всегда хотел в Афганистан, я хотел в эту страну еще с далекого 1986 года, когда отчетливо попробовал понять, что же происходит в этой стране, кому она нужна, что мы, я имею в виду государство, там делаем и, как у Вертинского:
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!
Прошло время, моя мечта и мои вопросы отошли на второй план и я не думал, что они так явно и остро возникнут недавно.
Я не знаю зачем я отозвался на одном из форумов на клич- посетить Афганистан.
Я не знаю зачем я возобновил эту тему после НГ.
Я не знаю зачем я пошел в Посольство выбивать визы.
Я не знаю, как моя жена, с которой мы расписались 2 недели назад, отпускает меня в эту поездку.
Не знаю.
Я знаю только одно, я должен побывать в этой стране.
Итак…..
23 февраля, мы, утром вылетели в г.Ташкент, чтобы от туда перелететь на границу с Афганистаном в г.Термез.
24.02.Переход границы, движение до г. Мазари-Шариф
25.02 Мазари-Шариф-Кабул
26.02 Кабул
27.02 в 15.30 Вылет обратно в Москву.
По этическим причинам, не каждый хочет слышать что-то «персонально лестное» в свой адрес, я состав группы, до их разрешения, не называю.
Итак…
Проводы и посадка прошли в нормальном ознакомительном режиме, все были веселы, счастливы.
Мы прошли все таможенные формальности, хотя при ответе «Афганистан-туризм», пограничники немного напрягались.
Самолет Узбекских авиалиний, хитрый взгляд стюардессы, ссылка на праздник 23-февраля, немного американских денег и вот мы обладатели 4-х кресел в бизнес классе, с соответствующим обслуживанием.
Да, поездка начинает нам нравиться и приносить удовольствие.
Мягкая посадка и мы в аэропорту г. Ташкент.
Паспортный контроль прошли на удивление быстро и вот таможня – полный усатый дядька вчитывался в наши декларации, обводил кружочком все ценный вещи и валюту, ставил на этом месте роспись и печать и уже тогда стал интересоваться целью поездки.
Надо отметить, что единственной проблемой, которая могла встать на нашем пути – это, то, что мы не знали, написано ли в афганской визе, ее тип.
Поэтому логичнее было бы отвечать, что поездка деловая, но мы не соответствовали ее образу, образ был явно туристическо-пох…кий, но…а что написано в визе. Поэтому в декларации написали по восточному, размыто «туристический транзит», вроде как туристы, но ведь транзитом. На таможню это не произвело никакого впечатления, он спросил о цели, услышав что-то нечленораздельное типа «транзит в Термез и далее везде….» отдавал паспорт с декларацией и вроде как отпускал на выход. Но, но на выходе, стояли два колоритных представителя силовых структур, которые с некоторыми гражданами могли проделывать процедуру совместно погранично-таможенную. К ним я, как руководитель группы и направился.
Представитель взял в руки мой паспорт покрутил его в руках и спросил
-Уважаемый, а с праздником кто меня поздравлять будет
-с праздником, промямлил я, добавив все свои военные должности и звания.
-а водку русскую пить будем - лицо представителя разрослось в улыбке
-будем – ответил я и достал бутылку водки
-а узбекскую – спросил он
-будем – ответил я
-чтропрот трым крып – сказал он своему напарнику, что означало «беги за пузырем»
Он взял русскую водку себе, а мне отдал узбекскую, которую я убрал в рюкзак – так произошло совместное распитие напитков на территории аэропорта с представителем силовых структур. Соответственно документы остальных участников не проверялись, а проверялись сами участники на предмет понимания важности сегодняшнего дня. Важности дня Российской армии для узбекского милиционера.
Ташкент нас встретил холодной погодой, но очень теплым приемом.
Нас обступила толпа таксистов, которая с трудом понимала само, что говорит, соответственно мы не понимали друг друга. Понятно было одно, нам просто так уйти не дадут, а надо ли, подумали мы и «отдались» в руки двум самым прожженным таксистам.
Думаю, по теплоте приема мы не прогадали, нас возили с экскурсией по городу на двух автомобилях, рассказывали, как хорошо всем жить с «русскими» и как плохо сейчас.
