IV. ПЕРУ
Начиная описание последней части своей поездки по Южной Америке, я отступлю от того стиля изложения, которым пользовался ранее. Обычно мне крайне не нравятся отчеты описательного плана: «встали тогда-то, пошли туда-то, поели там-то». Кому это все может быть интересно? Когда думаешь, поехать или нет в какую-либо страну, хочется увидеть отчет, в котором бы кратко и понятно было описано, что интересного есть в этой стране, как туда попасть, какие сложности ждут и как их преодолеть. Именно такой отчет я старался писать выше. Сам для себя я называю этот стиль «стилем путеводителя». Однако поездка в Перу и особенно в Боливию не позволяет писать в этом стиле просто потому, что у меня недостаточно информации для такого стиля изложения. В Боливии мы вообще не видели практически никаких достопримечательностей. Зато приключений было хоть отбавляй. Да простят меня те, кому описательный стиль тоже не по душе…
Утром 3 июня 2007 года я прилетел в Лиму из Сантьяго. Надо было добраться до отеля, предварительно решив, до какого именно. Общение с Tourist Information в аэропорту ясности не внесло. Лима – огромный город с населением 11 миллионов, но туристическими (то есть безопасными для туристов) районами считаются только центр (окрестности Plaza de Armas) и Miraflores. Сложно сказать, насколько это верно, но так подают свой город сами жители Лимы. После некоторых раздумий я решил не рисковать и поехать в Miraflores. C трудом отбрехавшись от надоедливых таксистов, я вышел из здания аэропорта и направился к выходу с его территории, чтобы добираться общественным транспортом. Один таксист, впрочем, все-таки увязался за мной. Он так долго уговаривал меня воспользоваться своими услугами, что я наконец сдался и сел к нему в такси. Оказалось, не зря. Дело в том, что практически единственным видом городского транспорта являются маршрутки, и разобраться, как на них доехать куда-либо, крайне непросто, даже зная язык. А поскольку я еще не знал, в какую именно из многочисленных гостиниц ехать, то на маршрутке добирался бы очень долго. С таксистом же получилось проще – я объяснил, что ищу недорогой отель в районе Miraflores, и он сам меня привез к одному. Номер (двушка) стоил 20 баксов, и за эти деньги оказался сносным. Дальнейшее пребывание в дешевых отелях Перу показало, что это редкость. Оставив вещи, я пошел осматриваться. До океана было минут 10 пешком. Купив в находившемся на берегу крупном торговом центре карту Перу и путеводитель по Боливии, я поехал на маршрутке в центр. Маршрутки в Лиме – отдельная тема. Это старенькие японские микроавтобусы, из открытых дверей которых высунувшиеся кондукторы непрерывно выкрикивают название конечного пункта. Проезд стоит 1 соль независимо от расстояния. По дороге увидел какой-то крупный парк и решил выйти посмотреть. И снова интуиция не подвела. Это оказался т.н. Parque de la Exposicion, в котором находился музей искусств (Museo de Arte), который я как раз хотел посетить. Музей оказался довольно интересным (меня, как обычно, интересовала доколумбова эпоха). Затем я пешком дошел до Plaza de Armas, купил еще одну, более подробную карту Перу (мы потом так ни разу ее и не открыли) и на маршрутке поехал обратно в аэропорт, встречать Сашу - второго члена команды, прилетавшего в Лиму непосредственно из Москвы. Из аэропорта в отель мы вместе поехали уже не на такси, а на маршрутке, да еще с пересадкой. Долго, зато дешево. Поели отвратительное суши в том же самом торговом центре, посмотрели на океан и пошли спать.
4 июня. Первым пунктом назначения были Балестские острова. Чтобы попасть туда, надо было доехать до города Pisco, и уже там купить экскурсию. Поэтому весь день ушел на дорогу. Сначала мы искали автовокзал. Дело в том, что, в отличие от Аргентины, в Перу в городах часто единого вокзала нет. У каждой автобусной компании своя небольшая станция. К счастью, в Лиме все они находятся на одной улице. Точного адреса никто не знает, тем более что этих адресов много. Вот и я уже не помню название этой улицы. Помню только, что вокзалы мы искали долго и нудно. Обошли несколько компаний, благо все были относительно рядом. В результате вернулись в самую первую – Ormenio. Как показал дальнейший опыт, это самая приличная автобусная компания в Перу. Автобусы у них такие же, как в Аргентине, то есть комфортабельные, с официантом, обедами и туалетом. Купили билет (30 солей с человека) и пошли обратно в отель, за рюкзаками. В Pisco приехали уже вечером. Как только мы вышли из автобуса, на нас набросилась (другого слова просто нет) толпа сотрудников турфирм, наперебой предлагая свои экскурсии и отели. Надо сказать, что это крайне раздражает! Кроме того, лично меня очень раздражало то, что со мной начинали говорить по-английски (если тот язык, на котором они говорили, вообще можно назвать английским). Поэтому я сразу просил их перейти на испанский, что, вообще говоря, было нелогично, и так как английский знаю лучше, и так как Саша по-испански не понимает. Такую картину можно наблюдать почти всегда, но все-таки в Pisco это было что-то невообразимое. Они чуть между собой не подрались! В результате мы выбрали одного дядечку, наименее настырного, и пошли к нему в офис покупать на завтра экскурсию. Обошлась она нам в 50 солей с человека. Затем решили в Pisco не ночевать, а сразу поехать в деревню El Chaco, откуда завтра нам предстояло ехать на экскурсию. За 10 солей доехали до места. Долго думали, не поставить ли палатку прямо на берегу океана, но все-таки не стали, а сняли номер за те же 20 долларов.
5 июня. Утром позавтракали в том же ресторане и поехали на экскурсию. Гид нашел нас прямо за столиком. Погрузились в катер, заплатив за вход на причал по одному солю. У самого берега наблюдали пеликанов. Сами острова являют собой довольно живописное зрелище – они изобилуют птицами, морскими котиками и пингвинами. Пингвинов, конечно, после Аргентины смотреть не очень интересно: далековато, да и мало их. Но в остальном понравилось. По возвращении на берег нас пересадили в автобус и повезли на вторую часть экскурсии, а именно на полуостров Paracas. Там мы наблюдали удивительные по красоте песчаные арки, гораздо более красивые, чем в те, которые я видел в Чили (Antofagasta). Немного прогулялись по пустыне, затем на автобусе доехали до места привала на берегу. Народ в основном пошел обедать, а мы – купаться и лазить по окрестным скалам. Наблюдали пеликанов вблизи – очень красивое зрелище. Особенно понравилось, как они ловят рыбу. Погружается в воду вниз головой почти полностью, только лапы видны, затем выныривает – а в клюве, точнее, в такой как бы сумке под клювом - рыбина видна. После привала на этом же автобусе вернулись обратно в Pisco и купили билет до следующего пункта назначения – Nazca. В целом эта первая перуанская экскурсия произвела положительное впечатление. Фото можно посмотреть здесь. В Nazca приехали уже поздно вечером. Тем не менее, на вокзале нашелся сотрудник какой-то местной турфирмы, который не замедлил к нам пристать. Впрочем, это было кстати. Он довел нас до ближайшего дешевого отеля, и обещал зайти завтра утром, чтобы рассказать о всевозможных экскурсиях.
