Особую благодарность за помощь в подготовке данной поездки хочется выразить
- Дмитрию из Санкт-Петербурга – за организацию приглашения;
- Дмитрию AKA Mr.Luo – за консультации по Китаю, за предоставленные контакты в Китае, за помощь в приобретении сим-карты китайского оператора;
- Сайтам www.polusharie.com, www.gochina.ru, www.lopi.ru – за предоставленную информацию;
- Серии путеводителей по Китаю Lonely Planet;
Как все начиналось, или почему Китай?
А началось все в начале декабря, когда вышло спецпредложение нами всеми «горячо любимого» отечественного авиаперевозчика со звучным именем Аэрофлот. И мне захотелось в Индию. Я там никогда не был, а, по рассказам, там есть на что посмотреть. Заявленная цена до Дели или Мумбаи и обратно – всего 249 долларов. И даже попутчики нашлись очень быстро – Володя из Санкт-Петербурга (далее W), и Володя же из Москвы (далее V).
Но, как-то, в процессе переписки с будущими попутчиками, у W вдруг возникла мысль – «Андрюха, а давай таки в Китай». W уже бывал в Индии, а в Китае – нет, я же не был ни там, ни там, Китай мне тоже интересен, поэтому я согласился. C V тоже быстро все согласовали, и 9 декабря, параллельно, в Москве и Питере, пошли штурмовать кассы, предварительно забронировав.
Штурм касс прошел успешно, правда, 249 долларов вдруг превратились в 9050 рублей – сказался идиотский «внутренний» курс Аэрофлота + сборы. Ну и ладно, все равно в 2 раза дешевле номинала.
--------------------------
С одной стороны, планировать поездку заранее – за два-два с половиной месяца хорошо: есть много времени на подготовку, начинается «обратный отсчет». А с другой – билеты невозвратные, и, в случае вынужденного отказа от поездки, пропадают безвозвратно.
--------------------------
Подготовка к поездке
В Китае не существует VISA ON-ARRIVAL, как, например, в Таиланде, поэтому визовый вопрос надо было решать, не затягивая. Дмитрий из Питера, работающий с китайцами по бизнесу, прислал отсканированное приглашение на меня и супругу, с которым мы 9 января и потопали в консульство в Москве.
-------------------------
Чтобы попасть в консульский отдел посольства Китая в РФ, надо перед комплексом посольских зданий повернуть направо (если двигаться от Университетского проспекта). Прием документов - по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 15 часов. Видимо, в связи с каникулами, народу было немного, и я уложился в 35 минут. Милая девушка в окошке спросила, а зачем мне еще и в Гонконг - я сказал, что, возможно, полечу оттуда домой. Авиабилеты никого не интересуют.
На прием документов на визу работает одно окно, отдельно - окошко для групп, отдельно - касса. Оплата - в день получения паспорта с визой.
--------------------------
Через неделю, когда я поехал забирать паспорта – на сдачу документов стояла солидная очередь, в которой большинство – представители турфирм с пачками паспортов, поэтому и очередь шла крайне медленно. Но в окошке получения – никого, и через 10 минут я был счастливим обладателем паспортов в однократной китайской и двукратной гонконгской визой.
Поскольку взять машину напрокат в Китае затруднительно, но можно, я решил этого не делать, в основном, по рассказам и по совету Дмитрия Mr.Luo. Гораздо проще, быстрее и дешевле передвигаться поездами-автобусами, а в каждом конкретном городе можно арендовать машину с водителем за 40-50 долларов в день, включая бензин и еду драйвера. Тем не менее, мне хотелось обзавестись «привязанными» картами для спутниковой навигации, PocketPC и GPS у меня имелись и не раз меня выручали во время путешествия по Турции. Это оказалось весьма затруднительно – карт для OZI нигде не было оставалось сканировать бумажную и самому калибровать. Но совершенно случайно я набрел на сайт www2.mapking.com, откуда и скачал программу навигации по Китаю в целом, а так же отдельно по Пекину, Шанхаю, Гонконгу, а заодно, на будущее, взял там же Бангкок и Манилу. Как мне удалось заставить программу работать не в демо-режиме – рассказывать не буду, информация есть в Интернете.
Порадовало то, что я теперь мог определить свое местоположение, найти любую улицу или объект (в городах), и даже проложить к нему кратчайший маршрут. Причем программа умеет говорить по-китайски, где и куда поворачивать, что, возможно, поможет в общении с таксистами. Все ж языковой барьер есть, и с этим надо что-то делать.
Что делать с языковым барьером – мне подсказали на сайте www.hnhsoft.com, где удалось скачать англо-китайский голосовой переводчик China2Go (как заставить его работать нормально – тоже можно поискать), с нормальным наполнением словами, иероглифами и фразами. Так же установлен русско-китайский разговорник, почему-то с противным голосом. Я, почему-то, надеюсь, что не придется воспользоваться этим чудом техники. Хотя в определенных ситуациях, безусловно, эта штука может реально помочь.
Выбор путеводителей был очевиден, и, за 2 поездни в магазин «Англия» на Б.Воротниковский переулок, была закуплена почти вся серия по Китаю, а именно : “China”, “China by rail”, “Beijing”, “Shanghai”. Написаны грамотно, информация нужная, и, надеюсь, пригодится. Однако, разочаровал “China by rail” – информация в нем, в основном, такого рода: «Вот вы едете на поезде из пункта А в пункт Б. На 29-м километре посмотрите направо – увидите водопад, на 157 километре слева – исторический мост etc. Есть, конечно, и полезные вещи – например, пустографка для покупки билетов. Слева – по-английски, справа – по-китайски. Смотришь на английскую часть – и в графы на китайской вписываешь нужные цифры.
Китайцы – друзья Дмитрия, которые будут помогать нам в Китае, категорически отказались брать какие-то деньги за свои услуги, мотивируя это тем, что они просто помогают хорошим ребятам из России и им это самим интересно. Поэтому, в качестве сувениров, куплено несколько бутылок хорошей водки, матрешки и прочая хохлома.
Ну, и немного цифр. Я и в дальнейшем буду публиковать суммы, затраченные в путешествии. Наверное, не буду подсчитывать съеденные пирожки, но основные цифры будут показаны.
Итак, затрачено при подготовке к поездке (из расчета на двоих):
Билеты Москва-Пекин-Москва 2х9050р=18100р
Визы в Китай и Гонконг 2х1500р=3000р
Китайская симка $75
Матрешки всякие 1600р
Водка на сувениры 1000р
Путеводители 3200р
Страховка Ингосстрах 2х550р=1100р
Фотопленки 15 шт - 1500 р
По мелочи - диски с русскими-народными, сигареты (на сувениры), шоколад, конфеты - 1500 рэ
Итого: 31000р и $75,
========================
ВНИМАНИЕ!
Все, написанное ниже, является личным мнением авторов, Андрея и Людмилы Позиных, и может не совпадать с мнением других путешественников и информацией из путеводителей. При перепечатке полностью или частично упоминание авторов обязательно!
========================
23-го февраля, около 6 вечера, оставив собаку в надежных руках Серёги Волкова AKA NetWolf, за что ему персональное спасибо, погрузились в машину и выдвинулись в сторону Китая через Шереметьево-2. Регистрация, граница, таможня, дьютик, посадка в самолет, "пописят за взлет" - все происходило в штатном режиме. Вместо обещанного ИЛ-96, правда, летели на Boeing-777, в нем более удобные кресла.
Посадка в Пекине - около 10 утра по местному времени, яркое солнышко, по которому мы все давно соскучились.
Аэропорт Capital огромен, все продумано, очередей нигде нет, поэтому все рубежи проходим очень быстро. Нас встречал китаец Петя на своей машине, и, загрузившись, едем искать отель Home Inn, который забронировали накануне.