Кормили в «шикарном» заведении, плов, шашлык, лагман, лепешки….кушайте друзья, мы за все платим, потом дадите нам немного рублей и мы будем в расчете и будем довольны друг другом. Мы попались на эту удочку, наверное потому, что хотели попасться, после бизнес класса и быстрого прохождения формальностей ( а меня пугали 3-х часовым таможенным контролем) эта удочка была так явно заброшена, что когда нас попросили дать «немного» денег 1200 руб. и поменяли 100$ по явно заниженному курсу, расстраиваться даже не хотелось.
Регистрация на рейс в соседнем с международным терминалом здании аэропрота (местный терминал), ожидание посадки, посадка в...
ЯК-40
Я тут же вспомнил свое детство, когда этот исполин прилетал к нам с большой земли, все испытывали огромную радость, со словами «борт приземлился» сбывались самые заветные мечты – командировочные улетали домой, а мы с родителями могли поехать на материк к морю. Я помню огромные 2 кресла по 2 ряда, дверь в кабину пилотов, расположенную наискосок, багажный отсек в хвосте самолета,стюардессу «богиню», которая разносила «Буратино» в фирменных чашечках «Аэрофлот». И звук «пьууууу» раздающийся при выруливании на взлетку.
Увы, мои детские воспоминания рухнули, как рушатся многие иллюзии.
Я увидел маленький самолет с продавленными креслами и стюардессу с пластиковыми стаканами, наполненными «Пепси», унюхал запах керосина, увы…
Хотя нет, что-то осталось, стоп, «пьуууууу» при взлете, да этот звук остался таким же, как и 20 лет назад. Значит, полет на «окурке» будет как всегда коротким и динамичным…..
Термез
Летное поле, поле, прожектора.
В темноте, возле ограды, стоит погранец, собирающий паспорта на регистрацию.
Проходим в здание аэропорта, томительное ожидание, приглашение в кабинет, стандартный вопрос
- куда?
ответ за нас
- в Мазар что ли? в афганистан, на учебу?
- ????????
- ладно, понятно идите.
Мы проходим на выход и оказываемся в руках жуликоватого мужичка в шапке петушке, который уверяет, что границу знат, Афган знат, где гостиница знат, только толком ничего сказать не может, потому что по русски не понимат.
Гостиница, предложенная типом, была такого же типа, хозяйка плоховато говорила по русски и на вопрос сколько отвечала «сколько дашь».
Хозяйка была послана, а другая гостиница нашлась за забором.
То ли в этой гостинице нет постояльцев, толи встречающий на входе решил заработать, но нам достались два хороших номера с горячей водой, холодильником и телевизором за 20$ каждый. Забегая вперед, скажу – это были лучшие номера за всю нашу поездку.
- уважаемые, Вам надо с утра, пораньше границу перейти
- а во сколько
- в 7-м утра, уважаемый
- а что так рано, вроде не работает граница еще
- так Вам покушать надо в хорошем месте, я покажу и в очередь становиться на границе
- а что очень много людей границу переходит
- да, очень много
- а почему?
- Делааааа
В 7-м утра стук в дверь
- Уважаемый, такси ждет
Занавес.
Когда в 8 утра мы подъехали к границе, сразу стало понятно…..
Шлагбаум и тишина.
Вышедший заспавшийся пограничник, что-то гаркнул нашему водителю, тот пожал плечами и сообщил, что граница будет открыта через час
Возврат в город, в чайхану, завтрак и в 9 утра мы на границе.
Умолчать о прохождении границы я не могу и хочу рассказать все подробно, нетерпеливые могут читать ниже со слов «граница пройдена».
К 9 часам не выспавшийся пограничник выспался, взял наши паспорта и удалился к себе для решения вопроса.
Он долго звонил куда-то, разговаривал, потом пригласил одного из нас и выдал паспорта, опять что-то гаркнув, нашему водителю.
«Деньги давай за такси и иди пешком на границу» - сказал нам водитель.
Мы еще долго с ним препирались по поводу стоимости его услуги, и сошлись на 12000( 12$) и пошли через блок пост. Погода была дрянь, шел мелкий противный дождь, мы шли к границе и обсуждали как там, что там.
Мы шли к таможенному терминалу описанному, даже в интернете, как современное сооружение.
Подойдя к этому произведению инженерной мысли мы, вместо открытых огромных ворот увидели маленькую калитку, в которую нам предложил пройти пограничник, не говорящий по русски.