6 июня. Первое ощущение утром – меня всего искусали комары. Вообще, ужасными перуанскими комарами нас запугивали еще задолго до поездки. Реально их практически не было. Видимо, все-таки, не сезон: июнь в южном полушарии - зима, как никак. Однако в Nazca произошло нечто экстраординарное. Укусы не проходили почти 2 недели. Местные жители сказали, что нас покусал не кто иной, как южноамериканский москит. Впрочем, в чем состоит его отличие от москита русского, выяснить так и не удалось. Вчерашний представитель турфирмы нас уже ждал, рассказал про экскурсии, из которых мы выбрали две – линии и акведуки. Оплатили (74 соля с человека за обе). Затем он проводил нас на один из вокзалов, где мы купили на вечер билеты до Cuzco (80 солей с человека). Экскурсии были, прямо скажем, не очень. Возил нас на Daewoo Tico какой-то таксист, во всяком случае, возил он только нас двоих. Daewoo Tico, кстати, - это просто какая-то национальная перуанская машина, так их там много. Линии Nazca ничего особо интересного не представляют, хорошо, что мы на самолете не полетели их осматривать. Акведуки понравились чуть больше. Общий вывод: если в Nazca не заезжать, потеряете немного. Даже фотографию всего одну выложил, и то только для галочки. Вечером сели на автобус и рано утром следующего дня были в Cusco.
7 июня. Cusco – древняя столица империи инков. Пожалуй, именно Cusco и его окрестности (включая Machu Picchu) были основной целью поездки в Перу. Автобусная станция в Cusco тоже не одна, но вроде и не так много, всего 2 (хотя не уверен, что не больше). Из многочисленных билетных касс раздаются громкие призывные крики – после Аргентины это кажется диким. Камер хранения нет, поэтому оставили вещи в одной из касс, заплатив какие-то гроши, и налегке пошли в город искать жилье. Город не маленький, а станция, как потом оказалось, далеко не в центре. Шли долго и нудно, периодически уточняя направление у прохожих. Идти тяжело: город на высоте 3400 метров, а приехали мы с побережья. На центральной площади города вовсю шли приготовления к большому религиозному празднику. Как выяснилось потом, это был праздник Тела Христова. Мистический смысл праздника мне не ясен, так как в православии он отсутствует. Внешне же это выглядело как месса, после которой был некий ход (язык не поворачивается назвать его крестным), в котором принимали участие как церковнослужители, так и различные персонажи явно языческого толка. Такое вот смешение привнесенного католичества с местной доиспанской религией.
Недалеко от центральной площади нашли вполне сносный отель, расположились и пошли искать турагентства. Нашли, опять таки, прямо на центральной площади. Купили на вечер экскурсию по окрестностям Cusco и начали выяснять по поводу Machu Picchu и тропы инков. Оказалось, что дойти до Machu Picchu тропой инков нельзя, так как в день на нее пускают ограниченное число туристов, и все места были раскуплены уже несколько месяцев назад. Мы не очень расстроились, так как и не особо хотели идти по этой тропе, и времени много не имели. Вместо этого нам предложили альтернативный вариант – экскурсию в Valle Sagrado (святая долина инков), а затем вечером не возвращаться в Cusco, а остаться в Ollantaytambo (последний пункт экскурсии), откуда тем же вечером на поезде поехать в Machu Picchu. В целом мы такой вариант приняли, но только тур целиком покупать не стали, а купили только экскурсию в Valle Sagrado, решив, что до Machu Picchu доедем сами и на экскурсию туда сходим тоже сами. Дальнейшее общение с людьми, купившими полный тур, показало, что по деньгам мы выиграли, но немного, всего около 10 долларов на человека. Сразу скажу, чтобы потом к этому вопросу не возвращаться, что цены на посещение Machu Picchu грабительские. Билет на поезд от Ollantaytambo до Aguas Calientes, который мы поехали покупать сразу после покупки экскурсий, стоил 48 долларов с человека, а вход на территорию Machu Picchu (плюс экскурсия) обошелся нам в 43 доллара с человека. Обойти эти цены законным путем невозможно – автомобильной дороги в Aguas Calientes не существует. Но тут я забегаю вперед.
Итак, план действий готов, все экскурсии и билеты куплены, осталось только привезти в гостиницу рюкзаки с вокзала и поесть, что мы и сделали. Во второй половине дня была экскурсия по Cusco и окрестностям. Нет смысла перечислять все те места с непроизносимыми названиями, которые мы посетили. Скажу только, что было очень интересно увидеть то, что сохранилось от цивилизации инков. Это впечатляет, хотя надо признать, что до древних культур Европы и Азии им далеко. Из негатива могу вспомнить только одно: последний пункт программы гид просто опустила, так как было уже темно. Наконец, экскурсия закончилась. Это было актуально, так как усталость и высота давали о себе знать. Саша вообще чувствовал себя так, словно заболел гриппом: ощущение высокой температуры, ломота. В действительности температуры не было – это показал привезенный из Аргентины градусник. Поэтому, как только мы вернулись в гостиницу, он лег спать, а я пошел ужинать в соседний ресторан. Попробовал мясо альпаки. Понравилось, хотя до аргентинской говядины далеко. Потом мы еще раз ели альпаку в Aguas Calientes, и это было ужасно – прожевать не удавалось. Походив немного по лавочкам с сувенирами, я вернулся в номер и тоже лег спать. День был тяжелым, но приятным. Фото окрестностей Cusco и Machu Picchu можно найти здесь.