----------
От аэропорта в город идет платная дорога, стоимость проезда - 10ю (здесь и далее, ю=юань, 1ю примерно равен 3.3 рубля, 1 $ =8.26 ю).
Дороги - отличного качества, а всего в Пекине есть 6 (!) транспортных колец.
----------
Нужный отель найти так и не удалось, и Петя поселил нас в небольшой отельчик в 300 метрах от южного входа на площадь Тяньаньмень за 258ю.
Приведя себя в порядок и вручив Пете сувениры из России, отправились с ним на дегустацию китайской кухни. Утка по-пекински, что-то похожее на блинчики с мясом, какая-то рыба (очень костлявая), мясо, пиво - все это на троих обошлось около 200ю. Съесть удалось далеко не все, что не съели - нам, по просьбе Пети, аккуратно упаковали в лотки и дали с собой.
После еды разморило окончательно, все-таки 5 часов разница, и мы, попрощавшись с Петей и поблагодарив его за помошь, пошли покемарить пару часиков.
-----------
Надо сказать, что китайцы ездят не так уж плохо, как нам рассказывали, просто у них все участники движения - пешеходы, велосипедисты и автомобилисты имеют одинаковый приоритет. Идея езды состоит в том, что если ты первый успел подъехать (подойти, подбежать) к перекрестку или повороту, то ты первый и поедешь, если успел "высунуть морду (машины)" - тебя пропустят. И еще китайцы совсем не переживают, если кто-то успел вперед них, главное, чтобы все ехали.
-------------
Отдохнув, позвонили Гун Юю - китайцу, с которым познакомились через интернет. Он неплохо владеет русским языком, который учил в школе. Мы привезли ему водки и сигарет, которые он попросил для папы и дяди, а так же диск с русской музыкой для мамы.
Вместе с Юем пошли по направлению площади Тяньаньмынь. Очень холодно, в лицо дул ледяной ветер, да и сама площадь уже была закрыта для посещения.
-----------
Видели несколько военных в их зимней форме. Похоже, их шинели это самые дешевые китайские пуховики. Сначала даже непонятно, это военный или бомж.
------------
Посмотрели издалека на мавзолей Председателя Мао, Верховный совет - и пошли опять есть утку по-пекински (чертовски вкусно!). Ужин на троих с пивом - 74 (!)ю.
--------------
На историческом музее у них висит счетчик - сколько дней, часов, минут и секунд осталось до открытия Олимпиады-2008.
--------------
На следующий день было решено спасаться от холода и лететь в Шанхай, и на ресепшн заказали билеты на China Eastern Airlines по 730 ю. Там же, на ресепшн, попросили заказать такси, нам сказали, что это будет стоить 120 юаней. Мы сначала решили, что это цена целиком за все, заказ+проезд, оказалось - нет, только заказ. А в такси придется платить еще. Посовещавшись, решили, что такси поймаем просто так, на улице.
24 февраля
В номере отопление практически отсутствовало, за окном - минус 4, кондиционер обогревал только метр пространства под потолком, поэтому температура в районе спального места была градусов 15. Заставив себя вылезти из-под одеял и одеться, направились смотреть Запретный город, купив перед этим Людмиле за 130 ю теплые штаны. Пока искали нужный магазин со штанами - случайно свернули не туда и попали... в хутуны. Мама мия, какие же убогие лачуги и трущобы... И это в километре от мавзолея Великого Мао!
Хотя, присмотревшись, поняли почему хутуны производят такое ужасное впечатление. Все дома кирпичные, оштукатурены и покрашены в темно-серый цвет. А дворики и проходики совсем маленькие и узенькие. Улочка петляет во всех возможных направлениях и свернуть никуда нельзя, дома прилеплены вплотную друг к другу. Выбраться из трущоб помогла спутниковая навигация (программа Mapking Beijing).
---------
В Пекине очень много нищих, бомжей и прочих сомнительных элементов, которые живут со своим барахлом в переходах и просто на улице.
----------
Запретный город, мягко говоря, разочаровал - ожидали увидеть большее. А тут все какое-то тусклое, обшарпанное. Правда, полным ходом идут работы по реставрации. Однако убеждаешся, что китайцы действительно большие мастера строить стены - со стенами в Запретном городе все нормально. Описывать все это смысла нет - все написано в путеводителях.
Пообедав и рассчитавшись в отеле, поймали такси в аэропорт (60ю +10 за платную дорогу).
Регистрация на наш рейс до Шанхая проводилась на стойках G-H, общим количеством около 40 (!), поэтому очередей опять нигде не было. После просветки рюкзак попросили открыть и показать "маленькую металлическую бутылку". Долго не могли понять, что имеется в виду - оказалось, баллончик с гелем для бритья.
Самолет - Airbus 300-600, стюардессы - красавицы, как из журналов моды (разумеется, китайских). Как только взлетели - сразу принесли отменного качества еду ( а лететь всего - 1 час 20 минут), после еды - чай, кофе, соки. Время реакции стюардессы на вызов пассажира - секунд 20 (будем сравнивать с Аэрофлотом?).
В Шанхае у нас были встречающие на машине. Выбрав отель по LP (Lin Tong Hotel, 188 Lintong road, Shanghai, tel 021-65465060, L_T_hotel@sohu.com), отправились туда.
Отель довольно большой, 6 этажей, цена за дабл - 260 ю., из окна видно символ Шанхая - телебашню, подсветка ее в вечернее время впечатляет.
Попрощавшись с встречающими и вручив им сувениры из России - музыку, неваляшку и водку, чему они были искренне рады, стали звонить Свете и Кириллу - русским, которые живут и учатся в Шанхае и с кем познакомились на одном из туристических форумов. Оказалось, что как раз сегодня (видимо, последняя пятница месяца) заседает "Русский клуб" - туда и поехали, взяв бутылку водки.
Вечер прошел за разговорами о жизни русских в Шанхае, о достопримечательностях, просто ни о чем. Кирилл впоследствии неоднократно нас выручал, переводя на китайский нужную фразу по телефону, за что ему большой респект.
Вернулись в отель в полвторого ночи и поняли, что очень голодны (на всрече в-основном употребляли напитки, тем более, что пара залетных австралийских бизнесмена устроили бесплатную дегустацию тамошней водки). На ресепшне отеля нам указали путь до ближайшего едального заведения.
Несмотря на поздний час, народу сидело и кушало довольно много. Меню - только иероглифами, однако официантка, порывшись, нашла довольно затертые листки с английским переводом.
Принесли большую кастрюлю на горелке с кипящим рыбным бульоном, в котором плавали какая-то трава и рыба, наструганную мороженую говядину и рис. Говядину надо было бросать в бульон, варить там, и есть, вылавливая маленьким половником. Очень вкусно и сытно и стоило с пивом около 40ю.
25 февраля
Сегодня решили посетить Жемчужину Востока - Orient Pearl Tower - Шанхайскую телебашню.
Доехали на такси до набережной и пошли в туристический тоннель. Билет стоит 30ю в одну сторону и 40ю с возвратом. По тоннелю ездит прозрачный вагончик человек на 8-10 без машиниста. Причем, пока вагончик разворачивается, его энергично натирают внутри тряпками три специально обученные женщины.
Сам тоннель очень красиво подсвечен лазерами и прочими спецэффектами, красиво, разок посмотреть можно.
Билет на все уровни с посещением музея стоит 100ю, но можно съэкономить и купить билет только в музей и на самый верхний уровень (Space Module) за 60ю - внутри башни можно свободно перемещаться на лифте между уровнями и билеты никто не проверяет. Вид открывается потрясный, видно, что громадина-небоскреб JINMAO значительно выше телебашни.
