
Всё началось примерно за полтора месяца до нового года. После которого 10 дней выходных. И вроде есть возможность наконец-то пойти в отпуск (фактически 5 лет не был). Планы скататься в Индию. Солнце. Море. Но вдруг раздается звонок от моего друга Димы из Киева.
- Ты в отпуск собираешься?
- Да, в Индию.
- Есть предложение в Алматы на Чимбулак на лыжах покататься...
(я задумался, так как никогда не был в зимних горах, но солнце, море побеждают и я типа отмазываюсь)
- Не, самолет дорого в Алматы, я лучше в Индию за те же деньги.
- Я вот думаю, если экипаж соберется, то на машине...
- Я согласен!
С этого дня началась подготовка к поездке. В мои задачи, как штурмана, входила разработка маршрута, покупка навигации и прочие организационные дела. В Киеве тем временем началась модернизация машины (установка бензинового Вебасто в дизельный Ниссан Патрол
1998 года) и поиск второго водителя. С этим оказалось сложнее - ранее согласившийся человек, когда понял, что мы на самом деле собираемся серьезно ехать в Алматы в январе на машине, отказался, сказав что его не отпускает жена. Еще одна кандидатура отказалась по каким-то другим причинам. Поездка грозила срывом - ехать фактически вдвоем да и одной машиной было стремно. Но, случилось чудо. С моим другом работает Дядя Анастасович, который 40 лет назад, когда подымали целину, развозил в Казахстане зерно по элеваторам. 63 года не помеха. Для Дяди Анастасовича это была возможность вернуться в шальную молодость. В итоге экипаж сформировался в таком виде: Анастасович (запасной водитель), Дима (основной водитель), его 13-летний сын (неизменный участник наших поездок уже несколько лет) и я (штурман).
31 декабря днем загрузили машину вещами. В багажник на крыше, кроме двух пар лыж и ботинок, влезли 4 пары валенок, несколько тулупов, маленькие канистры. Машина загружена под завязку - личные вещи, еда в виде сухарей, бутербродов, нескольких ящичков воды, сока, бёрна (это для меня), ящик с инструментами, джэк, цепи, газовый балон с горелкой, спальники, большая канистра с авиакеросином и канистра для солярки, большой сверток полиэтилена, альпинисткая веревка с карабинами, авиационный трос и т.д.
_________________________________________________
далее будут приведены затраты в национальных валютах, для удобства расчета приведен примерный курс к доллару:
4,8 украинских гривны = 1 долл
29 российских рублей = 1 долл
130 казахских тенге = 1 долл
также далее основное время будет указано киевское, а в скобках необходимая поправка, чтобы вычислить местное время. (киевское время на 1 час меньше московского)
_________________________________________________
Итак, 1 января 2006 г, примерно 8-30 утра, выезжаем . Надо сказать, что время было выбрано очень удачно - впереди по Украине и России дороги были пустые - ни машин ни людей :) Температура воздуха -1. Погода хорошая.
11-05 Проехали 200 км. Первая остановка под Лубнами. Заправили 78 л солярки на 290 гривен.
14-35 Проехали уже 520 км. Пересекаем границу в Гоптивке. Заплатили за страховку 673.20 рос руб., а за временный ввоз почему-то ничего. Вообще с этими страховками и временными ввозами
постоянно разные цифры на границе. На Чайку за три года поездок в Россию на выставки и ралли ни разу не было двух одинаковых сумм.
15-55 (+1) Выезжаем уже с российской таможни. Впереди следующий участок пути. Температура -3. У нас с собой были российские рубли, поэтому до самого Казахстана наличием в городах обменных
пунктов не интересовались.
17-30 (+1) Остановились заправиться перед Корочей. Залили 50 литров солярки по 15-50 руб и двигаем на Старый Оскол.
21-10 (+2) Перед Воронежем на Посту ГАИ останавливают для проверки документов. От Киева проехали 812 км. Через 10 минут останавливаемся на заправке проверить масло. Всё в норме. Надо
сказать что за месяц до поездки навернулся мотор, пришлось сделать капремонт двигателю и до этой поездки машина успела пройти за пару недель порядка 300 км.
2 января
0-50 (+2) За Борисоглебском находим заправку с соляркой. (Перед въездом в город на посту ДПС короткая остановка - спросили документы). Не заправились - солярка летняя, а температура чем
ближе к Казахстану всё ниже и ниже. В километре на Юкосе по 14,60 заливаем полный бак - 60 литров на 876 рубл. и едем дальше. От Киева проехали 1054 км.
5-40 (+2) Стоим на шлагбауме перед въездом в Саратов. Первый раз увидели поднимающиеся с дороги барьеры, препятствующие проезду через перезд при опущенном шлагбауме. На Украине ни разу такого не видали.
6-20 (+2) Остановили перед мостом на Энгельс для проверки документов (вроде как самый длинный мост не только в России, но и в Европе - 3 км). Проезд транзитного транспорта через мост почему-то запрещен, а у нас в миграционных картах было отмечено "транзит". Да и возникли небольшие проблемы с правами Дяди Анастасовича - в отличие от Украины, в России не действуют старые права - книжечка с гербом и буквами "СССР" :) На вопрос "Куда путь держите?" честно ответили "На лыжах кататься в горы под Алматой". Далее круглые глаза, челюсти упавшие, недоверчивый
взгляд и досмотр машины. Проблему прав и ускоренный досмотр решили бутылкой украинской лучшей огненной воды и 270 р. От Киева проехали 1352 км. На выезде из Энгельса заправка. Заливаем 79 литров дт на 1134 р.
10-00 (+2) . Остановились за Новоярославовицем кости размять. 1597 км уже проехали практически без остановок, если не считать заправки, таможню, посты ДПС, и "по нужде".