8 июня. Встали рано: надо было ехать на экскурсию в Valle Sagrado. Сашино самочувствие заметно улучшилось: прошла акклиматизация. Экскурсия традиционная: на автобусе нас перевозили из одного места к другому, с краткими остановками, обедом, иногда прогулками, иногда посещением рынка. Мы остановились сначала в панорамной точке с видом на реку Urubamba, остановились ненадолго в близлежащей деревне с целью посетить местный рынок, затем посетили комплекс инкских развалин Pisac, пройдя все-таки немного по тропе инков, затем пообедали. В Pisac нас с Сашей чуть было не отказались пускать. Дело в том, что для посещения различных достопримечательностей, расположенных в окрестностях Cusco, необходимо купить единый билет, который затем в каждом из посещаемых мест компостируют. И вот, пока все остальные туристы ходили по рынку, мы полезли на ближайшую гору, посмотреть на террасовое земледелие инков вблизи. По дороге встретили будку охраны, где нам, ничего не объясняя, прокомпостировали билет. Как потом оказалось, это был другой вход на территорию комплекса Pisac. Соответственно, когда мы приехали с автобусом к основному входу, наш билет уже был недействителен. Пришлось объяснять, что произошло, и валить все на охрану, которая ничего нам не сказала. Пронесло – нас пустили. После обеда поехали в конечный пункт – Ollantaytambo. Там также наблюдали интересные инкские развалины, некоторые вблизи, а некоторые – вдали, на горе напротив, где, в частности, было вытесано (или это природное явление?) в скалах человеческое лицо. Наконец, автобус ушел, оставив нас и еще несколько человек в кафе дожидаться поезда на Aguas Calientes. У нас было 2 часа времени, которое мы потратили на то, чтобы самостоятельно залезть на те самые скалы, где было человеческое лицо. В гору вела тропка, на которой потом мы встретили местных мальчишек. Они нас провели до развалин и даже не заикнулись о вознаграждении (что редкость). Вокруг паслись горные козы. До лица мы так и не долезли, так как стало темнеть. Однако до развалин, которые тоже хорошо видны снизу, долезли. Их активно восстанавливают с помощью современных технологий. А потом будут говорить доверчивым туристам, что все так и сохранилось со времен инков.
Наконец, пришло время идти на станцию. Там уже была толпа народу – таких же бэкпэкеров, как и мы. Подошел поезд – по сути, обычная электричка, только вагонов мало. Ехали до Aguas Calientes часа два. В окно ничего не видно – темно. На платформе по приезду люди предлагают жилье – а нам-то врали, что все забронировано. Отель так себе, с горячей водой, как обычно, сложности, но зато дешево. Нам нашли гида, с которой мы договорились о встрече завтра уже непосредственно при входе в Machu Picchu. Расположились и легли спать – завтра предстоял трудный день.
9 июня. Встали затемно, в 4.30 утра. Около пяти вышли. Двери отеля были закрыты, пришлось будить хозяев. На улицах темно, а уж за городом и подавно. До входа в Machu Picchu решили идти пешком, чтобы не платить за автобус 7 долларов. В 6.20 надо было быть наверху, у входа. Сначала это казалось легкой прогулкой. Но когда мы дошли до моста через Urubabma, и на мой вопрос, где же весь народ, охранник, проверявший билеты, ответил, что «все давно наверху», стало немного не по себе. А после моста началось самое интересное. В гору идет серпантин, по которому ходят автобусы, а непосредственно вверх, многократно пересекая дорогу, идет пешеходная тропа, а точнее лестница, в которой (уже на обратном пути) мы насчитали 1600 (крутых) ступеней. Надо признать, что вверх я еле дошел. Несмотря на ночной холод, я весь взмок и жалел, что не взял запасную майку. Еще потом мы очень жалели, что взяли мало воды. Но, тем не менее, к назначенному сроку успели. Прошли внутрь и стали ждать восхода солнца. Красивое зрелище, ничего не скажешь. И сам Machu Picchu до восхода выглядит более интересно. Затем прослушали экскурсию и полезли в горы. Надо заметить, что на тропу, ведущую в горы, пускают только 400 человек в день. Всех записывают, а при выходе отмечают. Залезть можно на две горы, с которых открывается панорамный вид на город. В названиях этих гор мы запутались, так как в путеводителе было написано одно, а на табличках по пути – другое. Сначала мы залезли на невысокую гору слева, а затем пошли на более высокую и более удаленную. По дороге увидели указатель Great Cave (большая пещера) и свернули туда. Это было ошибкой. Мы думали, что быстро осмотрим эту пещеру и вернемся на тропу. Как бы не так. До пещеры мы шли как минимум час. По крайней мере, дорога была относительно легкой, в основном вниз. Собственно, обнаружили мы там не пещеру, а грот, в котором был расположен храм луны. По сути, мы обошли гору снизу. Дальше был выбор: либо возвращаться обратно той же дорогой до развилки и только затем продолжать подъем, либо пойти от пещеры непосредственно вверх, на вершину. Естественно, мы выбрали второй вариант. И снова полезли круто вверх, по ступеням, деревянным лестницам, тропам. Было очень тяжело. Жара, вода закончилась, ноги болят, дыхание сбилось, остановка через каждые 10 ступеней. А все нормальные люди делали наоборот – сначала залезали на вершину, не сворачивая по указателю на пещеры, а затем спускались вниз по той тропе, по которой мы поднимались. Точнее, нормальные люди вообще не ходили смотреть на эту пещеру, а сразу с горы спускались обратно. В итоге на вершине горы мы были около трех часов дня, еле живые. Вид, правда, открывается оттуда потрясающий. Но насладиться им в полной мере не удалось, так как через несколько минут после нашего прихода появился сотрудник Machu Picchu, и стал нас торопить. Мы оказались последними туристами на горе. Плюс был в том, что он угостил нас мате – стало чуть легче. Однако спуск тоже был не из легких. Не знаю, как там спускаются пожилые тетеньки, которых мы видели по дороге наверх, но мне впервые было реально страшно. Представьте себе эскалатор в метро. Теперь сделайте ступеньки в 2 раза меньше как по ширине, так и по глубине. И скользкими. И с одной стороны пропасть. Хорошо, не пропасть, там терраса внизу, так что вбок далеко не улетишь. Но дело не в этом. Далеко улететь можно вниз, если поскользнуться. В общем, ощущение то еще. Спускались медленно, задом. И только сотрудник не торопясь шел за нами со своим стареньким радиоприемником в руках и термосом на боку как дома по лесенке. Конечно, такой спуск не все время, только в самом начале. Потом дело пошло быстрее. Наконец, в начале пятого мы снова были в Machu Picchu. Долго сидели, отдыхали, смотрели на бродящих по городу лам, потом гуляли. Около пяти покинули город – он закрывался. Вниз опять шли пешком. Спустились уже затемно. Саша искупался в ледяной Urubamba. В Aguas Calientes еще немного погуляли, вдоволь напились, поели мясо альпаки (как я уже писал, неудачно, не жевалось), нашли вокзал, с которого нам предстояло завтра утром уезжать (поезда уходят с другого вокзала, не с того, на который приходят), и пошли спать, смертельно усталые, но очень довольные.