Обязательно надо посетить музей истории Шанхая в основании башни. Много восковых фигур (посмеялись над собственной шуткой, что все эти "фигуры" вечером переодеваются и расходятся по домам), масштабных моделей кварталов, реконструкций различных событий - все с комментариями на английском, звуковым и световым сопровождением. Сделано очень искусно - глаз радуется.
После башни решили поехать в Старый Город, для чего поймали такси, позвонили Кириллу (Кирилл, спасибо!), чтобы он сказал это таксисту по-китайски.
------------
Чтобы выбраться с Пудуна (где, собственно, находится телебашня - Pudong New Area), лучше проехать одну станцию на метро и выйти уже за Бундом, с другой стороны реки Хуанпу - иначе можно потерять и во времени, и в деньгах.
------------
Таксист долго кружил по Пудуну, потом еще стоял в пробке в тоннеле под рекой Хуанпу, в итоге дорога до Старого Города обошлась в 33ю - бешеные деньги по местным меркам.
Старый город - бесконечная череда магазинов, магазинчиков, бутиков, ресторанов и кафешек, которые расположены в 2-3 этажных домах с крышами, которые имеют загнутые вверх уголки в буддистском стиле. Не удержались и купили чая, аж на 360 ю, предварительно проконсультировавшись со Светой (Света, спасибо!), при этом для нас провели чайную церемонию (бесплатно) с дегустацией разных сортов. Так же купили шикарный шелковый халат с драконами за 100 (!) юаней - мечта просто (опять спасибо Свете за ценовые консультации - иначе заплатили бы гораздо больше, в Москве такой халат стоит не меньше $100). Про всякие вкусности-сладости писать не будем - их там в изобилии и недорого.
Вечером решили поехать в один из ресторанов, рекомендованных Lonely Planet. Показали таксисту иероглифы из книжки - и поехали. И вдруг... Визг тормозов... Прямо из под колес выбежал маленький паренек. Таксист постоял несколько секунд, оправился от шока и поехал дальше. Никаких ругательств в адрес пацана.
-------------
У китайцев, и, между прочим, арабов (!), существует поверье, что за каждым человеком ходит злой демон. Поэтому, чем ближе перебежишь перед машиной - тем вернее "стряхнешь" демона. Этим же объясняются и зигзагообразные мосты (самые известные - в шанхайском Старом Городе и в Сучжоу) - демон может ходить только по прямой, и, идя по такому мосту, можно от него отвязаться.
----------------
До нужного ресторана таксист доехать не смог - стоял запрещающий знак. Остановился поодаль и рукой показал, куда идти. ОК, расплатились и пошли. Метров через двести слышим - кто-то нам кричит. Оборачиваемся - наш таксист бежит за нами, что-то кричит и машет руками. Оказалось, мы шли немного не туда, а он, разворачиваясь, увидел нужное заведение, о чем решил немедленно нам сообщить.
26 февраля
Решили посетить еще одну известную достопримечательность Шанхая - храм Нефритового Будды. Увидев иероглифы, означающие назване храма, таксист быстро домчал туда всего за 11 ю.
Возле храма много нищих, пришлось одному из них отсыпать мелочи, чему тот искренне радовался и долго благодарил.
Храм - действующий (вход - 20ю.), как раз попали на чтение сутр, много китайцев молится, очень много зажженных палочек. К нефритовому Будде можно попасть за отдельную плату в 10 ю, но оно того стоит - Будда вкупе с негромкой буддистской музыкой оказывает умиротворяющее действие.
Побродив по храму и купив немного сувениров друзьям, поехали опять в Старый город - уж больно там понравилось. Гуляли, ели сладости, приценивались в магазинах...
Как будто случайно с нами на хорошем (для Китая) английском заговорил пожилой китаец лет 60-ти. Слово-заслово, а вы откуда, а как вам Шанхай...
Он предложил показать магазин, где есть хороший чай, мы согласились. Магазин был совсем недалеко. Как только пришли - нам сразу стали проводить чайную церемонию с дегустацией разных сортов чая (отлично!), потом предложили купить. Ценник был объявлен 80 (!) ю за 50 грамм, что безумно дорого! Но... Надо же было что-то купить в благодарность за церемонию. Сторговались по 60 и взяли 150 грамм. Вдруг объявляют - "С вас 300" - оказалось, церемония отнюдь небесплатна и стоит 120ю. Деваться некуда - заплатили. Сами дураки - надо сразу спрашивать. А этот неугомонный китаец, который вдобавок оказался учителем (как не стыдно только), чуть ли не за руку привел нас в кафе и сам первый уселся за стол. Очень много новых русских слов про себя он узнал...
-----------
Почему-то, если китаец неплохо говорит по-английски, представляется УЧИТЕЛЕМ и подходит первый - жди обмана или попытки развода на деньги. В Пекине был аналогичный случай, только псевдоучитель пытался продать свои каллиграфические рисунки (неплохие) за бешеные деньги.
----------------
Покушали в японском ресторане с транспортером, по которому ездят всякие суси и роллы (дорого и не очень вкусно) и поехали на такси за билетами на поезд - на следующий день решили ехать в Сучжоу.
Магические иероглифы "2 билета до Сучжоу", любезно выполненные нашими шанхайскими друзьями, подействовали на полицейского в кассах, и он чуть-ли не за ручку отвел нас к кассе "English spoken service". Билеты в софт-сит на утренний поезд обошлись по 15ю.
Поужинав недалеко от отеля в кафе с английским меню (свинина - супер, 45ю, жареные груши - невкусно, горькие, 12ю), отправились спать.
27 февраля
Ранний подъем - 5-30 утра (а в Москве-то полпервого ночи!), завтрак в номере из закупленного накануне в супермаркете мяса в пакетиках, печенья и зеленого чая, чек-аут в отеле - и на вокзал в такси.
-------------
Как уже многие писали, устройство вокзалов в Китае везде одинаково и напоминает аэропорт. При входе в вокзал весь багаж просвечивают. Каждый отходящий поезд имеет свой зал ожидания с рядами металлических стульев, и только перед посадкой открывают двери на перрон, еще раз проверив билеты.
--------------
Все надписи - иероглифами, но цифры - арабские, поэтому найти нужный зал ожидания труда не составляет. Чуть посидели - и на посадку. Секунда в секунду тронулись.
Поезд Шанхай-Сучжоу - двухэтажный! В поезде - чистота, ковровые дорожки. Проводница постоянно в движении - то разносит кипяток, мороженое и лапшу быстрого приготовления, то убирает мусор.
Поезд идет почти бесшумно и с хорошей скоростью, и через 50 минут мы - в Сучжоу, городе садов, шелка и каналов, восточной Венеции.
При выходе из вокзала опять проверили билеты, и мы сразу были атакованы предложениями гостиниц.
-----------------
Билеты надо хранить вплоть до выхода с вокзала станции назначения, т.к на выходе их тоже проверяют. Хотя, если белеты потеряли - все равно выпустят, если прикинуться "шлангом" и на вопросы разводить руками, не понимаю, мол...
-----------------
Купив карту за 5ю (при начальной цене в 20ю), выбрали картинки отеля с приличными номерами и ценой в 130ю. LP призывал не бояться тех, кто предлагает отели у вокзала - так и получилось. Вполне приличный отель в самом центре (Dasu hotel, tel 0512-65588088), в пешей доступности от некоторых садов и пагод (ценники на ресепшн начинались со 180ю).
По пути (а везли нас совершенно бесплатно на машине) мужичок предлагал всего за 50ю покатать по городу с посещением пары садов, Tiger Hill и шелковой фабрики. Договорились на 11 утра, дабы успеть позавтракать и привести себя в порядок.
Позавтракать отошли от центральной площади метров на 200 и выбрали приличное с виду заведение для местных. Английского меню не было, говорили все только по-китайски, но были несказанно рады в столь ранний час видеть посетителей.
При помощи переводчика из покета и слов "яйцо", "жареное", "говядина", "рис" сделали заказ (чай налили сразу и бесплатно).
