НА СЕРВЕРЕ 

РЕКЛАМА 



FAQ КОНФЕРЕНЦИИ "ОТДЫХ И ПУТЕШЕСТВИЯ" 


  FAQ конференции "Отдых и путешествия" / НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ / Европы / Западная Европа / Франция

Путешествие из Ярославля в Марсель: часть 2-я (Андрей Юферов) июль 2008

<<<К началу рассказа

27 июля. День четвёртый
В этой гостинице завтрак не входил в стоимость номера и мы, узнав, что он обойдётся в двенадцать евро на человека, решили накормить только ребенка, а сами купить каких-нибудь булок с колбасой в магазине и поесть в машине. Ну, шведский стол для сына был такой же щедрый, как и Польше, а вот нам было не до завтрака. Пока Никита ел я иду рассчитываться за ночлег и со спокойной душой подаю дежурному карточку Master Card. Он вставляет её в аппарат и на его лице появляется недоумённое выражение. Немец пытается что-то нажимать потом, видимо окончательно поняв, что ничего не поможет, со смущённым видом возвращает мне карту – извините, говорит он мне по-английски, но ваша карта не работает. Стараясь сохранять спокойное выражение лица, достаю из кармана купюру в сто евро, и немец выписывает квитанцию. А в душе у меня аврал! ведь у нас на карте две трети имеющихся денег и блокировка карты означает, что дальше ехать нельзя и надо рулить на Родину. Чтобы проверить карту ещё раз, нужен банкомат. По карте навигатора находим ближайший банк, едем туда и натыкаемся на закрытую дверь – воскресенье выходной. Наш ярославский банк, в котором я купил карточку, так он, работает без праздников и выходных, банкомат же на его крыльце и вовсе круглосуточный, а в германии по выходным дням хоть караул кричи, никто не работает. В злости толкаю дверь банка, и включается громкая связь. Кто-то по-немецки говорит, видимо охранник. Я верчу головой, сканируя пространство вокруг себя, нахожу видеокамеру и показываю в неё карточку. “Или открываешь, или я вызываю отделение тридцать четвёрок”. Выбрав первое, немец выходит на крыльцо, и я показываю, что мне надо то, куда её эту карту вставляют. Ганс тыкает пальцем в направлении зюйд-норд-вест и я, козырнув, прыгаю в машину. Едем, находим банкомат, и своему ужасу убеждаемся, что карточка действительно не функционирует. Звонить с мобильного в Ярославль и ругаться с банком накладно, и мы решаем найти стационарный телефон, но на улице в то раннее воскресенье не было ни одного человека и спросить не у кого. Опять в банк – стучу “или - или”, ошалевший охранник на крыльце. Руками показываю – телефон, Москва, Россия (Победа). Немец что-то говорит, и я улавливаю слово вокзал. Родная железка, куда без неё? По навигатору едем на вокзал. Видимо наш отель находится в старинной части, потому что постепенно город преображается, и сам вокзал и окружающие его здания уже современные. Стоянка около вокзала как мы поняли, была платная, поскольку на видном месте стоял парковочный автомат, а на торпедах машин лежали квитанции. Решив включить стоимость парковки в счёт послевоенной контрибуции, мы пошли на вокзал. Сам он большой, красивый весь из стекла и железа, поезда как увеличенные игрушки. А чистота кругом! К сожалению, мы были на взводе и нам, в тот момент было абсолютно не до того чтоб обозревать город, так что я не могу подробно описать железную дорогу Германии. Очень об этом сожалел впоследствии. На первом этаже вокзала мы увидели стеклянную телефонную будку и по таблице, которая висела тут же выяснили, что стоимость звонка с этого телефона в Россию почти такая же, как и по мобильному. То есть что получается – зарплата в Германии несравненно выше, чем у нас, а стоимость звонков одинаковая. И ещё наши телефонные операторы имеют совесть в рекламе говорить о низких ценах на услуги своей сотовой связи. Впрочем, я отвлёкся.
Чтоб никто не мешал, отхожу в малолюдное место и звоню в Ярославль. Со стороны Родины отвечает до невозможности вежливый голос девушки – Вас приветствует “Пробизнесбанк”. В ответ мне хотелось заорать – “чёрт бы вас там всех побрал, в чём дело?”, но на самом деле сдерживаясь, я спрашиваю спокойным тоном. “Да мы знаем эту проблему, нам многие звонят, у нас сбой в системе, но мы над этим работаем, и в ближайшие часы ваша карточка активизируется” – слышу я в ответ опять-таки ангельски голос соотечественницы.
Садимся в машину и думаем что делать: ехать дальше, вглубь Европы? А если карточка так и не заработает, то можно без денег остаться у чёрта на куличках. Но и ломать отпуск ой как не хотелось. Повторно звоним в Ярославль, и банковские работники божатся решить проблему в течение ближайшего времени. Перекрестившись, решаем продолжить маршрут, и набираем на навигаторе следующий пункт – французский город Дижон, выезжаем на автобан Дрезден – Базель и разгоняемся.
“Никогда не видал я таких гладких, покладистых дорог,
как те, что теперь лучами расходились впереди нас”.
Владимир Набоков.
“Лолита”
Для русского человека, когда нет ограничений скорости это конечно рай – дави до упора на гашетку и не думай, как бы из кустов власть с полосатой палочкой не выскочила. Хотя ехать без мозгов тоже не желательно ввиду того что, таких как мы - тех, кто ехал на юг, было весьма немало, дорога заполнена плотно и понятие “соблюдай дистанцию” там очень условное. На скорости близко к двумстам км/час все едут если не бампер в бампер, то недалеко от этого. Кстати большое количество машин наблюдалось именно в направлении моря, а вот встречная полоса была куда менее загружена. Когда мы ехали, потом назад домой то мчаться было значительно свободнее. Большинство автобанов Германии имеют три полосы в каждом направлении. Правый ряд идёт 120-140, средний 150-170, ну а в левом кто сколько выжмет. Встречные потоки обязательно разделены высоким отбойником.