Войдя в эту дверь мы увидели грозу всех туристов – контрабандистов, птичего гриппа и прочей нечести Фатиму Закировну, которая уже 12 лет стоит на посту и на глаз по паспорту определяет состояние здоровья людей, проходящих границу.
Так вот, взяв наши паспорта «гроза» резюмировала, что мы больны и возвращаемся домой. Никакие уговоры на нее не действовали, она требовала справку из какого то спеццентра. «Гроза» отдала паспортта, для того, чтобы мы могли подумать о своем положении. Неожиданно нам помог неговорящий по русски погранец, который просто дулом автомата показал нам направление движения, через рамку металлоискателя прямиком в соседнее здание к таможенному терминалу.
В окошке таможни сидела миловидная девушка, которая, смотря в мою декларацию, шутливо заметила, что денег у меня маловато, хотя… в Афгане рабы нужны – шутка.
Мы почти расслабились, когда в дверях появилась «гроза» и заорала
«Так куда же Вы их пускаете, у них же справки из спеццентра нет».
Таможенники напряглись, а я быстро побежал к «грозе» утихомиривать ее.
«Гроза» моим доводам о дуле автомата у погранца поверила, отвела меня к стойке заполнения таможенных деклараций и громко проговорила о необходимости написания объяснительной, тихо добавив о небольшом бакшише в размере 4000(4$).
Я начал писать объяснительную, под ее диктовку, подсовывая в это же время деньги под лист бумаги.
Дословно.
Фатиме Закировне.
Я и все мои друзья, при следующем прохождении границы, обязуемся привезти справку из спец центра.
Число, подпись.
Все скрепилось печатью из 4-х бумажек по 1000 и громкими словами «грозы» о нашем здоровье и возможности двигаться дальше в Афганистан. После этих слов «гроза» удалилась к себе.
После ее слов таможенники совсем стали к нам благодушны, вопросы задавали по восточному, с юмором
-уважаемый, ничего не фотографировали
-нет, так нельзя же
-почему нельзя, можно......, Ташкент можно, Бухара можно.
и прошли на паспортный контроль.
После паспортного контроля, пройдя еще одну рамку металлоискателя, мы прошли еще один блок пост и через 500 метров оказались на Мосту Дружбы.
Мост Дружбы
Я его видел только на старых фотографиях
Подходя к мосту ты ощущаешь что здесь была война, это видно по могилам справа и по тем укрепительным сооружениям, которые были сделаны после вывода войск. К сожалению из-за погоды мы не могли пройти медленно. Идем по мосту, льет мелкий противный дождь, пытаемся фотографироваться, а впереди…а впереди Афганистан.
Афганистан – граница
Ничего не изменилось с тех пор, ничего.
Та же колючка, та же калитка
Открываем сами!!!! калитку, развязывая проволоку и……..
Здесь все другое, низкие убитые бараки, непонятные люди в непонятной форме в кроссовках на босу ногу.
Справа от калитки, яма под навесом для просмотра автомобилей и покосившийся сарай с двумя окнами.
- Ирусски один с паспортами иди сюда, пограничный контроль проходить будем
Сказал непонятный тип в кожаной куртке и шапке петушке.
Паспорта разговоры, переговоры и……
- 40$ гони за переход границы
- мелких $ нет
- 20$ давай, только быстро
- эээ нет таких денег, есть 6$ и 6000 сум(6$)
- давай все что есть.
Паспорта с заветным штампом в руках
- ирусски иди таможню проходи
- где
- там, показывая в никуда.
Попытка сделать несколько шагов в сторону выхода
- нет, иди в соседнее окошко, говорит один из тех, кто проверял паспорта и……
сам идет в эту комнату, садиться за стол и говорит
- сегодня таможня я, деньга таможне давай
- нет денег
- как нет, пограничник давай, давай, а таможенник, 5$ давай.
Достаем 160 рублей и отдаем.
- э ируски, это что за доллар такой, красивый, ладно, таможню прошли.
Все эти диалоги проходили в очень доброй улыбчивой обстановке (по крайней мере мне так показалось) и конечной фазой было то, что один из сотрудников погранично-таможенной службы по мобильному телефону вызвал нам такси, которое довезет нас до Мазари-Шарифа.
Граница пройдена.
Резюме для желающих добраться до Афганистана, через Узбекистан.
Переход Термез-Хайратон открыт.