"яйцо""жареное" оказалось большой тарелкой порубленого омлета с помидорами, еще принесли тарелку мяса в соевом соусе и по плошке риса. И всем заведением смотрели, как мы едим и прислушивались, как мы говорим.
--------------
Чем дальше от Шанхая - тем больше ощущаешь себя "белой вороной" - на улицах провожают взглядами, в ресторане все официанты и менеджеры, как будто случайно, перемещаются поближе, чтобы посмотреть и послушать. Но это ничуть не напрягает, а, скорее, забавляет.
Ну вот представьте себе, прибегает к вам коллега по работе со словами:"Слышь, там в ресторане напротив сидят две непонятные личности с зеленой кожей, фонарями вместо глаз и рогатые, пересвистываются и с вилкой не знают, что делать." - побежите смотреть?
Несколько раз просто на улицах подходили китайцы и спрашивали разрешения с нами сфотографироваться. Да на здоровье, мы не против.
---------------
Вся эта вкуснятина обошлась в... 25 юаней! Решено, ужинать пойдем сюда же.
Ровно к 11 подъехал мужичок на микроавтобусе, и мы поехали. Всю дорогу до первого сада он не уставал повторять "Силака фектори чипа-чипа". И так уже стало понятно, что его цель - затащить нас на фабрику и получить потом свой процент с нашей покупки.
А пока сад. Вход - 38 ю, но оно того стоит! Действительно, место для расслабления и медитации. Бродили там больше полутора часов!
Ну ладно, поедем на "силака фектори", посмотрим...
Да, ну и цены там... В разы больше, чем в лавках в округе (в лавках, видать, товар оттуда же). Цена шелкового одеяла средней толщины размера 2*2.2 - 480 юаней, а пододеяльник - 1500-1600.
Ничего покупать не стали, чем несказанно расстроили мужичка, и он сказал, что сейчас мы поедем на другую фабрику, уж там-то точно... Тут уже пришлось нахмурить брови и сказать громко, что мы едем на Тигриный холм (Tiger Hill), там рассчитываемся и прощаемся, а если не согласен - прощаемся прямо тут, но уже без денег. Согласился.
По приезде на холм мужичок решил сыграть дурачка и не давал сдачи со 100ю, говоря, что 50ю - это с человека (хотя специально уточняли, что 50 - это всего). Но наведенный объектив цифровика на номер машины, с параллельным доставанием мобильного и угрозой позвонить в полицию сделали свое дело, и сдача быстро нашлась.
Tiger Hill (вход - 40ю не в сезон и 60ю в сезон) проектировал большой мастер искусства "фен-шуй", очень гармонично сочетались прудики, мостики, лесенки и камни. Все это венчала слегка покосившаяся пагода на вершине холма - символ Сучжоу. Там же была обнаружена большая экспозиция растений бонсай в горшочках (без дополнительной оплаты). Все очень понравилось.
Внизу обнаружилось большое количество сувенирных лавок с товарами отменного качества. Купили каменный (!) заварной чайник ручной работы за 90ю, такой же маленький за 10 и набор для чайной церемонии на 6 персон за 30 (!) юаней.
----------------
Как оказалось, подножие Тигриного Холма в Сучжоу - наилучшее и наидешевейшее место для покупки сувениров в рамках посещенных нами городов.
----------------
Такси поймалось быстро (в Сучжоу такси дешевле Шанхая - 1.8ю за км) и, сгрузив все в отеле, отправились ужинать в то же кафе, захватив сувенир хозяйке.
--------------
Таксисты в Китае - ребята очень дисциплинированные. Водительское место отделено от пассажиров пластиковой или решетчато металлической перегородкой, на которой сзади (не везде, правда), написаны правила сервиса. Для пассажира: сел-сказал куда-приехал-дал деньги-взял сдачу-взял чек (!)-гудбай. И для водителя: нельзя плевать в окно, нельзя разговаривать по телефону во время движения, нельзя курить, нельзя ругаться с кем-либо через окно. Все это безупречно выполняется.
---------------
На ужин нам принесли что-то кипящее на горелке (очень вкусно), потом - блюдо зеленой травы (!), которая оказалась шпинатом - надо было бросать в бульон, варить и есть, и неизменные рис и зеленый чай. За все, вместе с 3 бутылками отменного пива - 35 юаней.
Далее решено было двигать в Ханчжоу, причем по воде, по Великому каналу (Grand Canal). Теплоход идет 13 часов в ночь. Девушка на ресепшн совсем ничего не понимала, нужных слов в разговорнике не было, и пришлось опять звонить Кириллу (Кирилл, привет!), чтобы он перевел на китайский, что нам нужны 2 билета до Ханчжоу в двухместную каюту 2х150=300ю).
28 февраля
Проснулись поздно с тяжестью в ногах от длительных вчерашних прогулок. Завтракать пошли туда же (20 юаней, но в этот раз вместо омлета дали яичницу, что тоже неплохо).
Пароход отходил в 6 вечера, поэтому решили, сдав номер и оставив вещи не ресепшн, двинуть в Сад Скромного Чиновника (Humble Administrator`s Garden), который, судя по карте, тоже был в пешей доступности. По пути поменяли $100 специально, чтобы потратить на женскую шелковую одежду.
Шли неторопливо, потому долго, по пути перекусив и заглянув в пару магазинов. Так что, дойдя до сада, поняли, что времени мало и надо будет либо обежать все в темпе вальса, либо отказаться от посещения сада (вход - 60ю).
------------
Надо было заложить на Сучжоу еще один день, но кто ж знал, что ждет нас впереди... По хорошему, на Сучжоу надо планировать дня 3-4, милый маленький городишко (население всего-то 6 600 000 человек).
------------
Рядом с садом - масса лавочек, торгующих шелком по смешным, после торговли, ценам. Купили рубашку мужскую за 60ю, женский брючный костюм за 90ю, еще один халат за 105ю и галстук с драконами за 10 (!)ю, все, разумеется, шелковое. Далее - большие фирменные магазины с другими ценниками, но и товарами посерьезнее. Потратить запланированное труда не составило. Можно было потратить и больше, вещи отличного качества, и в России это стоит раз в 15 дороже, но как тащить-то?
-----------------
Чаевые в Китае не приняты. Их просто не берут. Нигде и никак. Сдачу всегда дают до копейки. Попытка подсунуть официанту или таксисту явно лишний юань заканчивалась его возвратом после пересчета денег.
------------------
К 16-30 вернулись, попрощались и двинули на такси на пристань (пришлось продемонстрировать водителю билет на пароход, чтобы он понял, куда нас везти).
Пароход до Ханчжоу оказался деревянной посудиной кают на 20, которая была подцеплена на буксир к другой такой же. Отдали концы с опозданием в полчаса. И, разместившись (одноразовые зубные щетки с маленьким тюбиком пасты - бесплатно), мы плавно переместились в ресторан.
Подбежавший стюард долго пытался узнать, что мы будем на ужин, медленно, видимо, чтобы лучше поняли, вырисовывал на листке бумаги иероглифы. Все бесполезно. Отчаявшись, он подвел к соседнему столу и показал, что ели там - большая рыбина на шкворчащей сковороде. И нарисовал число 100. После того, как мы подарили команде матрешку из наших запасов, ужин обошелся в 45ю (говядина и рис). В нашей каюте был установлен оконный кондиционер, при помощи которого тепературу быстро подняли до нужной.
1 марта
На подходе к Ханчжоу, утром, на набережных, замечено много занимающего спортом народа, некоторые просто прыгали, бегали, ходили задом-наперед, некоторые делали гимнастику у-шу, поодиночке и синхронно в группах.