10 июня. Встали снова рано, собрались и пошли на вокзал. На поезде вернулись в Ollantaytambo, там пересели на один из многочисленных автобусов, которые ждали нас прямо на станции, и добрались до Cusco. Но, увы, на утренний автобус до Arequipa – следующего пункта нашего маршрута – мы опоздали. Пришлось ждать вечерний автобус. В результате день был потерян. Мы гуляли по городу, закупали сувениры, но ничего полезного так и не сделали. Вечером сели на автобус и рано утром были в Arequipa. Надо отметить, что местные автобусы далеко не такие комфортные, как Ormenio. Они более старые, сидения далеко не такие удобные – ноги совсем не вытянешь. И еще: ночью в них откровенно холодно. Несколько раз мы очень сильно замерзли, несмотря на то, что с каждым разом одевались все теплее и теплее.
11 июня. Основная цель посещения Arequipa – увидеть знаменитый колкинский каньон и кондоров. Сам город нас не очень интересовал, да мы его и не увидели. Прямо с вокзала на такси поехали в центр, искать турфирму. Водитель такси во всем нам помогал, возил по разным фирмам, советовал, где лучше. В конечном итоге, правда, он содрал с нас за это жуткие деньги – 25 солей. Тем не менее, мы нашли фирму, которая готова была нас прямо сейчас везти на двухдневную экскурсию в каньон. Это, однако, нас не устраивало, так как один день мы хотели посвятить поездке на океан. Поэтому мы договорились, что к следующему утру самостоятельно доберемся до деревни Chivay, где нас будет ждать гид, и поедем только на второй день экскурсии, в который, собственно, и входит посещение каньона. Таким образом, мы экономили время и деньги на ночлег. Оплатив такую урезанную экскурсию, мы вернулись на вокзал и купили билет на побережье, в местечко Mollendo. Ехать из Arequipa до океана часа два с небольшим. Дорога идет по безжизненной пустыне. Не удивительно, что инки жили в горах: там можно хоть террасовое земледелие вести. А вот на прибрежной полосе вообще никакой растительности нет. Сам океан, впрочем, как всегда величественен. Вода холодная и волны большие. Я не рискнул, а Саша все же искупался, и был единственным купающимся на всем пляже. Да и вообще там почти никого не было – зима, как никак. Пообедали в местном ресторанчике и к вечеру вернулись в Arequipa. В город не поехали, а остались на вокзале ждать ночного автобуса. Все бы ничего, только около 11 на первом этаже вокзала устроили уборку. В результате всех людей согнали с лавочек и отправили на второй этаж, где сидеть было негде и места вообще было мало. Вспомнился родной «совок»: все сделано для того, чтобы людям было неудобно. Почему нельзя было мыть пол частями, пересаживая людей - не ясно. Но, так или иначе, около часа ночи мы уселись в свой автобус и отправились в Chivay.
12 июня. В Chivay приехали в пять утра. По дороге жутко замерзли. Долго не могли отогреться в здании вокзала, пока ждали гида. Наконец уселись в автобус и поехали в направлении колкинского каньона. По дороге останавливались в небольших деревеньках. Сам каньон не произвел того впечатления, какого ждали. И уж никак не понятно, где там нашли три километра глубины. Кондоров видели и сняли, но так как телевика у меня нет, крупного плана не получилось. На обратном пути снова останавливались у панорамных точек, потом обедали и вечером вернулись в Arequipa. По дороге проезжали высоту почти 5 километров – это была самая высокая точка, которую нам удалось посетить. В целом экскурсия в каньон понравилась не очень сильно. Подтверждением этому является отсутствие достойных фотографий. Лучше было бы, наверное, взять напрокат машину, и изучить окрестности Arequipa самостоятельно. Но, к сожалению, время уже не позволяло. В Arequipa купили билет до Puno на вечерний автобус. Пока ждали его, позвонили в одну из турфирм Puno и забронировали на завтра двухдневную экскурсию по озеру Titicaca с посещением островов и ночевкой на одном из них. В Puno были поздно вечером. Город практически вымер – активной ночной жизни не обнаружили. Нашли дешевую гостиницу. Наученные горьким опытом, первым делом проверяем, есть ли горячая вода. Вроде есть. Отлично, остаемся на ночь. Расположились и пошли искать ресторан. Увы, все закрыто. И с собой, как назло, никакой еды нет. Придется ложиться спать на голодный желудок. Ну хоть душ горячий принять можно. И вот тут нас ждал самый смешной «облом» поездки. Горячая вода есть, нас не обманули. Но нет холодной воды, и мыться под кипятком невозможно. Проверяйте в номерах все: холодную воду, горячую воду, слив в туалете, свет. Все, что декларируется сотрудниками отеля как имеющееся в наличии.
13 июня. Рано утром покинули отель, заплатив 40 солей вместо обещанных 60 – месть за отсутствие воды. В турфирме нас уже ждали. Оплатили экскурсию (30 долларов на человека), и на микроавтобусах были доставлены в гавань Puno. Там мы пересели на катер, который и возил нас по озеру. На катере, впервые за всю поездку, нам встретились туристы из России. Если не считать Буэнос Айреса, то за все предшествующее время путешествия я встретил всего одну русскую туристку – мы вместе летели из Сантьяго на остров Пасхи. И вот теперь сразу трое. Один, правда, жил в США, зато немолодая супружеская пара была из Москвы. Впрочем, бэкпэкерами этих людей все равно назвать было нельзя, поэтому мое утверждение по поводу Аргентины осталось верным и для всех остальных стран Южной Америки, которые я посетил, – за все время поездки я не встретил ни одно русского (и даже хотя бы русскоговорящего) бэкпэкера.