10-40 (+2) . Российская таможня. 1650 км от Киева. Пока стоим в очереди, обнаруживаем что колесо, вроде бы пробитое до этого на трасcе, конкретно спускает. Едем за 10 км в поселок, где, как нам сказали есть единственный ближайший шиномонтаж. Запаску ставить пока неохота - неизвестно что за населенные пункты впереди и,
пока есть возможность, надо колесо бортировать. Шиномонтаж не работает. Рядом в магазине автозапчастей говорят, что владелец шиномонтажа празднует новый год.Покупаем тут же самый дорогой насос (500 руб) и думаем, подкачивая колесо, ехать до Уральска, а там в городе точно будет работающий шиномонтаж. Но возникает мысль договориться с продавцом в автозапчастях. Обещаем ему и второму нормально заплатить и накрыть поляну, если он привезет мастера и он сделает нам колесо. Автозапчасти закрываются. Жигуленок уносится за владельцем шиномонтажа. Вечереет. Через два часа на жутком холоде и сильном ветре сами ставим запаску. Я окоченелыми пальцами срываю две резьбы из трех на креплении запаски на задней двери.
13-30 (+2) Мы на таможне. Второй раз. Почему-то таможеники нас не запомнили и не пускают без очереди. Через 40 минут мы уже двигаем в сторону казахского поста.
14-30 (+3) На казахском посту. И тут началось с того, что некоторые казахские таможенники очень плохо говорят по русски. Потом никто толком не говорит куда и в какое окно надо идти. И это всё при очень сильном ветре и при минус 17. Такое ощущение, что на ветру не меньше 40. Цель поездки "туризм" воспринимают очень странно. Закончилось полным досмотром машины. Вплоть до
выгрузки вещей из рюкзаков, разворачивания спальников, даже лыжи из чехла доставали и ботинки осматривали.
В дополнение ко всему на таможне встретили фуру с украинскими номерами, которая выезжала из Казахстана. И водитель, когда увидел на нашей машине украинские номера, с испугом рассказывал,
что дальше дорог нет, что сильные переметы, что морозы, что камазы теряют мосты, что фуры вытягивают гусеничной техникой, и что мы сумасшедшие. Посоветовал возвращаться и въезжать в Казахстан через Челябинск-Кустанай или даже через Челябинск-Петропавловск. Но мы решили, что возвращаться это не спортивно! :)
15-20 (+3) Выезжаем из таможни. Уже почти темно. Впереди нас ждет самое интересное, но пока хочется доехать скорее до Уральска и там переночевать. Сильный ветер. Переметы не высокие, но дороги почти не видно под ними. В добавок небольшой снег сильно снижает видимость. -17.
По дороге начала замерзать солярка. Был момент, когда скорость упала до 15 км/ч и мы так ехали около 30 минут. Потом чуть-чуть раскочегарилось (спас долитый до этого керосин). Доехали до
Уральска и поселились в первой же гостинице, хотя и понимали, что она дороговатая. Сколько было времени, уже не помню, но было поздно - около 10-11 вечера по местному времени. Поужинали в ресторанчике вчетвером, выпили с Димкой водочки, и упали спать. Утро вечера мудренее - решили утром съездить на стоянку
дальнобойщиков, разузнать там всё и принять решение ехать ли дальше или через Челябинск.
Гостиница "Пушкин" **** на проспекте Достык (Дружбы). За 2 2-х местных номера заплатили 280 долл. Ужин на четверых 130 долл.
Завтрак на четверых 35 долл (+2 заправленных термоса кофе и чаем). Недалеко от гостиницы есть банкомат, обменный пункт нам в позднее
время найти не удалось. В гостинице есть один компьютер с интернетом. Во дворе гостиницы охраняемая открытая парковка. Персонал на ресепшене говорит по английски (ну и по русски
конечно) :)
Утром расчитались долларами с бухгалтерией на ресепшене (решили попридержать наличные тенге из банкомата - еще не понятно что с обменниками дальше)
3 января
8-30 (+3) Выехали из гостиницы. Ищем шиномонтаж. Рядом с одним шиномонтажем произошел такой диалог:
- Шиномонтаж скоро откроется?
- Да
- А через сколько? Час? Два?
- Неее, ребята, завтра или послезавтра.
Сказываются отголоски нового года :)
Погода хорошая, ясная. Без осадков. Но морозно -18. К дальнобойщикам так и не поехали. Я с ребенком поехал утром в районное отделение МЧС. Рассказал о плане и цели нашей поездки и
попросил рассказать о дорогах и погоде. На нас смотрели, как на сумасшедших - сказали что в январе одной машиной и экипажем, где
один ребенок и один старик, никто по этим дорогам не ездит. Данные всех четверых и мобильные телефоны записали в какую-то книгу. Потом нам выдали телефоны Оперативно-Спасательных Отрядов и телефоны Оперативных Дежурных по всему маршруту - по этим телефонам можно узнать прогноз погоды, рекомендации по движению, по трассе, по перевалам. И выдали телефоны районых отделений "КазАвтоДор" по маршруту - по этим телефонам можно узнать состояние дорог, перевалов (закрыты или открыты). В каждом районном центре мы узнавали обстановку по области на несколько дней вперед и это очень помогло нам в дороге. Оперативные
Дежурные в каждом районном центре, оказывались очень открытыми и дружелюбными людьми, которые давали полезные рекомендации как ехать, где лучше свернуть и где объехать, какие опасности могут поджидать (например в виде коров или верблюдов, которых в определенное время выпускают из аулов попастись, и он может ночью
выйти на дорогу).
_________________________________________________
Короче, СОВЕТ и РЕКОМЕНДАЦИЯ путешествующим в Казахстане (да наверно и не только там): потратьте время в городе на листание справочника "Желтые Страницы", найдите адрес местного МЧС, подъедте к ним и пообщайтесь - много полезной и нужной информации из первых рук для вашего путешествия.
_________________________________________________
За все время путешествия видели памятники горбатому 965-му жужику (Воронеж на посту ДПС), 401-му Москвичу, Победе, двум самолетам и танку (Воронеж), милицейскому Жигулю и БТРу (Уральск), потом в Алматы полуторке, в Липецке раннему танку Т-34
_________________________________________________
Все-таки вернемся в Уральск :)
8-50 (+3) Нашли шиномонтаж. Через 30 минут всё готово и едем искать заправку с зимней соляркой. 500 тенге заплатили за бортировку. На шиномонтаже подходили люди и спрашивали что за
номера на машине. Видимо не часто к ним ездят из Украины на машинах :)
9-50 (+3) Нашли заправку. Залили 50 литров зимней солярки по 72 тенге за литр (на 3627 тенге)
10-10 (+3) Выезжаем из Уральска в сторону Актюбинска. От Киева проехали 1820 км.