Самолет Москва-Ташкент
Самолет Ташкент-Термез, на этом участке рейс выполняется два раза в день( не верьте расписанию, утреннего рейса нет), билеты спокойнее брать в Москве, борта летят полными.
Гостиницы в Термезе есть.
На границу от гостиницы можно ехать на такси и пораньше к открытию, к 9.00.
От афганской границы, до Мазари-Шарифа тоже ходят такси, как правило они стоят на пустыре возле КПП.
Дорога Хайратон – Мазари-Шариф
Погода была мерзкой, шел дождь, мы еще не отошли от перехода границы и поэтому дорога до Мазари-Шарифа не запомнилась, кроме того, что, на всех блок постах водитель кричал «шурави» и нас пропускали, улыбаясь. Было непривычно и интересно с одной стороны и боязно с другой, поэтому мы тихо сидели в машине и соображали, что делать дальше. Дорога была пустынной, кое где попадались надписи «мины» на обочине и брошенная техника далеко в полях. Дорога шла по равнине, без единого холмика, без единого кустика, я представляю, какая здесь погода летом и как в такой степи находиться.
Опять забегая вперед скажу, я понял в теплое время в Афганистане два вида состояния окружающей действительности – это, если идет дождь – непролазная грязь, либо, если солнце – пыль, которая везде, просто везде, в независимости, где ты находишься, в городе, в степи, на дороге, в доме, в машине.
Мазари-Шариф
Въезд в город, таксисту говорим, что нам нужен обмен валюты, он кивает головой и тут же останавливается у обочины, Обочина, тротуар, все пространство вокруг заполнено менялами, такое ощущение, что деньги меняют все, начиная с младенцев. Открываем дверь такси и нога, при выходе оказывается в грязи, грязь везде, грязь повсюду, вы представляете снежную кашу в Москве, сейчас в начале весны, такая же каша, только грязевая встретилась нам в Мазари-Шарифе. Это не передается словами – это надо видеть. Для афганцев, как я понял – это естественное состояние чистоты на улице.
Мы меняем валюту, причем, когда узнали, что мы русские, представление стояло такое, как будто мы не туристы, а артисты разговорного-клоунического жанра, на нас пялились, у нас просили милостыню, нас толпой провожали обратно в такси. Надо отметить, что такой эстрадный обмен валюты проходил всегда.И везде менялы были честны и порядочны, даже просто разменивали крупные доллары на более мелкие ( правда афганские 10$ у меня здесь в Москве не берут-))))
После обмена мы попросили таксиста отвезти нас в гостиницу. Вот здесь мы впервые столкнулись с географическим кретинизмом, который выражается в том, что таксисты не знают ни названия улиц (в городах действительно мало указателей – во многих местах их просто нет), ни название места, особенно, если ты его пишешь на бумаге. Сначала я подумал, что это единичный случай, оказалось нет – это правило, таксисты там не понимают надписей ни на латинице, ни на дари ни на каком другом языке, они просто безграмотные.
Я ему говорю
- Барат хотель
- а, у , а
- Хотель нормальный, гуд, мыться хотим, вода горячая чтобы была.
- ААААА, говорит таксист, опять останавливается на обочине выходит и начинает спрашивать прохожих, повторяя «ируски-шурави», конечно тут же собирается толпа, мы начинаем показывать шоу «а ну-ка угадай» и так повторяется несколько раз, пока мы не находим нужный отель.
- уважаемый у Вас есть номера
- да должны быть
- вот посмотрите, сюда, вот два дабла с холлом, с отоплением и горячей водой
- цена
- цена 60$ за номер
- кх, кх, а как название Вашего отеля
- Барат
- АААА, а я думал Интерконтиненталь, а мы ох…. Гуманитарии, видите голубые каски на нас, нет не видете, а х…ли тогда такие номера предлагаете.
- уважаемы, специально для Вас есть хороший номер на 4-х за полста, с отопление, горячей водой и туалетом рядом
- дискон ( мы реально в этом отеле были одни)
- нет ( правильно пишут – жлобы).
Заходим, видим отопление и медленно, очень медленно…
Ну хорошо хоть горючки налили и буржуйка топит ничего.
Ладно, не замерзнем, одну ночь продержимся.
Оформление документов, небольшой передых и вперед на улицу.