Около 8 утра причалили и выгрузились. Никаких приставал с буклетами отелей, тишь да благодать. Пришлось доставать Lonely Planet. Ан нет, подбежала бабулька, с проспектом отеля и ценником в 288. Дорого. Хорошо, говорит, есть за 150. (Ханчжоу, как говорит путеводитель, вообще довольно дорогой город). Ну пошли посмотрим за 150. Пешком - да, пешком.
Бабулька оказалась бодренькой, да еще во время ходьбы делала гимнастику для рук и шеи (видимо, так спешила к приходу судна, что не успела сделать зарядку).
До отеля шли минут 15, отель - на задворках, комната вполне, ценник висит от 190 (название отеля воспроизвести невозможно, только иероглифами). Согласились.
А где "Си-Ху"? Да вот туда, недалеко... Разместились, оплатили отель и пошли.
Начинался мелкий противный дождь. Озеро Си-Ху в тумане и под дождем никаких чувств вообще не вызывало. Побродив вдоль озера, отправились в Храм Прибежища Души на такси.
-----------
В Ханчжоу такси - все спошь новенькие Фольксвагены и Хендэ, но и ценник, как в Шанхае - 2ю за км (посадка - 10ю).
------------
Перед храмом - парк, куда тоже нужен билет. 20 юаней, но оно того стоит! Пещеры и гроты с высеченными в скале в незапамятные времена Буддами, все прекрасно сохранилось! Вот где раздолье для фотографа...
Сам храм (вход - 20ю) действующий, но ничего экстраординарного из себя не представляет - обычный буддистский храм.
А дождь то утихал, то начинал лить еще сильнее. Поэтому решили из Ханьчжоу уехать. Да еще обнаружилось, что после обеда почти не осталось местных денег. Поэтому взяли такси и показали иероглифы "Bank of China".
------------
Видимо, работать с иностранной валютой уполномочен только Bank of China, попытки обменять доллары в других банках ничем не заканчивались.
Кстати, возле каждого операциониста установлено устройство, где клиент при помощи трех кнопок (отлично, удовлетворительно и плохо), может оценить качество обслуживания.
-------------
Пополнив запасы юаней, решили пойти пешком до железнодорожных касс - по карте из Lonely Planet - меньше километра. На деле шли минут сорок!
Следующим пунктом назначения был запланирован Лоян (Luoyang). Но напрямую из Ханчжоу можно уехать только на юг, в Нинбо-Гуанчжоу-Гонконг, а тратится на авиаперелет не хотелось, ибо Юй обещал хороший шоппинг по приезде в Пекин.
--------
Социализм, коммунизм... А ведь есть и коммерческие банки, и "новые китайские" в дорогих костюмах и перстнях с бриллиантами, и "золотая молодежь" на Поршах, Мерседесах и спортивных кабриолетах. Есть даже секс-шопы, которые не прячутся стыдливо в подворотнях, как у нас, а выставляют товар лицом на всеобщее обозрение.
-------------
Поэтому пришлось возвращаться в Шанхай. Кассы для иностранцев в Ханчжоу нет, поэтому кассирше продемонстрировали иероглиф "Шанхай" из Lonely Planet и надпись "2005.03.03 12..14". И, о чудо, мы стали обладателями 2-х билетов до Шанхая на поезд в 13-07 по 40 юаней.
Купив на вокзале термокружку для заваривания чая (25ю), поймали такси (для этого, правда, пришлось отойти от вокзала метров на 300, как посоветовал один добрый китайский человек. Он долго тыкал в разделительную линию между велосипедной дорожкой и обычной дорогой - т.е. если они разделены сплошной линией, а не пунктирной - остановка запрещена), и поехали ужинать в один из ресторанов, который рекомендовал LP. Правда, так его и не нашли, да и не искали особо - улица была полна едальными заведениями, как оказалось, недешевыми - ужин с пивом обошелся в 92ю (пиво аж по 15ю!)
2 марта
Ханчжоу известен своим чаем, поэтому, позавтракав в близлежащем фаст-фуде (подсказали молоденькие студентки, которые жили в том же отеле и немного говорили по-английски, заодно попросили их написать иероглифами слово "фен", ибо этого слова в разговорнике нет, а слово нужное) за 18 юаней, пошли на закупки чая, благо, магазинов - тьма. Хороший чай стоит от 10 до 16 юаней за 50 грамм, а есть экземпляры ценой 1200 юаней за 500 гр.
Перемещение на вокзал, посадка в поед прошли в штатном режиме. Поезд тоже двухэтажный, нам достались самые лучшие места №3 и №4 - первые на втором этаже, 2 отдельностоящих кресла, каждое - со своим столиком и местом для багажа (остальные сидели по-четверо).
2 часа дороги пролетели незаметно за питием зеленого чая и написанием отчета.
Точно по расписанию прибыли в Шанхай, но на южный вокзал. Рядом - станция подземки, которой местные жители рекомендовали воспользоваться для перемещения на центральный вокзал, где есть кассы. Позвонил Vova, он в Шанхае, предлагает пересечься. Забиваем стрелку в кассах.
Метро в Шанхае очень чистое и дешевое. Проезд от Южного до Центрального вокзала обошелся по 2ю.
-----------
Сам поезд шанхайской подземки очень похож на сингапурский - один сплошной длинный вагон. В вагоне висят LCD-телевизоры и табло с бегущей строкой. А вот платформа - открытая, просто рай для самоубийц.
Названия станций объявляют на мандарине и английском. И надписи, соответственно, все продублированы на английском.
-------------
Встречаемся с Vova, отстаиваем очередь из китайцев в кассу для иностранцев (!), билеты в Лоян есть на сегодня, 22 часа, софт слипер, но только верхние полки. Берем (2х380ю=760ю). Сдаем вещи в камеру хранения (15ю за место - дорого) и едем на метро на Pudong гулять.
К 21 часу приехали на вокзал, получили вещи и пошли в зал ожидания. Оказалось, что для едущих в софт-слипе есть специальный зал ожидания, общий для всех поездов, с мягкими креслами, автоматами по продаже всякой всячины и кафе (не работало).
Вагоны поезда очень напоминают наши, но Made in Russia нигде не обнаружилось. В купе стоит неизменный термос с кипятком и помойка с крышкой, наглаженное (!) белье уже застелено, одеяло в пододеяльнике (!).
В попутчики нам достались паренек лет 25-ти, который болтал без умолку по мобильнику, и дедушка лет 65-ти, по виду - военный пенсионер (у него вместо паспорта-какая-то карточка).
Отобрав билеты, взамен проводница выдала карточки с указанием вагона и места. Потом пришла другая и переписала у всех паспортные данные (!).
------------
Проводницы (да и прочая "вагонная" братия), одеты "с иголочки", форма идеально подогнана. Приятно смотреть. Свои обязанности выполняют безупречно: на станциях стоят возле двери вагона "по стойке смирно" - пятки вместе-носки врозь, руки по швам, ночью дежурная проводница сидит в коридоре и несет службу.
-------------
В Лоян прибыли по расписанию, около часа дня. Ясно, тепло. Возле вокзала нет бабулек с проспектами отелей - опять достаем Lonely Planet. Нет, бежит женщина... С картинками комнат. Торгуемся, за 150 с виду неплохой номер и с завтраком (!). Грузимся в такси.
В процессе заселения таксист говорит, что он готов с нами поездить в гроты Лунменя и в Шаолинь всего за 220 ю. Говорим - мей би, хотя уже понятно, что его услуги нам больше не нужны.
5 марта
Утром прибежал вчерашний таксист и пытался-таки предложить свои услуги по доставке. Был безжалостно послан. Отчаявшись, попросил заплатить хотя-бы за вчерашнюю доставку с вокзала - ок, эти деньги он заработал, отдали 15ю.