11-40 (+3) Остановились на перекрестке на выезде из Джамбейты размяться и проверить масло, долили 600 мл. Погода хорошая, ясная. Температура -9. Пройдено 1957 км.
Дальше дороги почти нет. Прощай асфальт. Хоть какой-то, но был асфальт. По пути увидели лису, которая гонялась возле дороги за сороками. Животные совсем не пугливые здесь.
До начала актюбинской области (около 200 км) дорогу проехали почти за 4 часа. На некоторых участках нельзя было ехать больше 30 км/ч.
15-15 (+3) Температура опустилась до -16. Очень быстро стемнело. Едем по Актюбинской области. Дорога в общем неплохая, начинаем привыкать.
18-50 (+3) Въехали в Актюбинск и сразу заехали на заправку "helios" залить зимней солярки. Залили 83 литра на 6040 тенге (по 72 тенге). Ищем гостиницу переночевать и рано утром выехать, чтобы по светлому проехать как можно побольше через степь. Температура -13. 2290 км проехали от Киева.
20-20 (+3) Поселились в небольшой гостинице "Илек". 2 двуместных
номера по 4600 тенге, за охраняемую парковку во дворе гостиницы 400 тенге. Переночевать нормально. Около полуночи по местному
времени сходили вчетвером в кафе рядом и поужинали быстро салатиками, борщем и мантами, заправили 2 термоса чаем и кофе (5000 тенге). Пока искали гостиницу, не встретили ни одного
обменного пункта в Актюбинске. Возможно что они не работают в позднее время.
4 января
3-00 (+3) Подъем и сборы в дорогу. Через полчаса выехали в Аральск, едем в сторону Храмтау. Погода безоблачная, но очень ветренно. Температура -22. Пройдено 2321 км от Киева.
4-55 (+3) Проехали Храмтау. Дорога отличная. Спокойно идем 80-100 км/ч. Начинается очень красивый рассвет. Небо чистое, снега нет.
Температура -16 (правда через 15 минут она уже опустится до -23). 2404 км от Киева.
6-25 (+3) Проезжаем Карабутак. Почти все время температура -23. Дорога отличная. Проехали уже 2532 км от Киева. Солнце только поднялось - рассвет очень долгий.
7-05 (+3) Кончилась хорошая дорога. 2591 км от Киева. Опять едем по обочине - по "дороге" ехать невозможно. Температура -19.
8-50 (+3) До сих пор едем по бездорожью. Дорога всё хуже и хуже, хотя временами попадаются небольшие участки по которым можно ехать 50 км/ч. Сделали на короткой остановке совместную фотку. Проехали 2641 км от Киева. От Октобе (Актюбинск) 325 км. Похоже, что мы въехали в мертвую долину, про которую рассказывал Оперативный Дежурный в Актюбинске.
Мертвая Долина (или еще Долина Смерти) - достаточно большой участок, протяженностью порядка 150-200 км, где высоко к поверхности находятся грунтовые воды, из-за чего земля "играет" - там где сегодня яма, через неделю может быть бугор, и наоборот. Поэтому, по рассказам, там обломались в 10-й раз рокладывать
дорогу из-за бесполезности и она расползается и разбивается тракторами и редкими камазами и уазиками. Кстати, по краям дороги, между самокатанными дорожками валяются остатки фур,
уазиков, многочисленные оси, мосты, кабины. Надо ехать аккуратно - есть опасность напороться на скрытую снегом какую-нибудь железяку. Еще эта долина примечательна необъяснимыми климатическими и погодными сюрпризами - при ясном небе, при позитивном прогнозе, может вдруг подняться буран, который будет идти несколько дней. Такой вот бермудский треугольник.
9-30 (+3) На дороге в 15 метрах от нас сидит лиса и смотрит на нас. Красивая, как из сказки. Мы останавливаемся и открываем окна. Лиса спокойно смотрит как мы достаем фотики, потом медленно встает и лениво уходит. Погода очень ясная. Сильный ветер. Без осадков. Температура -17. Дорога полное говно. Точнее она где-то
рядом, но ехать по ней значит оставить машину в этой долине. 2663 км от киева.
10-35 (+3) Вдруг, как оазис, невдалеке СТО и Шиномонтаж. Рядом несколько фур. Похоже давно стоят там. Чуть дальше по ходу мост и табличка "Мост в аварийном состоянии", а объехать нельзя. На всякий случай фоткаемся :) От Киева 2700 км - то есть более чем за час мы проехали всего 7 км!
11-15 (+3) Перекресток на Иргиз. По указателю от Актобе 405 км. Благодаря указателям сориентировались по атласу. Данного участка
у меня в навигации не было - в Актюбинске, посоветовавшись с Оперативным Дежурным, поехали в Аральск через Хромтау-Карабутак, а не через Эмбу-Челкар, как планировали в Киеве. Температура -15. Преодолели 2725 км от Киева.
13-35 (+3) Залили из канистры 20 литров солярки. Едем по прежнему рядом с основной "дорогой" - основная вся во льду как на катке - гладко и блестит, на коньках можно было бы легко прокатиться, и быстрее :) Хотя на небольших участках приходится взбираться и ехать по основной "дороге", так как это становился лучший вариант для движения. Небо чистое. Погода ясная. Температура -12, хотя на ветру не понятно на сколько ниже, наверно -30. Проехали 2802 км
от Киева (за последние 2 с лишним часа преодолели меньше 80 км).
14-10 (+3) Останавливают на границе Кызыл-Ординской области. Спросили откуда, куда, почему, сделали круглые глаза и пожелали
удачи. Надо сказать, что это был единственный случай в Казахстане, когда с нас не сняли денег на посту. Дальше едем по основной дороге - льда уже нет но вся дорога в ямах и колдобинах.