Первым пунктом нашей экскурсии по Titicaca были плавучие острова Uros. Те самые, которые делают из тростника. Описывать подробно, что они собой представляют, большого смысла нет. В сети полно описаний, даже передача про них была по ТВ. Что позабавило: при кажущейся нищете во многих хижинах есть телевизоры, которые питаются от солнечных батарей. Покатались на плетеной лодочке – говорят, они только для туристов и существуют. Более того, говорят, что даже в древности ничего подобного жители озера не делали. Сложно понять, кому верить, иногда бывает ощущение, что и гиды, и просто местные жители врут, сами не зная что. Самый яркий пример этого мы наблюдали в Cusco. На том самом празднике, о котором я писал выше, выступал кто-то из церковного начальства, видимо, какой-то местный епископ. Нас заинтересовало, кто это, и мы спросили у одной местной женщины, продававшей на площади церковные открытки. Она посмотрела на оратора, потом на нас, видимо, оценила степень нашего невежества и изрекла: «Папа Римский».
Следующим пунктом маршрута был остров Amantani. Собственно, там мы и ночевали. Нас встречали одетые в национальные одежды женщины во главе со старейшиной острова. Именно он распределяет, кто когда принимает гостей. Нашу хозяйку звали Валентина. Остров гористый, и идти с рюкзаком вверх к ее дому было нелегко, особенно если не забывать, что озеро расположено на высоте 4 километра над уровнем моря.
Электричества на острове нет, но для удобства туристов в некоторых домах есть солнечные батареи, которые обеспечивают комнаты постояльцев светом. Валентина накормила нас обедом, не скажу что особо вкусным, но, по крайней мере, сытным. На кухне пол земляной, нет ни света, ни газа, ни воды. Из угла периодически выскакивало какое-то животное, которое хватало с пола объедки и пряталось обратно. Оказалось, что это была морская свинка. Кстати, как нам потом рассказал гид, этих животных в местной традиционной медицине используют для диагностики заболеваний. Свинку кладут на больного на пару часов, а затем делают ей вскрытие. За это время свинка, будучи животным необычайно чувствительным, перенимает у человека все его болячки. Соответственно, какой орган нездоров у свинки, такой и у человека болен.
После обеда мы отправились на экскурсию на гору Pachatata, к расположенному там храму. С вершины открывается красивый вид на озеро. Мы, конечно, на этом не остановились и решили самостоятельно добраться и до второй горы – Pachamama. По дороге нам встретились два местных жителя на лошадях, которые за 10 солей на двоих предложили нам своих лошадок в качестве транспорта до вершины. У меня было только 20 солей, но нас уверили, что 10 солей сдачи у них есть. Однако, когда мы оказались на вершине, выяснилось, что сдачи все-таки нет. Так нас банально надули. Пришлось дать им 20 солей, а мнение о жителях острова теперь испорчено. Зато с вершины Pachamama мы наблюдали потрясающий закат, а затем не менее потрясающее звездное небо южного полушария. Удалось даже снять Южный крест, и это без всякой треноги, с руки.
Вернулись в деревню одни, в полной темноте. Валентина нас уже искала, так как с группой мы не пришли. На ужин накормила нас блинами! Когда мы рассказали, что это типичное русское блюдо, попросила рецепт. Пришлось вспоминать ингредиенты. После ужина нужно было идти на какую-то местную фольклорную дискотеку, но мы решили, что слишком устали для этого, и легли спать.
14 июня. На следующее утро мы позавтракали, собрались и отправились вниз, к катеру. Распрощавшись с заботливой Валентиной, мы погрузились на кораблик и отправились на следующий остров – Taquile. Там было уже не так интересно, хотя гид много рассказывал о традициях местного населения. Например, все мужчины на острове ходят в шапках. Неженатые без помпона, женатые с помпоном (а может, наоборот, точно не помню). Старейшины же носят черные шляпы – поверх шапок, конечно. После обеда в одном из ресторанов и прогулки по острову мы погрузились в катер и отправились обратно в Puno. Расположились в той же гостинице, где жил наш соотечественник из США – дороже, но хоть условия человеческие. Затем поехали на вокзал покупать на завтра билет в La Paz. Купили снова компании Ormenio – а ничего другого и не было, напрямую в La Paz из Lima через Puno ходят только автобусы этой компании. Стоил он 50 солей с человека. Времени у нас оставалось все меньше, и мы даже рассматривали варианты с перелетами, но все оказалось очень дорого. Идею заехать в Эквадор оставили до лучших времен. Вернулись в центр, поели, долго сидели в Интернете, разбирали фото. В целом экскурсия по озеру Titicaca очень понравилась, всем настоятельно рекомендуем. Фотографии здесь.
15 июня. Утром отправились на вокзал. Автобуса ждали долго: он сильно задержался. И не удивительно – идет-то из Лимы. Наконец пришел, и мы отправились в La Paz. Самое яркое впечатление от дороги – переход перуанско-боливиансой границы. Восстановить в точности последовательность действий я затрудняюсь. Сначала мы в автобусе заполнили декларации. Затем на территории Перу зашли куда-то, затрудняюсь точно сказать куда, где нам просто поставили штамп на какую-то бумажку. Только затем к пограничникам, за штампом в паспорте о выезде из Перу. Пешком идем через границу, по мосту через реку. Замечу, что на обоих берегах фактически рынок, а по мосту в обоих направлениях идут толпы народа. Но опытный взгляд перуанских полицейских выхватывает из толпы именно гринго, и нас тащат в участок рядом – досматривать. Заводят по одному. Тут я воспротивился, заявив, что Саша не говорит по-испански, и что нас можно заводить в комнату только вдвоем. На удивление, они не возражали. Нас завели внутрь, спросили, нет ли наркотиков. У Саши с собой вообще не было вещей, у меня же был рюкзачок с самым ценным: аппаратурой, деньгами и документами. К счастью, в него не полезли, а просто обыскали нас самих, после чего отпустили. На обратном пути все было гораздо хуже, но об этом позже.
На боливийской стороне нас никто не обыскивал, но вместо этого пограничники попросили сделать им копии тех страниц паспорта, где были боливийские визы. На наш вопрос, где можно сделать ксерокс, ответили: «На перуанской стороне». И мы отправились обратно. Формально вроде как в Перу вернуться мы не могли – мы же уже выехали из страны. На самом деле мы просто прошли по мосту обратно, так как никакой охраны, шлагбаумов или чего-либо подобного там нет. Даже злые перуанские полицейские нас не трогали. Мы сделали ксерокс и вернулись в Боливию. На этом наши мытарства закончились – штамп о въезде был получен, и мы вернулись в автобус. Дальнейшая дорога до La Paz прошла без приключений.