Доехали до гротов на автобусе №81 от вокзала за 1ю с человека. Гроты оказались конечной остановкой. Входной билет стоит 80 ю (а не 60ю по информации LP). Гроты - название довольно условное. С двух сторон реки в скалах вырезано много ниш, в которых расположены изображения Будд. Будды самых разных размеров, от очень маленьких до очень больших (7-9м). Большие изваяния расположены в центре, а более мелкие вокруг. Особенно впечатляюще все эти гроты смотрятся с другой стороны реки. Еще там расположен небольшой буддистский храм. В нем висит колокол, в который может позвонить каждый желающий. Для счастья и здоровья нужно звонить 6 раз, для славы и долголетия - 9 раз. А вообще - звони сколько хочешь. Мы звонили громче всех.
6 марта
Цель путешествия - Шаолинь. На ресепшне отеля девушка махала руками, что в Шаолинь на автобусе не доехать, что только на такси, 150 км, что 300ю за двоих - очень хороший прайс. Но нас-то на мякине не проведешь, тем более в руках есть Lonley Planet.
Купив билеты (20ю х2) и погрузившись в рейсовый автобус, около 11 выдвинулись в сторону Шаолиня..
Пожалуй, Шаолинь (вход - 40ю), стал самым большим разочарованием этого путешествия. Ну кто бы мог подумать, что всемирно известный монастырь представляет из себя бесконечные ряды сувенирных лавок с товарами довольно низкого качества, кругом все завалено строительным мусором... Нет, монастырь, конечно, никуда не делся, и школа Кун-Фу на прежнем месте, и 2 действующих храма. Но как-то все это не воспринимается на общем фоне срубания денег с туристов. И "Лес пагод" совершенно не смотрится на фоне громкой музыки - как-никак кладбище...
Хотя, когда уже возвращались к автобусной остановке, видели монаха с рюкзаком, который шел в направлении монастыря и каждые 3 шага падал на колени, припадал лбом к земле и вытягивал вперед руки ладонями вверх. Наверное, готовился уйти в монастырь.
На автобусной остановке стоял микроавтобус, спросили "Лоян" - "Да, Лоян". Ну и хорошо, отдали 40ю и поехали... не в ту сторону. Криками заставив водителя остановить автобус и сказав в его адрес много "ласковых" русских слов, забрали деньги и вышли. Автобус к тому времени уже довольно далеко отъехал, надо было возвращаться пешком. Но вдруг едущий в нужном нам направлении большой туристический автобус моргнул фарами, мы махнули ему рукой - и за 14ю с человека с комфортом доехали до Лояна.
Купили 2 билета на 12-ти часовой автобус на завтра до Сианя (Xi`an) - 2х61ю и отправились ужинать.
-------------
Автомобильно - велосипедно - пешеходное движение в Китае заслуживает отельного рассказа, а, может быть, и диссертации. На первый взгляд - полный хаос. А если присмотреться... То, что у нас называется "подрезал" (у нас после этого "подрезанный" догоняет "подрезавшего" и в ход идут бейсбольные биты), здесь - нормальное явление. Повернуть из крайнего левого направо - никаких проблем, едущие справа либо притормозят, либо отвернут. Могут, правда, посигналить для профилактики. А все потому, что в черте города (за исключением хайвеев), никто не гоняет, средняя скорость - 35-40 км/ч. И способ перехода улицы очень прост - надо просто идти прямо, с постоянной скоростью - водители либо притормозят, либо немного изменят направление движения. За все время видели всего 2 аварии - одна совсем пустяковая, царапина на бампере, вторая - посерьезнее, грузовик сбил мотоциклиста.
Все это не относится к Пекину - тут свои правила: скорости выше, машин больше, пешеходов уважают меньше.
----------------
На параллельной нашей улице нашли очень приличное заведение с крайне демократичными ценами, самое дорогое - банановый десерт за 20ю. Его и заказали. И еще 4 блюда - томатный суп, свинину, жареный рис и овощи. Но когда все это принесли... Миска супа была литра на три. Остальные блюда тоже соответствующих размеров. За все с пивом - 60ю, разумеется, съели меньше четверти. Кто ж знал...
-------------
В каждой провинции, а, может, и в каждом городе - свой сорт пива, а то и несколько. За время путешествия не повторились ни разу. И все пиво - отменного качества и вкуса, и стоит от 2 до 5 юаней за бутылку 660 мл. Наши Балтики, Мельники и прочие бочки отдыхают.
--------------
7 марта
С утра решили никуда не ездить, тем более, что оба простыли. Правда, сходили на завтрак во вчерашнее заведение - большая тарелка порубленного омлета с помидорами - 10 юаней, чай - бесплатно и сразу. На этот раз поостереглись, заказали только одно блюдо, да и то осилили не полностью.
-----------------
Если в ресторане не принесли чай сразу - значит он небесплатен. Нелишне будет поинтересоваться, сколько стоит. Мы попали на деньги в Ханчжоу, когда к синтетическим сосискам по 3ю попросили 2 стакана чая, который стоил... по 20ю за порцию.
-----------------
Взяли такси от отеля и поехали на басстейшн. Всего-то метров 600, но уж больно не хотелось тягать шмотки, которые значительно потяжелели от сувениров. Да еще оказалось, что нужный бас уходит с соседней станции.
Загрузились и ровно в 13-00 отчалили.
Дороги хорошие, поэтому в пути удалось немного пописать отчет, поспать и посмотреть китайский фильм с английскими титрами.
В 17-30 автобус уже парковался в Сиане, тут же подбежали девушки с проспектом отеля, который был в 100 метрах от басстейшн - Lu Dao Hotel, №80 West 8-th street tel 029-82101224 (223,220). Очень хорошо - ведь большинство "жизни" (городские достопримечательности, рестораны, интернет), судя по Lonely Planet - именно тут.
----------------
Если в отеле есть лифт - в нем обязательно лежит коврик, на котором написан день недели. Очень полезно для любителей гульнуть - заходишь эдак утром в лифт с больной головой - ёёё, а уже понедельник, оказывается.
----------------
Менеджер Джим Бим очень неплохо говорит по-английски, знает про Россию и про то, что ВВП недавно приезжал в Сиань посмотреть на терракотовых воинов. В итоге с 198ю цена упала до 150ю за очень приличную комнату больших размеров со всем необходимым. На визитке у него гордо написано, что он - First manager и может практически все - от авиабилетов по "смешным" ценам до разрешений в Тибет. Tel +86 13186035637 fax +86-029-82101222. Приятный паренек, родом, кстати из Лояна, подарили ему пузырь водки с предостережением: афтер дринк - ноу драйв!
------------------
Запасенные с собой сигареты кончились, пришлось покупать китайские. Довольно неплохие - Lights Herb blend по 5ю, по вкусу и крепости близки к "парламенту".
------------------
Заселившись, решили-таки вызвать врача Людмиле, температура не спадала и горло никак не проходило - не помог даже чудодейственный сироп из лояновской аптеки. Страховка-то есть, ничего не мешает ей воспользоваться. В отеле, кстати, есть IP телефон по 1.5ю за минуту с Россией.
Сегодня врач так и не приехал - поздно позвонили, рабочий день в Китае уже кончился.
Ужинать Андрей пошел один, в ресторан при отеле, дабы не бросать надолго супругу. Мясо по-сычуаньски (страшно остро, но очень вкусно), рис и 2 пива - 21 юань.
--------------
В Сиане еще теплее - ночью градусов 12-15 выше ноля, а днем - все 25 с плюсом.
---------------
8 марта, всекитайский женский день.
Доктор так и не приехал. Зато позвонила китаянка и сказала, что она из страховой компании и, если нам нужна помощь, то мы должны идти в больницу. А лучше будет, если поедем в Пекин - там с медициной вообще все хорошо. Оставила свой телефон. Да вроде простуда уже отступила, денек еще поваляться - и можно снова в бой.