Вечереет. Температура -14. Проехали 2818 км от Киева
16-10 (+3) Въехали в Аральск. На заправке заливаем солярки (по-видимому зимней) 63 литра на 3800 (по 60 тенге). (Люди почти не говорят на русском языке. Поэтому какое-то время покружили в Аральске в поисках более-менее нормальной заправки). Через 40 минут выезжаем из города и двигаем дальше. Уже темно. От Киева 2934 км. Температура -15.
21-30 (+3) под Джусалы остановили для проверки документов. Нет страховки (на границе никто нам про нее вообще не сказал). Простояли около 30 минут. Поторговавшись отдали 2000 тенге. От
Киева 3236 км. Температура -18.
5 января
0-24 (+3) на въезде в Кзыл-Орды опять останавливают для проверки документов. В этот раз заплатили 2000 тенге за СССРовские права
Анастасовича. Через 20 минут едем дальше. Надо найти заправку с зимней соляркой и ехать на Чимкент (Шимкент). Чтобы не плутать в городе, предлагаем местному таксисту деньги, чтобы он проводил нас до заправки с зимней соляркой. За 200 тенге мы оказывается на заправке "helios" на выезде из города. Залили 59 литров по 72 тенге. В 1-05 (+3) отправляемся в путь. По указателю до Чимкента 447 км. От Киева 3403 км. Температура -20.
Ночное небо очень чистое и красивое, все в звездах , их очень много и они так низко что кажется до них можно допрыгнуть. И еще такое ощущение, что их в два раза больше, чем показывают в планетарии.
4-30 (+3) Температура за бортом снизилась до -23.
4-55 (+3) Что-то с турбиной - появился неприятный шум и свист.
Остановились, посмотрели, решили ехать дальше, пока машина едет, нет смысла что-то искать и делать на трассе в холод и жуткий ветер. Проехали уже 3654 км от Киева.
Примерно через 10-12 км остановило местное МАИ за 45 км до Туркестана для проверки документов. Опять спросили про страховку, которую нам не выдали на границе. Додолбались и за тонировку, и
за фотоаппарат, и за навигацию (причем сначала спросили что это такое). Похоже что застали сразу обе смены, которая еще не ушла и которая уже пришла. И тем и другим хочется денег, да так, что уже они начали почему-то вспоминать и про декларации и про всё на свете. Решили вопрос с помощью 4000 тенге после торга и обоюдной ругани. Потратили минут 40. Да еще и новый рекорд температуры - 25. Всходит солнце, небо чистое.
6-00 (+4) Едем по Туркестану и ищем где сделать страховку на машину, потому как уже нет сил отдавать деньги за нее на каждом посту, а ведь мы еще до Алматы не доехали. Потеплело, -17.
Туркестан удивительный город - при такой низкой температуре влажность воздуха 90-95 процентов. Стоит туман, но какой-то странный, такое ощущение, что снежинки зависли в воздухе. Жители
города делятся на два социальных слоя - очень бедные и очень богатые, среднего по-моему нет. Возле рынка находим Банк и меняем в нем доллары, курс не очень, но это безопасней чем на рынке. Тут же недалеко находим офис Нотариуса, сначала ждем когда он приедет, потом когда подойдет наша очередь.
В Туркестане (опять же рядом с рынком, банком и нотариусом) находится уникальная и очень красивая мечеть 17 века, которая является меккой для мусульман, и казахи, да и не только, к ней
совершают паломничества.
7-35 (+4) Заплатили за страховку почти 6000 тенге. Тут нас тоже сделали - нотариус сказал что-то невнятное про то что он не знает, как делается страховка на короткий срок, и что у него бланки и карточки только на год. В итоге у нас теперь есть годовая страховка и можно будет поехать в Казахстан следующим летом :)
Двигаем в Чимкент! Но на выезде из города нас опять тормозят. На посту 5 человек с палочками тормозят почти всех подряд. К нам подошел самый большой начальник и поинтересовался что это за
номера у нас такие и поросил документы на машину. То, что номера украинские, его уже не интересовало - да, он уже увидел страховку
на машину, но у нас была на окнах тонировка. Мы сказали, в надежде что не придется платить, что тенге вообще нет, что всё раздали его коллегам на предыдущих постах и тут он потребовал сувенир какой-то хороший. Вручили бутылку огненной воды. Мы были в шоке - вокруг куча свидетелей, а он открыто берет бутылку, разглядывает, восхищается, и, довольный, кладет при всех же к
себе в багажник служебной машины. Мда, Казахстан...
Теплеет, -15. От Киева проехали уже 3730 км.
11-15 (+4) В Чимкенте на выезде поели вчетвером в кафе на 3500 тенге (салаты, супчики, второе мясное очень вкусное, заправили термосы чаем и кофе), потом решили заехать на какой-нибудь сервис посмотреть что с турбиной. Находим сервис, мастеров таких нет и Дима сам залазит под капот и после тщательного осмотра находит шланг, который спал. Починились и едем на Джамбул (Тараз). Заправили 30 литров летней солярки на 1440 тенге. Погода отличная, ясная. Температура почти ташкент -4, но по чуть-чуть
холодает. От Киева проехали 3916 км.
13-45 (+4) По дороге в Джамбул (Тараз) залили керосин потому что похолодало до -20. Проехали 4043 км от Киева. Через полчаса въехали в Джамбул (Тараз), залили 40 литров солярки на 1960 тенге. И еще керосин влили. Ищем гостиницу для ночлега.
15-00 (+4) поселились в гостинице "Джамбул". За трехкомнатный
номер заплатили 11600 тенге и дополнительно 1600 тенге за две дополнительные постели (это оказалось дешевле чем два двуместных номера). С Димкой вечером пошли в бар выпили по несколько бокалов пива и заказали десяток бутербродов на завтра. Утром попили чай, кофе и наполнили 2 термоса. Потратили 35 долл примерно на всё.
Гостиница "Джамбул" большая. По-моему в центре города. Напротив гостиницы есть банк и обменный пункт, к сожалению не круглосуточный. Парковка перед входом в гостиницу, охраняемая. Бар в гостинице круглосуточный, но перекусить там нечего, кроме орешков, и бутербродов. Интеренет отсутствует. На двух этажах, где ведется ремонт, номера со значительной скидкой. Один из таких
номеров нам и достался собственно.