V. БОЛИВИЯ
15 июня была пятница, и поэтому в La Paz нам надо было срочно брать напрокат машину. Иначе мы могли остаться в городе на выходные, что совсем не входило в наши планы, так как была информация, что в выходные прокаты машин закрыты. На автовокзале первым делом поменяли деньги и сдали рюкзаки в камеру хранения. Затем стали обзванивать пункты проката, телефоны которых были в Lonely Planet, и выяснять, есть ли у них джип. Из того, что нам предложили, оптимальным вариантом показался Suzuki Grand Vitara (агентство International Rent-a-car). Вот тут интуиция нас подвела – оставшуюся поездку мы занимались, в основном, ремонтом этой развалюхи. А с виду выглядела очень даже прилично. За прокат на 4 с половиной дня с нас запросили 350 долларов. По возвращении, правда, 50 долларов нам списали. Кроме того, с карточки снимается залог в размере 1000 долларов. Машина выдается без насоса, и нас уверяли, что это приспособление у боливийских водителей вообще отсутствует. Из документов выдали, кажется, только контракт, свидетельство на машину нужно, якобы, только при пересечении границы. Выдали знак аварийной остановки, что нам однажды пригодилось, так как один ретивый полицейский его проверил. Так как ездить по незнакомому городу было страшновато, сотрудник проката поехал с нами, а точнее, повез нас. Мы заехали на вокзал за рюкзаками и заодно купили там обратные билеты в Лиму на 19 июня (70 долларов с человека). Затем заправились, так как, в отличие от цивилизованных стран, в Боливии машину выдают с пустым, а не с полным баком. Потом заехали в супермаркет, где мы закупили продуктов. Ощущение было, что еды мы купили на месяц, а никак не на 4 дня. Съели, впрочем, все подчистую. Наконец, он вывел нас на дорогу, по которой мы должны были выехать из города. Естественно, за свои услуги он попросил денег, но мы и не возражали, так как он действительно нас здорово выручил. Перед выездом я собрал навигационную систему, состоящую, как я писал выше, из КПК и GPS-приемника BT-338. Она потом не раз нас выручала, и я неоднократно хвалил себя за то, что не поленился потратить время на поиск карт Южной Америки в Интернете.
Уже затемно мы выбрались из города. Особых трудностей не возникло, и вот мы уже едем по дороге на Oruro. Периодически попадаются пункты оплаты, но мы быстро освоили эту нехитрую науку. Надо называть конечную цель, и тебе выдают квиток об оплате. Затем, на следующем пункте, снова называть цель и показывать квиток. Если оплачено дальше, чем находится пункт, денег не возьмут, просто поставят штамп. Если нет – надо доплачивать.
Ближе к часу ночи решили останавливаться на ночлег. Но где? На обочине трассы не хотелось, поэтому мы решили съехать на одну из боковых дорожек, отъехать от трассы и остановиться там. Так и сделали. В деревне Panduro, в 60 км не доезжая Oruro, свернули на населенный пункт Eucaliptus, отъехали от трассы около километра и встали на ночь. Никакого транспорта мимо не ездило. Палатку решили не ставить – слишком холодно было на улице. Поужинали. Разложили кресла в машине и сверху постелили матрасы. Достали спальники, я уже даже залез в свой. Вдруг вдали показался свет фар. Мимо ехала машина. «Может, не заметят» - подумал я, но не тут-то было. Машина остановилась, из нее выскочили люди с автоматами. Они окружили наш джип, стволы наизготовку. «Ну все», - подумал я, - «сейчас начнут стрелять». Один подошел к машине и стал светить внутрь фонарем. Пришлось открыть дверь и выяснить, что же случилось. Оказалось, это были полицейские. Они были очень удивлены, увидев двух спящих туристов. Состоялся приблизительно такой диалог:
- Что вы тут делаете?
- Спим.
- Тут спать опасно. Возвращайтесь на дорогу, там стоят грузовики на обочине, там и спите.
-Но почему опасно?
-Опасно, поверьте.
Пришлось возвращаться на шоссе и вставать на обочине среди грузовиков. Первую ночь в Боливии нам испортили. Но спасибо, что хоть не убили…
16 июня. Утром проснулись от холода. У меня спальник очень теплый, но и то ноги замерзли. Стекла в машине заледенели. Позавтракали и осмотрели машину. При осмотре обнаружилось, что порван пыльник левого переднего колеса. Ехать по шоссе некоторое время можно, а вот по грунтовке уже нельзя: может развалиться шрус. Долго думали, что делать: звонить или не звонить в прокат. Если звонить, они могут сказать, чтобы мы вернулись, а это потеря драгоценного времени. Решили доехать до Oruro и чиниться за свой счет. В Oruro огромное количество автомастерских, но найти тех, кто бы взялся за нашу развалюху, удалось не сразу. Наконец, нашли. Машину загнали во двор, сняли колесо, потом пыльник, потом вместе с ним уехали покупать новый. Часам к двум все было закончено. Денег с нас взяли около 100 боливиано, то есть не много. Довольные, мы поехали дальше. Целью поездки был солончак около города Uyuni. И ехать вроде до него было не так уж далеко. Но сюрпризы только начинались.
С трудом выехав из Oruro (куда ехать, было почему-то не очень понятно, и мы пару раз ткнулись не туда), мы направились в сторону Potosi. Надо заметить, что от Oruro до Potosi идет отличная асфальтовая дорога (мы по ней ехали назад). Но вот попасть на солончак по хорошей дороге нельзя – нет ее. Поэтому есть два варианта: либо ехать до Potosi, а потом до Uyuni по плохой грунтовке, либо сворачивать с трасы Oruro-Potosi в местечке Challapata и ехать до Uyuni по очень плохой грунтовке. Мы решили сделать круг – туда ехать вторым вариантом, обратно первым, через Potosi. Не могли же мы знать, что эта дорога будет настолько ужасной...
Итак, мы едем по отличному шоссе до Challapata. По дороге периодически попадаются шлагбаумы, где надо платить. Иногда там даже просят показать права. Наши обычные вполне прокатывают. Однажды ради интереса показал международные – тоже прокатило. Но в одном месте полицейский решил докопаться. Сначала он попросил права и документы. Затем попросил принести знак аварийной остановки. Потом спросил, где второй знак. Бывшие рядом боливийцы начали тихонько смеяться. Я понял, что это развод, и начал прикидываться дурачком: машина взята напрокат, что дали - то дали, а больше я ничего не знаю. Помогло – отпустили. В Challapata заправились (следующая заправка только в Uyuni) и взяли правее. Вскоре началась грунтовка.
