение. Конечно, в Стокгольме мы встречали автобусы с туристами из России, тут и говорить нечего. В Норвегии чуть полегче. В Трондхайме русское присутствие удалось обнаружить только в местном Мак-дональдсе: в туалете нашлось вездесущее слово из трех букв. В Осло, как я уже писал, видели коллег, путешествующих аналогичным образом. Вообще, машин с русскими номерами в Норвегии видели мало, раз или два. На перевале "Тропа троллей" видели наш автобус. Еще однажды в небольшой деревне, в супермаркете, встретили трех русских женщин, которые постоянно проживали в том регионе. Они очень обрадовались, когда мы, услышав русскую речь, подошли поздороваться. Именно они посоветовали нам съездить посмотреть ледник Бригсдален, за что мы им очень признательны. Но тут я забегаю вперед.

 

IV. Что стоит посмотреть.

Перехожу к заключительной части своего повествования. Здесь я приведу краткое описание наших перемещений с небольшими комментариями по поводу того, что стоит посмотреть.Водопад Игуасу

А зависит это, конечно, от того, что вы любите. Лично я раньше любил "городской туризм" - так сам я называл свои пешие прогулки по европейским столицам. Однако после посещения водопада Игуасу (фото, правда, не мое) на границе Аргентины и Бразилии я понял, что природу смотреть может быть значительно более интересно, чем города. Норвегия - идеальное для этого место. Горы с нетающими круглый год снегами, фьорды и горные озера, бесконечные горные реки и водопады, ледники - все это производит на любителя природы неизгладимое впечатление. Мы посетили основные туристические места:
Фьорд Гейрангер фьорд Гейрангер и водопад 7 сестер Водопад 7 сестер
Перевал тропа троллейперевал "Тропа троллей"Перевал тропа троллей
Ледник Бригсдаленледник БригсдаленЛедник Бригсдален
Все это довольно компактно расположено районе, находящемся на 300-400 км южнее Трондхайма. Говорят, что в районе Бергена места не менее красивые.Возможно, более правильно было бы составить маршрут так, чтобы окрестности Гейрангера стали самой северной его точкой, а вместо Трондхайма осмотреть Берген. Но получилось как получилось, и мы не жалеем. Что же касается "городского туризма", то в Норвегии смотреть нечего. И Трондхайм и Осло довольно скучные города, хотя некоторые достопримечательности, конечно, имеются. Горная речка в Швеции
Вывод: в Норвегию нужно ехать смотреть ее потрясающую природу. В Швеции, наоборот, природа более спокойная, хотя красивых мест тоже много. Зато очень приятное впечатление оставил Стокгольм: город расположен на воде и очень красив, особенно Gamlastan - старый город. В Стокгольме много музеев, в частности стоит посетить художественные галереи и музей корабля Васа, который 300 лет пролежал на дне моря, а затем был поднят и помещен в специально построенное для этого здание. Если вы в ближайшее время планируете получить Нобелевскую премию, имеет смысл зайти в нобелевский музей, расположенный в самом центре старого города, рядом с королевским дворцом (в который тоже стоит заглянуть). Впрочем, все это можно прочитать в путеводителе.

В заключение - некоторая статистика, а именно расходы и маршрут.

РАСХОДЫ

Предварительная подготовка 12000 рублей
Бензин 15230 рублей
Питание 9620 рублей
Кемпинги 4490 рублей
Парковки 950 рублей
Паромы 870 рублей
Платные туннели 840 рублей
Общественный транспорт 1700 рублей
Музеи 2500 рублей
Прочее 1400 рублей
Общий итог 49600 рублей

 

Как видите, сумма в 50 тысяч рублей на двоих, для 12 дней в западной Европе, мягко скажем, небольшая. Вывод: путешествовать на машине по Европе не так уж дорого, как говорят. Во всяком случае, если бы мы прилетели в Стокгольм или Осло на самолете, и, взяв машину напрокат, съездили посмотреть фьорды, было бы дороже.

МАРШРУТ

Дата День недели Время Действие Время Действие КМ
14.авг Воскресенье 13.00 Выезд из Москвы в Питер Ночь Приезд под Питер 700
  Ночь на 15 Ночь Ночевка под Питером в машине      
15.авг Понедельник Утро Выезд из Питера в Tampere Вечер Приезд в Tampere 485
  Ночь на 16 Ночь Дорога в направлении Oulu   Ночевка в машине - 2 часа  
16.авг Вторник Утро Дорога в направлении Kemi Вечер Приезд в окрестности Dorotea 1201
  Ночь на 17 Ночь Ночевка в кемпинге под Dorotea      
17.авг Среда Утро Выезд в направлении Trondheim Вечер Приезд в кемпинг Heimdal Sandmoen 547
  Ночь на 18 Ночь Ночевка в кемпинге Heimdal Sandmoen      
18.авг Четверг Весь день Осмотр Trondheim ВечерВозвращение в кемпинг 0
  Ночь на 19 Ночь Ночевка в кемпинге Heimdal Sandmoen     
19.авг Пятница Утро Выезд из кемпинга Heimdal Sandmoen Вечер Приезд в кемпинг в окрестностях Geiranger 364
  Ночь на 20 Ночь Ночевка в кемпинге в окрестности Geiranger     
20.авг Суббота Весь день Поездка на море (Maloy) Вечер Возвращение в кемпинг 400
  Ночь на 21 Ночь Ночевка в кемпинге в окрестности Geiranger      
21.авг Воскресенье Весь день Geiranger, прогулка на катере, ледник Бригсдален Вечер Дорога на Осло 435
  Ночь на 22 Ночь Ночевка по дороге на Осло      
22.авг Понедельник Весь день Осмотр Осло ВечерВыезд в направлении Стокгольма 299
  Ночь на 23 Ночь Ночевка в кемпинге на границе со Швецией      
23.авг Вторник Утро Выезд в направлении Стокгольма Вечер Приезд в кемпинг Bredang под Стокгольм 475
  Ночь на 24 Ночь Ночевка в кемпинге Bredang      
24.авг Среда Весь день Осмотр Стокгольма Вечер Возвращение в кемпинг Bredang 0
  Ночь на 25 Ночь Ночевка в кемпинге Bredang      
25.авг Четверг Весь день Осмотр Стокгольма и окрестностей Вечер Возвращение в кемпинг Bredang 310
  Ночь на 26 Ночь Ночевка в кемпинге Bredang      
26.авг Пятница 7.40-19.50 Паром Стокгольм-Турку Вечер дорога в направлении Хельсинки 332
  Ночь на 27 Ночь Хельсинки - С.-Петербург Утро Сон в машине под Питером - 4 часа  
27.авг Суббота Утро Выезд в направлении Москвы Вечер Приезд в Москву 952

Общий итог - 6500 километров.

V. Заключение.

Ездить на своей машине по Европе понравилось, поедем еще.

Фото можно посмотреть здесь.

Вопросы, замечания, комментарии присылайте на адрес esoog@yandex.ru


Водопад Игуасу Фьорд Гейрангер Водопад 7 сестер
Перевал тропа троллей Перевал тропа троллей Ледник Бригсдален
Ледник Бригсдален Горная речка в Швеции

Материал размещен: 18.09.2005


 

Если Вы нашли ошибку, а также все Ваши предложения и пожелания, пожалуйста, сообщите нам.




   Сервер работает с 15 июля 1996 года.
   Copyright © 1996-2009 Mike L. Rogalsky
Концепция дизайна:
"Webmaster Agency"
Hosted by uCoz