6 января
1-50 (+4) Выезжаем из гостиницы "Джамбул" в Алматы. На улице -16. Через 30 минут, около 10 км от Джамбула, по дороге в Луговое залили 21 л летней солярки на 1000 тенге, к сожалению колонка с зимней поломана. Пройдено 4100 км.
4-15 (+4) За Луговым перед Мерке свернули на объездную дорогу на Алматы вдоль киргизской границы. По карте есть участок где дорога
залезает на территорию Киргизии, но на самом деле она идет вдоль нее (слева казахские степи, а справа Чуйская долина). Многие оказывается сворачивают в Луговом и едут через Шу. Нам
посоветовала ехать девушка Оперативный Дежурный из Оперативно-Спасательного Отряда Джамбула (Тараза). Дорога вплоть до Алматы очень хорошая. Похоже ее сделали буквально пару лет назад. Хороший асфальт, разметка, знаки и указатели. Пройдено 4238 км. Мы всё ближе и ближе к цели :) Температура за бортом -20.
6-10 (+4) Недоезжая Георгиевки остановили на посту ДПС. Превышение скорости типа. Хотя мы двигались в потоке (четвертая из пяти машин) со скоростью 50-60 км/ч. Нас единственных выдернули из 5-ти машин, видимо опять же сработали неказахские номера. На пистолете скорость была 85 км/ч (надо сказать что превышение скорости на 20 км/ч в Казахстане грозит лишением прав на 1 год, этим местные гаишники и пользуются). Пререкаться бесполезно - уже не помню на каком именно посту, то ли на этом то ли на другом каком-то, когда мы начали доказывать что они не
правы, нам просто сказали, что еще пару слов и в нашей машине найдут пакет героина, что вокруг куча свидетелей и лучше заплатить штраф "за превышение". Так же и в этот раз, после торгов решили вопрос с помощью 2000 тенге. Через 10 минут едем дальше.
Пройдено от Киева 4387 км. Температура -16. Небо чистое, погода
ясная.
По дороге в Алматы переезжаем Курдайский перевал. Место очень красивое. Предгорье Тянь-Шаня. На горизонте белые горы, похоже, что они сделаны из бумаги. Дорога отличная. С перевалом нам тоже повезло (вообще потом по приезду в Киев у нас сложилось впечатление что нам всю дорогу везло), еще за день до этого он был закрыт из-за снегопада. И спустя пару дней, как оказалось,
его тоже закрыли на пару дней из-за снегопада.
7-36 (+4) Пятиминутная остановка в честь пройденных 4500 км. До Алматы примерно 100-120 км. Температура -19.
9-00 (+4) Въехали в Алматы. По главной дороге проезжаем через весь город и через 1 час выезжаем на дорогу на Чимбулак. Алматы
очень большой город. Большое количество машин. Ездят ужасно. И почему-то со всех сторон друг-другу сигналят по малейшему поводу. Напоминает Бейрут чем-то. Пройдено 4598 км от Киева. На подъеме температура за бортом -7, в городе было -13. Чимбулак. Ставим машину на парковке и идем искать где жить. Мест для машин оказывается гораздо больше чем для людей :) Парковочных
мест 1000 (как говорится в рекламном буклетике), а гостиница всего одна "большая" и одна маленькая. Мест нет. Свободен только трехкомнатный суперлюкс за 400 долл в сутки. Есть правда ниже частники. Бронировать места мы не собирались, потому что, как нам сказали мест достаточно. Но мы не расчитывали (да и не могли
знать) что будет инагурация президента Назарбаева и что вся гостиница будет забронирована для Путина, Назарбаева, Лукашенко и Ющенко и их охранников. К счастью, они не спешили приезжать и кататься на лыжах и, когда в обед частично сняли бронь, нам удалось вселиться в 2 двуместных номера в маленькой гостинице
"Ракушка" на один день. Один двуместный номер 8000 тенге. В номере две кровати и умывальник. На этаже два туалета и душ. Жить, точнее ночевать, можно. Есть номера и классом выше, но они соответсвенно дороже.
На следующий 7 января пришлось освободить номера и я снова караулил у ресепшена время когда станут снимать бронь. В этот день удалось вселиться в этой же "Ракушке" всем в один двуместный номер на одну ночь. Не беда - есть спальники и можно переночевать.
8 января освободился трехкомнатный номер в "Ракушке" за 15000 тенге и нам удалось вселиться уже нормально до 12 января. В номере есть телевизор и все удобства. Номер конечно не
европейский, но вполне приличный. В этот же день спустились в Алматы за сувенирами в ЦУМ, заехали на мойку (1200 тенге), заплатили штраф 1000 тенге за неправильное движение по полосам,
заправили 20 литров летней солярки на 1000 тенге, купили продуктов и электрочайник :)
Весь энтертейнмент в Чимбулаке достаточно дорогой, как нам показалось. Цены на еду, как в московских ресторанах, а качество хуже, чем в Му-Му. Биллиард 1000 тенге в час, есть боулинг,
абонемент на подъемники на день примерно 50 долл, билет на один подъемник 3 долл, в обменном пункте курс доллара к тенге незначительно хуже чем в городе, а вот рубля к тенге заметно хуже, там же в обменнике меняют китайские и корейские деньги. Трассы есть от для начинающих до черных, специальные трассы для лыжников и сноубордистов, учебные школы по лыжам и сноуборду, 7 подъемников, строится восьмой с кабинами.
Ходили вечерами на Медео кататься на коньках. Каток работает до двух часов ночи. Цены на прокат как на московских катках. Таксисты берут от 1000 до 2000 тенге Чимбулак-Медео. В Алматы из Чимбулака 3000 тенге у таксистов. На катке есть небольшой киоск, где продают пирожки, чай, кофе, кокаколу и тому подобное. Коньяк пришлось брать с собой во фляжках. Да к тому же киоск закрывается до 12 ночи.