Так как мы уже довольно долго ехали вдоль озера Poopo, решили на него все-таки взглянуть. Судя по GPS, после поворота на грунтовку мы оказались наиболее близко к озеру. Поэтому при первой возможности мы съехали с дороги вправо, в степь, и вскоре приехали в крошечную деревеньку. Там мы долго крутились, пытаясь найти подъезд к озеру, пока, наконец, не попросили местных ребятишек нас вывести. После деревни мы еще ехали какое-то время, пока колеса джипа не начали потихоньку вязнуть в почве. Дело в том, что был сухой сезон, и озеро значительно отступило. Соответственно, мы ехали по его дну. Об этом говорили и лодки, лежавшие очень далеко от воды. Опасаясь застрять, мы вышли из машины и пошли пешком. Но до воды мы так и не дошли. Обувь постепенно тоже стала увязать, и стало ясно, что пора назад. Зато мы увидели потрясающий по красоте закат над озером. Фото здесь.
Двинулись дальше, уже в темноте. Дорога становилась все хуже и хуже. Даже там, где она была приличная, машину жутко трясло. Иногда попадались места, где дорогу ремонтировали, и тогда проехать было реально непросто. Периодически переезжали в брод небольшие реки. А в сезон дождей могли бы там в брод и не проехать. Надо было брать большой джип – таков был наш главный вывод. Чтобы не так трястись, я решил прибавить газу, и поехал километров 80 в час. Через некоторое время мы обратили внимание на новый звук, которого раньше не было. Остановились проверить, что же случилось. Оказалось, что сломался замок капота. Хорошо, что капот не открылся, а то остались бы без лобового стекла. Стали думать, как же его закрепить. Нашли пластмассовые стяжки для проводов и веревку, привязали. Пришлось ехать медленно и периодически проверять. Стяжки быстро рвались, хорошо еще, что их было несколько. Наконец, не доезжая до деревни Rio Mulatos, остановились на ночлег, отъехав с дороги метров сто. Палатку не ставили, поужинали и улеглись. Ночью разбудил шум проходящего поезда. Оказалось, что мы остановились всего в нескольких метрах от железной дороги.
17 июня. Утром поехали в Rio Mulatos искать проволоку, чтобы нормально привязать капот. У первого же встречного мужичка проволока оказалась. Я дал ему в благодарность 5 боливиано. Он тут же сбегал, и принес еще проволоки. Пришлось дать еще 5. Видимо, решив, что мы миллионеры, он предложил продать нам золото, которое намыл в окрестных горах. Золото нам было не нужно, и мы, накрепко примотав капот, тронулись дальше. Так как бензин у нас подходил к концу, а заправки не было, пришлось купить литров 20 у барыг в местном продуктовом магазинчике. Дорого, но лучше так, чем остаться без топлива в боливийской пустыне.
При выезде из Rio Mulatos единственный раз сбились с пути. Четкой дороги не было, GPS потерял связь с КПК (а мы не заметили), и мы уехали в степь по небольшой колее, считая, что это и есть дорога. Ехать, кстати, по такой дорожке было значительно лучше, чем по основной дороге. Не трясет, можно разогнаться. Погонялись за ламами. Наконец поняли, что с GPS что-то не так, переподключили и выяснили, что мы совсем не на дороге, а сильно в стороне. Пришлось выбираться какими-то тропинками, а потом и просто без дороги.
До деревни Cachani, где находится въезд на солончак, добрались без приключений. Оттуда на джипах возят туристов на солончак турфирмы. Мы увязались за одним из таких джипов, но далеко не уехали. На самом краю солончака нас ждала новая напасть – порвался тросик газа. Точнее, он не совсем порвался, осталась одна нитка. Остальные порвались и застряли в резиновом шланге, в котором этот тросик проходит. В результате педаль газа застряла в нажатом положении. Пришлось вернуться в Cachani. Я пошел искать механика. Первым встречным оказался паренек, продававший сувениры. На мой вопрос, где найти механика, он ответил встречным вопросом: «А что у вас случилось»? Пришлось показать, так как объяснить ему нашу проблему на испанском я не смог. Оказалось, что он сам может нам помочь. Сначала он удалил порванные волокна, а затем доехал с нами до Uyuni, нашел там магазин запчастей, купил нужные детали и заменил тросик. Сделать это было непросто, так как дело было в воскресенье, и большинство магазинов было закрыто. Естественно, пришлось ему заплатить. К счастью, больше машина не ломалась.
Ехать назад в Cachani времени уже не было, поэтому солончак мы так толком и не увидели. Поехали в направлении Potosi. Собственно, именно в этот момент началась долгая дорога домой, так как самая дальняя точка была достигнута, и мы начали возвращаться. Дорога была несколько лучше, чем до Uyuni, но все равно грунтовка. Когда пыли стало немного меньше, решили остановиться на чистку. Дело в том, что при движении по грунтовкам боливийского altiplano (высокогорная равнина) вся машина, все вещи в ней, продукты, а также легкие пассажиров забиваются невероятным количеством пыли. Мы как-то сразу это не осознали, а потом прятать вещи было уже поздно. Общая рекомендация такая: во время движения все убирать в рюкзаки и пакеты и закрывать как можно герметичнее.
Постепенно дорога превратилась в серпантин. Ехали уже в полной темноте. Когда до Potosi оставалось не так далеко, решили остановиться на ночевку, чтобы город осмотреть утром. Съехали с дороги, что на горном серпантине не всегда просто, и, как обычно, улеглись спать в машине.
18 июня. Утром приехали в Potosi. Город расположен на холмах, улицы узкие, идут ввех-вниз. Когда-то, благодаря серебряным копям, это был богатейший город Южной Америки. Сейчас от былого богатства осталось мало. Местные жители говорят: «Испанцы все у нас украли, а теперь американцы крадут то, что осталось». Особых целей в городе у нас не было. Мы покатались по улочкам, погуляли немного по центру, докупили еды, заправились, заехали на рынок купить сувениров. Рынок удивил своей бедностью (в смысле того, что выбор был крайне мал).
Покинув Potosi, направились в сторону Oruro. Наконец-то едем по асфальту! По дороге решили заехать искупаться в т.н. Ojo del Inca (глаз инки). О факте существования этого небольшого озера в кратере потухшего вулкана узнали из Lonely Planet. Температура воды около 30 градусов – давно я с таким удовольствием не плавал. Народу мало, купание стоит 10 боливиано. В центр озера рекомендовали не заплывать – говорят, что там можно утонуть.