Была мысль возвращаться в Пекин самолетом, дабы оставить часть багажа в камере хранения международного терминала, но билеты доволино дороги - 900 с копейками. Так что едем поездом. Lonelu Planet говорит о наличии кассы для иностранцев где-то на втором этаже, но искать не стали и встали в общую очередь. Любезно написанные Джимом иероглифы "2 билета на ночной скоростной поезд до Пекина в софт-слип" и приписанное ниже "2005-3-9" оказали необходимое магическое действие на кассиршу, и билеты на поезд Z20 за 817ю (нижняя полка 417ю, верхняя - 400ю) в кармане.
-----------------
На привокзальной площади Сианя народищу - ужас, наверное, тысяч 10 - сидят, спят прямо на земле или едят. Возможно, Сиань - крупный пересадочный узел для едущих с юга на север или наоборот.
-----------------
На телефон пришло сообщение, которое невозможно прочитать, но после этого перестали работать исходящие звонки. Видимо, на счету денег осталось мало, а докинуть невозможно - только в Гуаньчжоу. Зато можно пока отправлять sms и принимать звонки.
-----------------
Есть палочками совсем просто, как оказалось. Надо только внушить себе, что палочки - это продолжение руки, и все сразу получится.
-----------------
Терракотовых воинов отложили на завтра в связи с плохим самочувствием, и поехали в Великую Мечеть (Grand Mosque). Да... Такое мало где увидишь... Мечеть в здании с крышей, у которой углы по-буддистски загнуты вверх (вход - 12ю.). Мечети предшествуют сувенирно-едальные ряды. Не удержались и купили карманную книгу с заветами великого Мао на китайском и английском языках (15ю) и декоративные бутылочки с рисунком "изнутри".
Побродив по мечети, взяли такси и отправились к Большой Гусиной Пагоде (Big Goose Pagoda), но тут ждал облом - билеты не продали, так как время шло к закрытию (вход - 25ю, а не 15, как написано в Lonely Planet).
------------------
Пока бродили - видели много иностраных туристов. Вообще, Лоян по сравнению с Сианем - большая деревня. Народ в Сиане поцивилизованней, многие говорят по-английски, даже в магазинах и кафе, чего в Лояне даже было невозможно себе представить. И смотрят как на инопланетянина реже. Но... Почему-то все заметно дешевле. Кроме такси - здесь такси по 1.3ю за км против 1ю в Лояне. Но и машины побольше и поновее - Ситроены да Фольксвагены.
------------------
Вечером решили сходить в аптеку за витамином "С", предварительно попросив Джима написать это иероглифами. В ближайшей аптеке витаминов не было, и провизор отправил еще за 500 метров в другую, указав направление и написав что-то иероглифами.
Но ни через 500, ни через 700 метров аптеки не было. Пришлось остановить шедшую навстречу женщину. Она, увидев иероглифы, развернулась и за ручку привели в довольно большую аптеку на параллельной улице.
---------------
Если вы собрались в Китай самостоятельно и не владеете китайским - надо заранее позаботиться о путях преодоления языкового барьера. Идеальный вариант - переводчик в наладоннике. Если нет наладонника - лучше заранее заготовить и держать при себе такие слова, как "вермишель","мясо", "фен" etc
---------------
9 марта
Все-таки решили посмотреть на терракотовую армию, а то потом обидно будет - были в Сиане и не видели. Lonely Planet рекомендует воспользоваться автобусом от вокзала по 8ю в обе стороны.
На завтрак в отеле подали очень вкусную говядину с картошкой (18ю), одним этим двоим можно наесться, но мы еще заказали Noodles. 2 штуки (по 4ю). И опять ошиблись - миски нудлов ручной работы, с помидорами, яйцом и какой-то травой были литра по полтора каждая.
Lonely Planet ошибается с номерами автобусов. К терракотовой армии идет только №306 (проезд - 5ю, 50 минут), и не от вокзала, а с площади внутри городских стен (в проекции вокзала), а к деревне Banpo идет №231.
-----------
Во многих туристических местах в Китае идет активное строительство, правда пока оно на стадии разрушения старого. Возможно через год наш маршрут покажется совершенно другим.
------------
От автобусной остановки до собственно музея довольно далеко, поэтому, пройдя через ряды торгующих всякой ерундой (как в Египте, хватают за руки, тычут прямо в лицо своим товаром - чуть не устроили международный конфликт), лучше сразу купить за 5ю билет на электрокар.
Входной билет стоит 65ю не в сезон и 90ю в сезон, но берут со всех по 90ю - может, сезон уже начался?
Всего 3 зала. В первом представлены золотые и серебряные украшения, найденные при раскопках, и две отреставрированные колесницы, запряженные тройками лошадей (выполнено очень хорошо, проработаны мельчайшие детали).
Во втором зале - голый раскоп, никаких фигур нету.
А вот третий зал известен всем по визиту ВВП, там как раз и есть самое интересное.
Посмотреть на все это, конечно, стоит, но вот что-то цена за вход задрана.
-----------
К слову сказать, довольно мало мест, где запрещено фотографировать. Всегда запрещено фоторграфировать Будд в действующих храмах. На каменные изваяния на улице это не распространяется. И ни разу, ни где не встретили отдельную плату за фото и видео съемку.
-------------
На пути к автобусу согласились на предложение поехать до вокзала на минибасе за те же 5ю - и зря. Минибас весь раздолбанный, все гремит, на платную дорогу не поехал (общественные автобусы за проезд не платят), а тащился какими-то проселочными дорогами, да еще постоянно подбирая-высаживая пассажиров. В итоге ехали час-полтора.
Приведя себя в порядок, пошли побродить по городу и перекусить, благо, еще 3 часа до времени выхода на вокзал. Набрели на Roasted Duck и поели утки по-пекински за 35ю. Подкрепившись, решили зайти в магазин и... Попали на распродажу. Мужские джинсы - от 60ю до 110ю (купили за 106, старые немедленно отправились в помойку). Чистошерстяную женскую кофту на молнии купили за 49ю (при ценнике в 165ю.). Очень сложно удержать себя и не купить много, ведь осознаешь, что в России такое - в разы дороже.
------------------
Наверное, надо приезжать в Китай в совсем старых вещах, и в ближайшем магазине переодеваться. Разница на фирменные товары не такая большая, но она тоже есть. Например, кроссовки Adidas китайского производства в Москве покупались за 2400 рублей. Точно такие же в Китае - 590ю (без торговли). Хотя, конечно, высоким людям или с длинными руками-ногами переодеться не просто.
----------
На вокзале для поезда Z20 оказался свой собственный зал ожидания с мягкими креслами. Но воспользоваться им не пришлось, посадку уже объявили.
Поезд начал удивлять еще до посадки в него. В вагоны 5-6 вход оказался один, а вагоны соединены мягкой гармошкой, как в тролейбусе, дальше - больше... Ощущение, что садишся в самолет, а уж персональный LСD-телевизор с наушниками на каждом спальном месте и регулировка влажности в купе стали последними каплями в чаше нашего удивления. Правда, то, что катают в тележках - безумно дорого. Маленький Хайникен - 15ю (сравнить не с чем), бутылка воды - 4ю (в магазине 1ю).
Проводница говорит по-английски, постоянно ходит с наушником в ухе (рация), довольно быстро реагирует на вызов пассажира. Но вот сказать, на какой вокзал прибываем (их в Пекине 6 или 7) - не смогла, сославшись на "Сами мы не местные, из Сианя". Да и без подсказок понятно, что такой поезд, как этот, кроме как на самый центральный вокзал прибыть никуда не может.
Идет поезд очень мягко и плавно, время в пути - 11 часов 30 минут (1200 км), максимальная скорость - 160 км/ч.
------------------
Движение поездов в Китае почему-то левостороннее.