Все ценовые недовольства с лихвой компенсируются красотой Тянь-Шаньских гор! Невероятной красоты склоны, ледники, прекрасный воздух, замечательная погода и атмосфера праздника. Там
действительно отдыхаешь. Уезжать не хочется :)
В один из вечеров в гости приехал товарищ из Алматы с семьей из местного неформального клуба джиповодов. Он дал координаты хорошей техстанции в Алматы и место где продают авиакеросин. Посидели в ресторанчике вечером, перекусили, попили водочки, поиграли в боулинг - получилось примерно на 150 долл, а ведь посидели совсем без фанатизма.
12 января - время гоу хом :)
5-40 (+4) Выезжаем из гостиницы. Залили 20 литров солярки из канистры. Погода отличная, температура -12. На одометре 4700 км от Киева. Обнуляем! :) Решили ехать в Киев другой дорогой - через Астану, Кустанай, Челябинск и по России до Воронежа, а там уже известной дорогой. Этот путь длиннее, но должно быть по лучшей дороге.
В Алматы заехали на техстанцию, которую порекомендовали, сделали ТО, починили крепление запаски, пообщались с ребятами. Один рассказал, как в прошлом году в это же время ехал по нашему пути через Мертвую Долину на УАЗике, как вдруг поднялся сильный буран, видимость 0, на третий день сидения в машине, когда закончился буран закончился и бензин, и вышел из строя термостат. Пришлось бросить УАЗик там и пешком двигать на железнодорожную станцию и на поезде добираться в Алматы. Мы поняли, как нам вообще повезло. Теоретически мы были подготовлены к таким испытаниям, но хорошо, что не удалось это испытать. В Алматы заправились керосином на
1725 тенге 11.5 литров, залили почти 58 литров зимней солярки на 2850 тенге, заехали в Вестерн Юнион и получили материальную помощь, присланную из дому :)
Вызжаем из города днем. Погода отличная, температура -7. На одометре 42 км пройденных от Чимбулака.
По дороге в Астану останавливаемся на небольшом базарчике, на котором буквально в лачугах живут местные жители. Дорога хорошая - всё-таки считается правительственная трасса. Доливаем керосин. Температура снизилась до -19. Пройдено 226 км от Чимбулака.
14-30 (+4) Увидели заблудившегося верблюда. Хотел сфотографировать, но уже темнеет. Пока пытался навестись на резкость, он нас увидел и двинулся в нашу сторону, пришлось срочно ретироваться :) Температура -22. Пройдено 370 км от Чимбулака.
15-00 (+4) На уже проверенной заправке "helios" заливаем зимней солярки в бак и канистру по 72 тенге 61 литр на 4400 тенге примерно. Температура -22. Пройдено 398 км.
Через 10 минут нас останавливают на КП для проверки документов. Оказывается, что миграционные карты и отметки, сделанные нам
Чимбулаке в гостинице неправильные (Алмата, как мы узнали позже, до сих пор считает себя столицей и многие документы там старого и
другого образца). Пришлось после 15 минутных торгов отдать 5000 тенге.
18-30 (+4) На выезде из Балхаша останавливаемся на жест ГАИ. Опять якобы превышение скорости. Опять нам показывают что мы ехали 85 км/ч. Минус 2000 тенге. Пройдено 678 км. Температура за
бортом -16. Через полчаса на "helios" заливаем 40 литров солярки по 72 тенге.
13 января
23-50 (+4) Въехали в Караганды. Делаем фотку, чтобы было доказательство где-где мы были :) Пройдено 1050 км. Температура можно сказать стабильная -14. Только очень сильный пронизывающий ветер. А ведь всего несколько дней назад здесь было -40. Минут через 30 выезжаем из города и опять заправляемся на "helios" 30 литров зимней солярки по 72 тенге на 2160 тенге.
1-15 (+4) На выезде из Темиртау останавливаемся на заправке, чтобы немного поспать в машине. В 2-40 (+4) подъем и в путь на Астану. Температура -14. Пройдено 1108 км от Чимбулака.
5-05 (+4) Въехали в Астану и сразу останавливаемся на посту для проверки документов. Минус 500 тенге за тонировку. В городе на "helios" заливаем 42,5 литра солярки на 3050 тенге. Температура - 12, но очень сильный ветер, сколько на ветру непонятно, но за 20 точно. Пройдено 1265 км от Чимбулака.
Астана (она же Акмола на местном языке, она же Целиноград в советские времена). Огромный строящийся мегаполис. Город очень большой. Вокруг сплошное строительство. Здания строят сразу по 20 этажей наверное. Вокруг стекло и бетон.
5-50 (+4) Едем по главной дороге через город и проезжаем мимо посольства Украины в Астане и решаем зайти узнать по поводу наших регистраций (в этом же здании, но с другой стороны находится
посольство России). Подождали пока приедет посол, постояли в очереди (оказывается нам и тут повезло - это был первый рабочий день спустя месяц). Очень приветливый посол. Находился в минутном шоке, когда узнал о нашем маршруте и сказал что сейчас всё сделает для нашего сумасшедшего экипажа. Еще сказал, думал ему
показалось, что рядом с посольством стоит машина с украинскими номерами. Позвонил по каким-то телефонам, в итоге в 7-25 (+4) едем в миграционный отдел в двух кварталах от посольства. По рекомендации посла сразу идем к начальникам которым он звонил.
9-00 (+4) Сделали документы, рядом в кафе поели на 5700 тенге, наполнили термосы чаем и кофе и выезжаем в Кустанай. Температура -12. На одометре 1290 км.
12-45 (+4) Атбасар. Заливаем 40 литров зимней солярки на 3280 тенге по 82. Пройдено 1550 км от Чимбулака. Температура -12.
По всей дороге сильный ветер и переметы. Дорогу местами вообще не видно. Очень много сорок, попадаются куропатки. Эх... пострелять
охота... :)
15-00 (+4) В Эсиле поворачиваем в сторону Петропавловска по указателям (карт для навигации по этому маршруту у нас уже нет, потому что мы не планировали изначально так ехать, едем по атласу и по навигации по карте евразии). Так на 70 км дальше, но видимо дороги прямо нет так как на указателях она не указана. Оказалось что это новая дорога прямая на Кустанай. Дорога почти
вся просто отличная, видимо построили в прошлом году - отличный асфальт, свежая разметка, указатели. Только примерно за 150 км до Кустаная ее еще не доделали - асфальт закончился. Сильный ветер и переметы на дороге. Иногда видимость метров 20. А уже темно. Температура -11. Пройдено 1740 км от Чимбулака.