За углом сувенирные лавки с тематическими коврами. И рядом ресторан, в который мы отправились, чтобы отведать настоящей Афганской еды. Как же мы радовались этой еде, , мягкая лепешка, плов, шашлык из баранины и чай, такой душистый, вкусный.
Я, кроме двух случаев, больше о еде говорить не буду, если в тексте есть фраза зашли перекусить, значит, мы ели лепешку, плов, шашлык, чай или чай, плов, шашлык, лепешку, всЁ.
В Афганистане( там где мы были) больше другой еды нет. О ценах на еду писать тоже не буду, т.к. стандартный, обед, ужин на 4-х обходился в 300-500 афгани в зависимости от пожелания (шашлык, плов или все вместе) клиента и от количества выпитого чая.
На достопримечательностях города мы не стали заострять внимание, тем более из рассказов очевидцев смотреть там, кроме гробницы Хазрат Али с белыми голубями, особо
нечего.
Но это днем, а вечером…
Говорю Вам со всей ответственностью, хотите разнообразить!!! свою жизнь, прогуляйтесь по афганскому городу после заката солнца, зайдите в чайхану. Тишина, на улице никого, фонари не горят и, если Вы гуляете в хорошую не дождливую погоду, то Вы просто не сможете дышать на улице, потому что дует сильный ветер и он поднимает в воздух столько пыли, это тяжело передать словами, скажу только, что все ночные фотографии сделанные со вспышкой забракованы из-за бликов, не лучше обстоят дела и в дождливую погоду, глина, грязь на дороге, вы обязательно наступите в грязевую лужу и тогда, и тогда дорога Вам в ночную чайхану, где есть свет и работает телевизор.
Ночная чайхана это не то, что дневная, нет не по меню, меню стандартное и неизменное, отработанное веками, а вот посетители, посетители ночной чайханы, добрые отзывчивые люди и они не виноваты, что имеют такой вид, к сожалению из-за их доброты и вежливости все попытки фотографирования, нет скажу не так, из-за их доброты у нас даже не было мысли их сфотографировать, поэтому привожу фотографии других отважных фотографов и путешественников Ямангулова Игоря (велопутешественник)
а также вот выдержка из рассказа Гордона Шарплеса
«Большинство постояльцев были вождями южных пуштунских племен…….
Многие из этих людей вели себя сдержанно в моем присутствии. С исторической точки зрения, вожди представляли те группы населения, которые относились к чужакам, особенно иностранцам, наиболее нетерпимо. И все же, среди них можно было найти несколько весьма дружелюбных людей...
Каждый вечер они собирались у телевизора в ресторане для просмотра новостей»
Так вот, когда мы зашли в чайхану, за длинным столом возле телевизора, сидело 10-15 таких представителей, нет нет, они были без автоматов, но лица. Их лица были такими добрыми, что первое желание, было уйти, нет, убежать оттуда.
Перед нами сидели, реальные полевые командиры.
Это потом мы привыкли, что все на нас обращают внимание и относились к этому спокойно, а в первый вечер в Афганистане…
Справившись с волнением мы, под пристальным взглядом уважаемых людей, покушали и отправились в гостиницу, для того, чтобы утром отправиться в Кабул.
В этот же день мы побывали в Балхе. Дорога туда недолгая от Мазари-Шарифа и можно прокатиться. Достопримечательности, описанные в интернете, мы посмотрели, подразумеваю что не все, т.к. они находились с трудом, по причине не знания таксистом, в проводники нам вызвался местный мальчишка, который сначала был активным попрошайкой, а потом столь же активным экскурсоводом. Были осмотрены гробница Ходжи Парсы и останки древнего города «Балла Хисар», а так же въезд в город.
Мазари-Шариф – Кабул
Выехать мы решили с утра пораньше, поймали такси и приехали на место, где стоят междугородние автобусы, а рядом междугородние такси.
Все опять повторяется, мы в центре внимания, идет ожесточенная торговля о цене поездки. В результате ожесточенных победил таксист, запросил за поездку, которая занимает, по его словам 7 часов, 2500 афгани за всю машину (днем раньше обыкновенные таксисты объявляли цену в 5000 афгани)
В путь
Рассказать, как водят афганские таксисты машину, следует особенно. То, что большинство из них безграмотно – это мы выяснили. Далее большинство автомобилей с правым рулем, при левостороннем движении. Все машины – дизеля. Движение 100-110 км/ч, не зависимо от погодных условий, характера и состояния дороги, при обгоне и перестроении водитель моргает фарами и сигналит. Вот так мы и ехали, я слева, как за рулем, бьющий в пол по несуществующей педали тормоза, водитель справа, постоянно сигналя и моргая фарами и слушая музыку и покуривая план. Вот так нам предстояло проехать, по заверениям водителя 7 часов.