------------------
Не могли себе позволить не посетить вагон-ресторан. Большие мягкие кожаные кресла и диваны, плазма 32`и довольно дешево - ужин с пивом обошелся в 47ю.
10 марта
В начале седьмого утра проводница уже начала всех будить и собирать наушники.
-----------------
Этот поезд вполне можно использовать для стыковок на утренние рейсы - прибывает в 6-57, а ехать на такси до аэропорта - около часа.
-----------------
Следуя по указателю "taxi", уткнулись в небольшую, человек на 150, очередь из желающих уехать. Но очередь двигалась быстро, спасибо полицейскому, который не пускал пролезть без очереди еще человек 50. Минут через 20 сели в машину.
Таксист долго смотрел на иерглифы отеля, выбранного из Lonely Planet, качал головой и не хотел ехать. Помог звонок в отель - таксист просто не знал дороги.
Но в отеле ждал облом - мест не было в связи с какой-то конференцией. Менеджер отеля посоветовал ехать с соседний, но и там была та же ситуация. Только в третьем отеле оказались места (326ю за дабл с завтраком, Jing Hai Hotel, 71-73 street Xicheng Hutong, Beijing, tel 010-66018822).
Денег было совсем мало, а в связи с ранним часом банки не работали. Спас банкомат, который, после недолгих раздумий, выплюнул 1000 юаней.
Устроившись и позавтракав в отеле (так себе, яйца, огурцы и что-то несъедобное), решили поехать в Summer Palace, поменяв деньги и поплотнее перекусив. Огромный Bank of China обнаружился неподалеку. Что удивительно, девочка - операционистка написала в квитанции имя ПО-РУССКИ, старательно перерисовав его из паспорта.
Очень захотелось европейской еды, и мы зашли в пиццерию. Цены кусались: маленькая пицца - 36ю, двойной эспрессо - 20ю. Но пиццы все равно хотелось - остались.
Пицца - на очень толстом хрустящем тесте, подают в сковородках (!). Да еще, к стыду своему, обнаружилось, что за 2 недели в Китае разучились пользоваться... вилкой. Итого поели на 159 юаней - кошмарно большие деньги по местным меркам.
-----------------
Странно это, но телефон опять заработал. Как и раньше, в полном объеме.
-----------------
Для поездки в Летний дворец решили воспользоваться метро и подъехать поближе, а дальше - на такси. Пекинский сабвей имеет ряд особенностей, о которых надо упомянуть.
Линий всего 3. №1 - радиальная и №2 - кольцевая, по ним проезд - 3ю, независимо от расстояния. Есть еще линия №13, это полукольцо на север от северо-восточной и северо-западной станций линии 2. По 13-й не ездили. Однако видели, как народ перебегает со 2й линии на 13ю просто по улице. Самое интересное, что похоже на нее действуют те-же билеты, что и на линии 2 - уже с оторванным контролем. Во всяком случае тетка в кассе купить нам новые не предложила.
Вагоны - раздельные, как и у нас. Из первого вагона можно наблюдать за работой машиниста и смотреть вперед.
Еще интересно, что билеты продает всего 1(!) кассир, а отрывает корешки у билетов всего 1(!) контролер - никаких турникетов нет, просто проход шириной метра 2.
Сотовая связь в тоннелях не работает, только на станциях. При въезде на станцию машинист гасит фары - видимо, в целях экономии.
Вообще, пекинский сабвей очень понятен, названия станций объявляются на китайском и английском языках, на каждой станции висят планы прилегающей территории, где все выходы обозначены латинскими буквами. К нужному выходу тоже ведут указатели. Сориентироваться, даже если попал в метро впервые, труда не составляет.
----------------
Иностранцам в московском метро, наверное, ориентироваться крайне сложно. Кажется, совсем недавно повесили схемы, где названия станций дублированы латиницей. Но до совершенства нам еще ой как далеко.
----------------
Летний дворец (вход - 20ю) произвел в общем благоприятное впечатление, однако его центральная часть была на ремонте. Но и так понятно, что императоры доверяли строительство только лучшим архитекторам, строителям и мастерам фен-шуй.
После посещения Летнего дворца решили съездить в один из местных супермаркетов. Все, на что мы могли сравнить цены, оказалось выше относительно Москвы процентов на 30. Возможно, просто приехали в дорогой магаазин.
На вечер была назначена утка по-пекински. Приехали в кафе около площади Тяньаньмынь, в котором бывали раньше. Утка не подкачала, а самой шумной компанией в кафе оказалась русская. Соотечественники были поприветствованы, после чего они спросили: "Как же так, мы заказывали 2 утки по-пекински, принесли немного нарезанного мяса, а где же все остальное?". Пришлось объяснить, что из утки по-пекински подается только нарезанная грудная часть, остальное идет в утиль.
11 марта
Увы и ах, на Великую Стену съездить не получается в связи с плохим самочувствием Людмилы. Поэтому последний день в Китае посвятим походам по магазинам - не всем еще куплены сувениры, да и кое-какие заказы пока не выполнены.
Приехав на метро в один из шелковых торговых центров по рекомендации Lonely Planet, обнаружили там что-то вроде шелкового, но бизнес-центра. Торговли никакой не велось. Догадались спросить, при помощи разговорника, у мужичка, а где, собственно, можно что-то купить? Он нарисовал 4 иероглифа, которые были понятны таксисту с полувзгляда.
Приехали на крытый трехэтажный рынок, типа нашего "Коньково". Так вот он какой, китайский шоппинговый рай! Очень много европейцев, много наших соотечественников. Есть все - и шелк, и чай, и сувениры на любой вкус. Закупились по-полной - остался-то всего один марш-бросок завтра в аэропорт, а в Москве уже встретят (до сего момента сдерживающим фактором был вес багажа, который надо было бы таскать на себе). Цены на шелк - как везде. Халат - 100ю, скатерть 2х1.5м - 80ю, галстук - 10ю, платок шелковый женский (офигительно красивый) - 100ю, и много всякой другой полезной всячины. Разумеется, надо очень жестко торговаться, пересиливая себя, ибо подсознательно понимаешь, что не может это стоить ТАК дешево по нашим меркам.
Забросив все покупки в отель и немного передохнув, пошли обедать в маленькое семейное заведение, пройдя сквозь череду огромных шоппинг-центров. Обед на двоих с пивом (очень вкусно!) - 57ю.
Звонки в Москву из Пекина крайне дороги - 8ю за минуту (по крайней мере, с того телефона, который удалось найти недалеко от отеля.
Ужинать пошли в Макдоналдс, благо, он в 5 минутах пешей прогулки. Что-то захотелось большую булку с мясной котлетой, то есть гамбургер, и сожрать его без помощи палочек. Сложно оценить уровень цен, ибо в Москве Макдоналдс не посещаем, но чизбургер стоит 5ю, пирожок с яблоком - 2ю.
Закупив пару бутылок Циньтао (по 3ю) на вечер, отправились в номер.
12 мартa
Отпуску-конец, летим домой. Даже непонятно, радоваться или печалиться...
Такси поймалось моментально, и по счетчику - 88ю + 10ю за платную дорогу. Регистрация на 6 стойках, очередей почти нет - приехали за 2 часа до вылета. С границы завернули - оказалось, надо заполнять еще Departure card. Заполнили - прошли.
Набег на дьютик. Куплены маленькие наборы чашечек из тонкого фарфора - себе и в подарок - отличного качества. Немного спиртного - локального и настоящего. Приценились к шелку - цены в разы и на порядки выше тех, по которым покупали мы. Шелковый мужской халат (правда, отличного качества), стоит 150$. В чай даже заходить не стали.
Вылет почему-то состоялся позже на полчаса, самолёт - опять Boeing 777. Стакан со льдом, кстати, принесли в течение минуты, прямо перед взлетом.
Ну вот мы и дома.
Фото
Флейм
|