14 января
23-30 (+3) В Кустанае селимся в центре города в гостинице "Турист" (напротив через площадь есть еще одна гостиница, цены
примерно такие же) за 10000 тенге - 2 двуместных номера по 5 тысяч (в цену номера входит завтрак). Номера так себе, но переночевать в тепле и под одеялом нормально, да и принять душ.
Парковка перед гостиницей. Охраннику заплатили 200 тенге за пристальный дозор за машиной. Обменника нет. Интернета нет. В барчике круглосуточном выпили местного пива. "Ибис" неплохое оказалось.
7-15 (+3) (проснулись сегодня позже запланированного, сказалась тяжелая и продолжительная дорога). Позавтракали в гостинице и в путь. Погода и температура отличные - минус 7 всего. На одометре 2016 км от Чимбулака. На выезде из города заправили 60 л по 60 тенге зимней солярки, и 4 литра 95 бензина в вебасто.
9-10 (+3) Не доезжая примерно 60 км до Троицка останавливает пост дорожной полиции. Минус 500 тенге за тонировку. Мы уже просто смеялись когда нас остановили недалеко от границы, гаец попросил хоть сколько-то денег за тонировку. Стало еще теплее - минус 4. Пройдено 2157 км. Дорога хорошая, только постоянные переметы.
Наблюдение - на дорогах у полиции нет раций, но все с мобильными (мобилы дорогие - не меньше 400 баксов), поэтому на участках трассы без GSM покрытия они не стоят даже если есть домики-посты. Следующий раз когда поедем в Казахстан, надо будет найти карту GSM покрытия Казахстана.
9-43 (+3) Казахская граница. Ждем окончания обеденного перерыва. Рядом стоит фура с украинскими номерами - водитель, когда увидел
наши номера, поинтересовался у нас откуда мы, ответили что из Алматы, но он снова улыбаясь переспросил откуда мы. На ответ "из
Киева" гордо и радостно сказал "Кременчуг". Приятно, черт возьми, земляки ведь :) Удивительное совпадение - во всем Казахстане мы
встретили только две украинские фуры и именно на таможнях на въезде и на выезде :) Таможню проходим без всяких проблем. Машину обнюхивала огромная овчарка - видимо думали что мы делали
остановку в Чуйской долине :)
10-55 (+3) "Жолыныз Болсын" - видимо счастливой дороги нам желают после казахского участка. Температура -4. Пройдено 2197 км.
11-52 (+3) Уже выезжаем с российского поста. На российском посту машину обнюхивали 2 маленькие собачки - и снаружи побегали, и по салону тоже. 760 рублей стоило оформление въездных документов.
Удивительно как сразу поменялся ландшафт. Всего в нескольких километрах назад в Казахстане практически не встречались деревья, одни перекати-поле, а тут нас встречают просто глухие леса и березовые рощи. Такое ощущение что почти весь Казахстан это какое-то пятно ущербное по природе на Земле.
13-15 (+3) Перед Челябинском по окружной дороге уходим на поворот на Уфу. Всё теплее и теплее - минус 3. От Чимбулака 2321 км.
15-00 (+3) Переезжаем Уральский хребет. Златоуст. Очень красивые горы. Всё в снегу.
На одометре 2456 км. Температура -6.
17-35 (+3) Залили 20 литров солярки по 15-80 руб на Башнефть. Солярка только зимняя. Это прекрасно. Пройдено 2580 км. Температура -4.
Через 10 минут короткая остановка на жест гайцев - цвет фар не тот (ксенон), мощность не та, правила новые. Были посланы в легкой форме за шантаж и сдирательство на дороге и то что
мощность фар они меряют глазами. Отпустили без денег.
18-00 (+3) Спускаемся по перевалу в Сим. Перевал постоянно чистят, видно что недавно выпал снег, но по дороге очень много фур которые еле двигаются, а некоторые и вовсе стоят. Очень
красиво - внизу светится город. По краям дороги огромные лопатые ели, ущелья, горы. Жалко что ночь. Хотя полная луна придает особенную красоту. Пройдено 2604 км. Температура -5.
Проехали речку с очередным прикольным названием Ук. До этого были Уй и Ай. Потом, проехав речку Атя, подъезжаем к городу Аша (горнолыжный
курорт).
19-50 (+3) Пройдено 2711 км. Въезжаем в Уфу, где решили переночевать. Уфа имеет странную конструкцию :) В итоге мы заблудились в городе. Пришлось воспользоваться услугами таксистов-проводников в поисках гостиниц.
15 января.
22-00 (+3) Покружив в Уфе вокруг двух гостиниц решаем ехать дальше в Самару ("Россия" дорого, а в другой маленькой на Кольцевой 38а не было номеров). Потратили 150 рубл на двух таксистов проводников (100 и 50). Поменяли в одной гостинице ("Россия") на руках у охранников 200 долл по 27. Обменники в такое время в городе не работают. А на карточках уже ничего не
осталось. Банкоматов много, в основном Сбербанк.
Во время выезда дважды нас останавливает пост ДПС для проверки документов - уфимские гаишники приветливы, вся процедура занимает несколько минут и еще подсказывают дорогу.
Через 20 минут, выехав на трассу в сторону Самары, заправляем 40 литров солярки по 15-80 на 632 руб. В отличие от Казахстана, где редко (по-моему только на "helios") встречается зимняя солярка при их температурах, в России на всех заправках, которые нам уже попадались, солярка только зимняя. Пройдено 2781 км. Температура
за бортом -5.
Еще отъехав несколько километров поселились в миниотеле на трассе. Поужинали у них же (хозяин разбудил тетеньку, которая разогрела нам еду). 300 руб койкоместо. 50 руб парковка. Ужин
примерно 1300 руб - салаты, суп, второе, пиво. У них же закупили в дорогу воды, сухариков, батончиков и Бёрна.