Водитель нам попался разговорчивый, немного понимающий по русски.
Наверное февраль не самое лучшее время для поездки по этой трассе.
Покрытие самой трассы хорошее, после перевала даже есть разметка, но вот погода.
Сначала был дождь и чем выше мы поднимались, тем сильнее он шел, а под конец перешел в снег, поэтому мы задержались на перевале и на машину даже одевали цепи противоскольжения.
А вообще путешествие на машине по горам – это что-то, такие виды, такая природа.
Везде стоят блок посты. Один раз нас остановили серьезные ребята, даже взяли паспорта для проверки.
Останавливаливаемся перекусить в чайхане, меню стандартное, люди разные, но в основном дружелюбные и общительные.
Перевал
Дорога к перевалу это серьезный серпантин, причем все было завалено снегом и в некоторых местах стояли или лежали грузовики. Сам туннель из-за скудной освещенности и идущего снега тяжело было рассмотреть, да еще и высота давала о себе немного знать, была сонливость. На перервале из-за снега скопилось много автотранспорта. Туннель внутри загазован, вытяжки нет и, когда мы остановились для того, чтобы одеть цепи, дышать было тяжело. Как только мы вышли из машины размять ноги к нам подбежало несколько подростков, которые ехали за нами, какие же веселые они были, то ли от высоты, толи от газов, толи еще от чего, они сразу же начали брататься и т.д. и т.п.
После перевала погода изменилась в противоположную сторону, светило солнце, дорога стало лучше и ехать стало веселее.
Остановились в серьезной чайхане, где даже есть ВИП зал, а меню….а меню все такое же.
Так вот медленно, медленно, мы приближались к конечной точке своего маршрута к Кабулу. Конечно говорить о каких-то 7 часов езды, даже не имеет смысла, мы ехали до кабула часов 10, а то и все 12, предполагаю, что летом, время в пути уменьшается, но из-за жары и пыли комфорт передвижения не улучшается.
Въезд в Кабул
Большого огромного знака о въезде в Кабул мы не увидели, зато….
Зато мы услышали уверенные слова нашего таксиста-проводника, о том, что мы ему должны 5000 афгани и цену в 2500 он говорил за двух человек в машине. Мысленно я был к этому готов, да и комплекция была на нашей стороне.
Пару раз хлопнув рукой по «торпеде» мы сошлись на том, что он получает сверх суммы, еще 1000 афгани за то, что он нас водил по чайханам и за время движения останавливался там, где мы хотели и решал непонятки при фотографировании, водила погрустнел, сказал, что мы его обокрали и ему вместо того, чтобы ехать отдыхать, придется в ночь, чтобы отбить деньги, ехать в Мазари-Шариф. Если бы не эта выходка водителя, то передвижение по маршруту Мазари-Шариф – Кабул можно считать успешным.
Кабул
Понять большой это город или нет, тяжело.
Ведь здесь нет многоэтажных домов и только поднявшись на одну из вершин, понимаешь, город – это одно и двухэтажный монстр, который залез на склоны всех вершин и сколько сейчас в нем живет населения, наверное, не знает ни кто.
Конечно в Кабул мы приехали подготовленными и когда в Отеле «Мустафа» нам объявили баксов 150 за номер уже не удивились и спокойно пошли в низ ловить такси, не очень удивились, когда опять ни кто не знал где находится гостиница «Спинзар», в которую нам надо ехать. Решили остановиться в «Спинзаре».
Нет мы конечно сначала прошлись зашли и в «Джамиль» и в «Парк-Отель», но «Спинзар» нам показалась, более менее, из того, что было.Большой – холодный номер с обогревателем, но с горячей водой в душе. Мы взяли два дабла с видом на внутренний двор. Отправляемся есть в ресторан в «Зарнегаре», там все повторилось и в меня и в окружении, хотя нет.
Официант мало того, что не писал на латинице, так он еще и цифры не мог написать, он их писал на арабском, причем писал он их столько раз, сколько мы его это просили сделать, только нашими.