После купания двинулись в сторону Oruro и La Paz. По дороге пару раз останавливались, на одном из озер видели розовых фламинго, которые при нашем приближении стремительно удалялись. Дорога сначала идет по горам, асфальт идеальный, машин почти нет. Ближе к вечеру вернулись в Challapata, замкнув таким образом петлю, и поехали по уже известной дороге. Снова видели потрясающий закат над озером Poopo. Поздним вечером были в La Paz. Так как завтра некоторое время у нас было, решили посмотреть еще знаменитую «дорогу смерти». План был такой: проезжаем La Paz, выезжаем в направлении «дороги смерти», ночуем, а рано утром проезжаем саму дорогу снизу вверх, и, сделав петлю, возвращаемся в La Paz. Саша проявил чудеса штурманского мастерства, выведя меня через весь город точно к заданной дороге по картам путеводителя (нормальной карты города у нас не было), но тут нас ждал облом. Ночью дорога закрыта, и на нее никого не пускают. Успеть посмотреть «дорогу смерти» только утром шансов не было, и нам пришлось смириться с тем, что в Боливии мы так и не увидим никаких достопримечательностей. Поехали обратно искать гостиницу. Искали очень долго. Адреса, указанные в Lonely Planet, найти не удавалось. Иногда мы заезжали в такие районы, что возникало желание развернуться и уехать как можно быстрее, что мы и делали. Наконец, уже в районе часа ночи, мы все-таки случайно наткнулись на гостиницу. И очень удачно. Цены были приемлемые, номер приличный, а машину поставили в гараж на территории.
19 июня. Утром долго приводили в порядок машину, насколько это вообще было возможно. Морально готовились к тому, что за повреждения, например за оторванный капот, придется платить. Наконец, оставив вещи на ресепшн отеля, поехали искать прокат. Надо сказать, что ездить по улицам La Paz мне было очень комфортно. Дело в том, что движение там похоже на московское, только правила соблюдают еще меньше. Все так же лезут, никто никого не пропускает, паркуются, где придется. В общем, как дома. Более того, на крупных улицах поток зачастую едет и на красный. Те, кто едет по второстепенной дороге, должны отчаянно сигналить, чтобы их пропустили на их зеленый!
Прокат искали долго, так как адрес, как потом выяснилось, был у нас записан неправильно. Так что я вдоволь накатался по La Paz. В прокате же сходу перешли в наступление: «Что за дрянь вы нам дали, мы только и делали, что ее чинили, потратили кучу денег, ничего не смогли посмотреть» и т.д. Перепуганная тетенька долго извинялась и предложила нам скидку в 50 долларов, на которую мы великодушно согласились. Пронесло, я думал, будет хуже. Тысяча долларов, снятая с карточки в залог, благополучно вернулась недели через две.
Времени до отправления автобуса оставалось около 3 часов. Мы погуляли по городу, пообедали, затем пошли покупать сувениры. Купили поделки из серебра, майки и прочие безделушки. Наконец, забрали из гостиницы рюкзаки и на такси поехали на вокзал. Погрузились в автобус и тронулись в направлении Лимы.
Описывать суточный переезд в Лиму смысла нет, автобус был комфортный (все то же Ormenio), но почему-то было очень душно. Единственное, что снова заслуживает внимания, так это переход границы. С покиданием Боливии проблем не было – в паспорте просто поставили штамп о выезде. То же можно сказать и о Перу – просто поставили штамп о въезде на 90 дней. А вот перуанские полицейские снова отличились. Они опять затащили нас к себе на досмотр. Уже зная, что это за процедура, я расслабился, а зря. На этот раз все было серьезнее. Меня снова обыскали, но теперь полезли и в рюкзак. А в рюкзаке был, в частности, кошелек с долларами. Его тут же извлекли, достали деньги, и стали пересчитывать. При этом второй полицейский все время пытался отвлечь мое внимание – то просил куда-то посмотреть, то открыть второе отделение рюкзака, где была фотоаппаратура. Они допытывались, не фальшивые ли это деньги, и утверждали, что только недавно задержали банду фальшивомонетчиков. Хуже всего было то, что я не помнил, сколько денег там должно было быть! Да, всю поездку мы тщательно записывали все расходы, до последнего соля и боливиано, но вот пересчитать оставшиеся деньги как-то не удосужились. Наконец, поняв, что я не отведу взгляда от пачки долларов (а там было не менее тысячи), мне ее вернули. Интерес ко второму отделению рюкзака как-то сразу пропал. Нас отпустили, и, вернувшись в автобус, пришлось сразу проверять, сходится ли «дебет с кредитом». Хорошо, что все расходы мы вели в КПК и смогли очень быстро посчитать, сколько потратили. Стало ясно, сколько должно было остаться, и это совпало с тем, сколько осталось. Уф, опять пронесло! Совет: при пересечении перуанско- боливийской границы будьте крайне внимательны, заранее пересчитайте деньги, если вас несколько, старайтесь держаться вместе. И еще – учите испанский, это очень помогает.
20 июня. Во второй половине дня, наконец, приехали в Лиму. Гостиницу решили снять в центре, выбрали ее по Lonely Planet и на такси доехали прямо от вокзала. Долго бродили по вечерней Лиме, выбирая сувениры, потом поужинали и посидели на центральной площади.
21 июня. Рано утром отправились в аэропорт Лимы. У меня рейс был утром в Буэнос Айрес. Сашин рейс в Москву был вечером, поэтому он только сдал вещи в камеру хранения. Мы попрощались и расстались, чтобы через два дня встретиться в Шереметьево – наши рейсы прилетали с разницей в час.
В Буэнос Айресе, несмотря на зиму, стояла теплая погода – около 15 градусов. Я нашел недорогую гостиницу в центре, прошелся по магазинам, затем поужинал с друзьями моей любимой аргентинской говядиной.
22 июня. Утром еще раз прошелся по магазинам, покупая последние сувениры. Все песо точно рассчитаны, излишек надо потратить. Наконец, я в аэропорту. Прощай, любимая Аргентина! Когда увижу тебя снова? В Duty-free увидел говядину в вакуумной упаковке и не удержался – надо же родным дома дать попробовать. Проблем с ввозом мяса не было, сертификат никто не смотрел. Ночной перелет в Италию, два часа ожидания, снова перелет, и вот, наконец, я в Москве, после почти пяти месяцев отсутствия. Никогда еще не уезжал из дома так надолго. А съездил просто отлично. Ничуть не жалею!
Вопросы, замечания, комментарии присылайте на адрес esoog@yandex.ru
<<<к предыдущей части
|