4-50 (+3) Встали. Еще темно. Быстро собрались в дорогу. Попили чай. Обнаружили что екнулся стартер, но чудом завелись и едем в Самару. На одометре 2787 км от Чимбулака. Прохладно - минус 9.
5-50 (+3) Остановил дорожный патруль за обгон, которого не было (какая-то машина стояла на обочине с включенными фарами). Уточнили, переспросили, отпустили. Не спросили ни страховку, ни ввоз, никакие другие документы. Мда, это не казахские полициясы. Только сейчас начало светать. Пройдено 2865 км. Температура уже -15.
Через час останавливаемся возле маленького магазинчика на трассе. Покупаем три кирпича вкусного хлеба и одну буханку тут же съедаем
с салом и едем дальше :)
7-30 (+3) Под Октябрьском заправляем 60 литров зимней солярки по 15-80 (948 руб). На одометре 2965 км. Температура -17. Небо ясное и чистое. Дорога хорошая.
Едем в гости под Самару в Кинель-Черкасское. Это самое большое село в России. Население 50 000 жителей. Почти город, но официально по статусу это село. В гости приехали примерно в 3 часа дня по местному времени. Посидели пару часов. Димка встретил своих бывших однокласников, с которыми учился еще под Киевом. Не видел он их около 10 лет. По этому случаю конечно же покушали и выпили водки несколько бутылок.
15-00 (+2) Выезжаем из гостей в Кинель-Черкасском. Димка залег спать. Дядя Анастасович сел за руль. Я принял 3 банки энергетика и штурманить дальше. На одометре 3205 км. Температура -17. Впереди Самара.
17-40 (+2) Перед Тольятти останавливает пост ДПС. Проверка документов. Потратили 15 минут, 200 рублей, и одну бутылку лучшей украинской огненной воды за СССРовские права Анастасовича.
Пройдено 3358 км. Температура -15. Через полчаса на выезде из Тольятти заправили 62.5 л зимней солярки на 990 руб по 15-80.
По всей трассе нескончаемый поток автовозов развозящих целые ВАЗики и кузова. По краю дороги нефтянные качалки.
23-00 (+1) въехали в Кузнецк. Ночуем в гостях. Ужинаем. Обожрались. Все старания к похудению, потраченные на Чимбулаке, прошли даром. Но отказаться от домашних котлеток, пюре, салатиков
просто невозможно!
16 января
6-45 (+1) Встали сегодня рано. Позавтракали плотно и в дорогу. Выезжаем из Кузнецка. Уже пройдено 3600 км. Температура за бортом -10.
8-25 (+1) Проезжаем по Пензе. На одометре 3728 км от Чимбулака. Температура -13. Через 30 км поворот на Тамбов. На дороге щит "Водитель, не останавливайся на трассе". Немного стремно :) Зря такое предупреждение не повесят. Дорога местами очень скользкая.
9-45 (+1) В Каменке заливаем 50 литров зимней солярки на 785 рублей. На одометре 3821 км. Температура -13.
11-50 (+1) В Кирсановском районе по пути в Тамбов помогли нивоводу поменять пробитое колесо. У них поломался домкрат. Парень с девушкой почти час голосовали на трассе - никто не останавливался. Очень сильный пронизывающий ветер и жутко холодно, хотя термометр показывает за бортом всего -10. На одометре 3972 км от Чимбулака.
15-40 (+1) На выезде из Липецка заправили 61 литр солярки по 16-20. Пройдено 4215 км. Температура -7. В Липецке туго с обменными
пунктами - нашли только два отделения Сбербанка где меняют валюту, за операцию обмена снимают 200 рублей.
17-40 (+1) Выехали из Воронежа. Пройдено 4340 км. Температура -6.
21-25 (+1) В Белгороде заправились - 40 л на 630 руб.
22-35 (+1) Въезжаем в Нехотеевку - российская таможня. Пройдено 4653 км от Чимбулака. Температура -3. Через 25 минут мы уже выехали и из украинской таможни. Это рекорд прохождения границы за все наши путешествия. При том что чуть заблудились в знаках и таможенниках.
23-00 Мы на Украине. На одометре 4657 км от Чимбулака. Температура -2.
17 января
Остановились в Решетиловке подремать в машине. Мне стало видно, что Дядя Анастасович не может вести дальше машину - он практически засыпает за рулем, хотя отказывается это признать. Да
и я начинаю терять контроль - энергетики и кофе уже не помогают и утомляет скорость 50 км/ч с которой любит ехать Анастасович. Спали наверно около часа.
2-55 Проснулись и едем дальше. Очень хочется поскорее домой. Уже прошли от Чимбулака 4875 км. Температура -3.
4-25 Примерно в 10 км за Лубнами сфоткались в честь 5000 км от Чимбулака. Дорога кажется все тяжелее и тяжелее - сказывается моральный фактор (кажется что уже почти дома), и физический фактор усталости.
6-05 Указатель КИЕВ. Еще чуть-чуть и мы дома. На одометре 5166 км. Температура -3.
Завозим Дядю Анастасовича домой. Он очень устал за поездку, точнее за обратную дорогу. Это видно. Но вроде доволен - ведь мы проехали местами его молодости, где 40 лет назад в Казахстане он развозил зерно по элеваторам.
6-43 Приехали. Машину поставили возле димкиного дома. Я вызвал такси. Выпили с Димкой из фляги коньяку (который наливали еще на Чимбулаке!), обнялись и я поехал домой. Светает.
Общая протяженность нашего путешествия получилась 9885 км. Чуть позже мы вдвоем решили подсчитать затраты. Обломались :) Даже примерная цифра получилась нерадостной. Но разве это может сравниться с количеством полученных эмоций и впечатлений от такой поездки?
_________________________________________________
Хочется сказать отдельное спасибо
Антону Чубченко (www.realbiker.ru) за карты для озика
Гене Плеханову за помошь инфой по Казахстану
Дмитрию Сергееву и Дмитрию (Badger) за помощь по навигации
-------------------------------------------------
Отчет с фото на сайте автора
Оригинал отчета в конфе и обсуждение
|