Выход нашелся быстро, т.к. обстановка накалялась и «добрые» дяденьки тоже заинтересовались происходящим.
Внимание, если таксист, продавец не понимает цифр, есть два способа
- доставайте купюру и на пальцах показывайте сколько таких штук надо
- доставайте мобильный телефон и пусть продавец набирает цифры, не забывая, что часто вместо нуля идет точка.
Выйдя из ресторана и походя по быстро пустующему городу, мы пошли спасть с твердым желанием, завтра найти что-то другое из еды, а то плов, шашлык, лепешка, чай уже достал.
Утро в Кабуле начинается рано, площадь перед нашей гостиницей уже в 6 утра наполняется людьми, т.к. здесь книжная ярмарка и остановка микроавтобусов, отправляющихся в Герат, утренние фото.
Покупаем на ярмарке карту и вперед на куриную улицу.
Жесть, везде жесть, все кричат, выкрикивают, машины сигналят, а еще пыль, пыль везде, в глазах, в волосах, ушах, в фото, в видео.
А попрошайки………
Это особая жесть
- дай бакшиш
- дай доллар
- короче, если ты хочешь, чтобы все было нормально, дай доллар и я буду твоим телохранителем сегодня, дай доллар, у тебя больше не будет проблем
- дай доллар
- дай бакшиш
Куриная улица
Попрошайки, торговцы или их помошники, похожие на попрошаек и все торговцы, как узнают, что мы ирусски, начинают ругаться матом, просто так, вставляя эти слова, куда не попадя. На куриной улице к нам пристали еще и несколько девченок - попрошаек, хотя с ними проще, с просили «ты жената?» они сразу убежали.
Покупка «пуштунок», «арафаток», различных сувениров, прогулка по куриной и цветочной улице и мы уезжаем в «Интерконтиненталь» в котором вроде как есть европейская еда.
Таксист нас быстренько туда отвозит, пару фотографий с видами.
Я Вам точно говорю, в другой стране, в таком виде нас не пустили бы не только в «Интерконтиненталь», да никуда бы нас не пустили, а здесь все спокойно все учтивы и улыбаются, по моему официантам и в голову не пришло, что мы можем быть с улицы, т.к. по окончании обеда он принес счет и попросил написать номер комнаты, очень удивившись, что у нас нет номера в «Интерконтинентале». После шашлыка и плова, тот шведситкй стол, который нам там предложили, был на пять, нет на все десять звезд – салатики, картошечка, а самое главное, кофе, ну и что, что Нескафе, да еще и растворимый, в тот момент, кофе был как символ другой жизни.
Немного расслабившись от еды и понимания того, что завтра будем на Родине, сделав несколько фото с «добрыми» дядьками, мы попали в переделку, маленькую такую, от который даже испугаться не успели.
По Кабулу ездят то ли миротворцы или то ли американцы, не поймешь. Так вот, выйдя из «Интеконтиненталя» и отойдя от него, чтобы таксисты не ломили цену, мы садимся в машину и толи этим миротворцам, что-то показалось, толи наш европейский вид в пуштунках, но, не успел таксист тронуться, как нас заблокировало 2 их БТР, они почти все выскочили из машин, передернули затворы и направили их на нашу машину. Потом к машине подошел главный, сфотографировал номера машины, сфотографировал нас, сказал, что их фотографировать нельзя, пожелал удачного пути и они удалились. Все бы ничего, но ствол пулемета, направленный на меня, мне например спокойствия не добавил.
Но больше всего испугался наш таксист, он так сжался, смотрел на нас настороженно, но ехал. Мы ехали к гробнице Надир Шаха, откуда открывались неплохие виды на Кабул.
Когда мы там гуляли к нам подошел человек и на русском языке спросил
- а газетки никакой нет
Познакомились, выпили, Валера (по русски так) оказался из Рязани, приехал домой навестить родных. Он то и рассказал все нашему таксисту, куда нас надо свозить и что показать.
Оттуда мы поехали смотреть Дарульаманский дворец, он же дворец Амина. Как же легко решаются вопросы с фотографированием мест охраняемых местными, как только ты начинаешь фотографировать, он тут же подбегает и кричит
- нельзя, нельзя,
- ОК
- а тебя можно?
- Да, да, давай
- А нас можно
- Да
- А без тебя и без нас, вот это
- а ладно, фотографируй (вольный акынский перевод).
А вечером, а вечером мы отправились в тайский ресторан. Не поверите, но мы до последнего момента думали, что тайский ресторан в Кабуле, развод чистой воды, оказалось нет, настоящий ресторан, открытый настоящей тайкой и подают там настоящую (если так можно выразиться о тайской еде за пределами тая) еду , по крайней мере, сока, который мы пили, был выпущен в тае. Счет, конечно, отличался от традиционного кабульского, но мы ни разу не пожалели о потраченных деньгах.
Уже вечером возвращаясь из ресторана, мы забрели в лавочку и услышали русскую речь. Оказалось продавец, который учился в СССР, разговаривал с азербайджанцем, мы познакомились и он пригласил нас в ресторан «Баку», который мы посетили на следующий день перед отлетом, скажу Вам так, лучше еще раз посетить тайский ресторан, а если нет денег, то съесть шашлык.
Наутро сделав несколько фотографий с видами, мы немного походили по городу, зашли в несколько сувенирных магазинов, которые находится рядом с Куриной улицей, собрали вещи, взяли такси, столкнувшись опять с неграмотным географическим кретинизмом и поехали в ресторан «Баку», недалеко от ресторана находиться Российское посольство, Я и Коля дошли до него, поздравили ребят, которые охраняют посольство с 23 февраля, пожелали успехов в боевой и политической подготовке и вручили чисто русский «Привет».
После ресторана, такси – аэропорт.
К зданию аэропорта подъехать невозможно, везде блок посты, проверка багажа, а потом пешком к зданию аэропорта.
При входе в здание личный досмотр и оплата аэропортового сбора, который составляет 500 афгани, причем принимают, я думаю, в любой валюте, потому что при мне отдавали и доллары и афгани и евро и… рубли.
Здание аэропорта – нет это не Быково, а может и Быково, еще немного уменьшенное, хотя, когда его построили, я думаю, это был суперсовременный аэропорт, ламповые табло, алюминиевые перегородки и подвесные потолки, супер….. но тогда, а сейчас. А сейчас, это две стойки регистрации, два окна пограничников и зал ожидания на втором этаже с интернетом, дорогущим киоском и туалетом.
Вылет «Ариана» как всегда задерживала. Я не помню откуда взялись слухи, но толи я их слышал уже в Москве, толи в Кабуле, но когда нам сказали, что мы полетим не через Баку, а через Актюбинск, стало понятно, что нормального прилета нам не видать, т.е. Коля опаздывал на ночной поезд до Киева.
Последняя жесть – это Боинг 727. Я не знаю сколько этот самолет пролетал у Французов (почему у французов, потому что надписи продублированы на французском и на оборудовании выбито Аир Франсе), но прикурчивание недостающих ремней безопасности и разнокалиберные кресла это сильно, хотя, как мне показалось, афганцев и русских, которые летели на этом рейсе это совсем не напрягало, наверное потому что у «Арианы» есть и нормальные самолеты, а этот, так перебиться.
Поздно ночью мы прилетели в Шереметьево 2, я забрал машину со стоянки, развез своих компаньонов по этому путешествию, а сам задумался.
Что же такое Афганистан сегодня? Стоит ли туда ехать? Стоит ли туда ехать еще раз?
Для меня Афганистан сегодня - это жесткач, причем жесткач во всем, начиная от погодно климатических условий и заканчивая социально-культурными условиями. Я для себя так и не смог ответить на начальный вопрос, ну если кто? – еще как то можно предполагать, а вот зачем? Для меня это останется загадкой.
Контролировать это государство, этих людей, контролировать страну, которую ни кто не смог завоевать, контролировать людей, которые столетьями живут в таких условиях, наше государство не только не могло, а не должно было бы ибо это абсурд.
Стоит ли туда ехать – да.
Стоит ли туда ехать еще раз – я думаю для меня нет, хотя…..хотя если подберется такая душевная компания, я за, и не только в Афганистан.
Спасибо Вам мужики!!!!!!!!!.
Так же выражаю огромную благодарность тем кто поддерживал нас в момент подготовки к поездке
Благодарю людей, который побывали в Афганистане и написали свои отчеты и путеводители, с ними было намного легче, это С.Жаров, С.Новиков, Г.Шарплес, А.Кротов, И.Ямангулов.
-------------------------------------------------
Оригинал отчета и обсуждение
|