Несмотря такую на вольницу нельзя сказать, что все немцы прут за двести. Во-первых, не все в Германии едят на BMW седьмой серии. Nissan, например, мне привезли из этой же Германии. Во-вторых, нестись, как ураган надо не только машину иметь быструю, но и если хотите соответствующий характер.
Несколько часов езды на высокой скорости убедили меня, что немцы ездят весьма эгоистично и по зеркалам, по-моему, вообще не смотрят. Пример: участок Кемниц – Нюрнберг, еду в среднем ряду, скорость 175. Место под педалью газа ещё есть, что вызывает чувство дискомфорта, и поэтому я посматриваю в зеркало и жду, когда появится место, перейди в левый ряд. Впереди меня Ситроен С-4, и судя по тому, что на подъёмах скорость у него падает, я понимаю, что он уже на пределе и, тем не менее, в какой-то момент немцу захотелось залезть в скоростной ряд, и он просто поворачивает руль влево. Пятисотый Мерседес идущий слева от меня резко тормозит, как и весь ряд. Впереди идущие машины в левом ряду уходят вперед, и я ныряю в образовавшееся окно. Вижу, как быстро уменьшающемуся в зеркале заднего вида немцу активно сигналят фарами задние машины, и он сваливает обратно вправо. Или другое: участок Мюнхен – Штутгарт. Еду в крайнем левом ряду, скорость 195. Сзади метров сорок постепенно догоняет меня Audi А-8. Чувствую, что через минуту я буду ей мешать, но справа ряд забит, и место ей я пока освободить не могу. Тем не менее, чтоб немец сзади знал мои планы, включаю, правый поворотник показывая тем самым, что как только будет момент, уйду. Поняв меня, немец сзади начинает быстро ускоряться, и когда он уже почти догнал меня, я вижу, справа окно и сваливаю руль вправо на средний ряд. Но тут номер – немец в правом ряду, за которым я встал, увидев, что я ухожу с левого ряда, и моё место освобождается, решил его занять. И занял, только не посмотрел, что Audi сзади уже разогналась и тоже занимает моё место. Ну, разъехались они кое-как, но таких примеров пруд пруди. Видели несколько аварий но, учитывая повышенные скорости на дорогах, то можно считать что, все легко отделались. Кстати Германия первая страна на моём пути, в которой которое включение сигнала аварийной остановки это не спасибо, а именно авария. В Польше и Чехии там и я и меня благодарили аварийной, а в Германии начали шарахаться. Я это быстро понял, когда на автобане произошёл затор из-за аварии и остановившиеся немцы все повключали аварийную сигнализацию.
Ну а так действительно: дороги хорошие и главное бесплатные. Зная, что такое скоростное раздолье будет только в Германии мы максимально долго ехали вдоль границы с Францией и пересекли “столбик” лишь на минимальном расстоянии от Дижона. За 40 километров до Базеля, сворачиваем направо и выезжаем на мост реки Рейн, который и является границей Германия – Франция. Тут как обычно столбик и мы во Франции. Германские гонки как корова языком слизнула. Все едут максимум 130, то есть, как и разрешено. Помните фильм "Брильянтовая рука". Там есть эпизод с примерно таким содержанием: "Вам надо прочитать лекцию на тему Лондон город контрастов. Но я не был в Лондоне, я в Стамбуле был. Ну, прочитаете лекцию Стамбул город контрастов". Так вот Франция действительно страна контрастов. Забегая вперёд, скажу, что сами французы по характеру мне понравились больше чем все другие европейцы, но ездят они вообще невозможно! Если поляки и чехи нарушают скорость периодически, а немцы хотя бы на загородных трассах дают жару, то французы ездят как сонные мухи. Особенно в городах я изнемогал! Упрутся в свои разрешённые 50 км/час и хоть ты им кол на голове теши. А начнёшь их сзади подпирать, так включают аварийку и вообще тормозят! Впрочем, не будем о грустном.
Доехав от границы до небольшого городка Saint-Maurice, мы впервые после Белоруссии сталкиваемся, с каким непривычным и неприятным явлением как платные дороги. Поперёк огромная рамка и внизу много небольших коридоров со шлагбаумами. Всё просто - подъезжаешь к шлагбауму и слева от тебя окошко с надписью, сколько ты должен отстегнуть французской республике. Но это если знаешь куда едешь, и сколько стоит. Если же, как мы, ничего не знали то, был второй вариант – берёшь талон, в котором указано где ты въехал, а при съезде с платной дороги с тебя возьму стоимость проезда. Взяли талончик. К тому же мы надеялись, что удастся слинять с автострады, на какую-нибудь второстепенную дорогу ещё до платёжного терминала. Не вышло. Но как я понял впоследствии если хорошо знать сеть дорог, то такой финт возможен.
Платные дороги во Франции, конечно, не такие быстрые как автобаны в Германии, но принцип такой же – в обход всего. Кстати именно это подвигло нас к тому, чтоб на следующий день ехать по бесплатным дорогам. Ну и желание сэкономить тоже. Мы были огорчены тем, что даже маленькие городки были невидны из-за шумозащитных экранов высотой в двух этажный дом поставленных вдоль обочины. У нас такие я видел только на МКАДе. От границы до Дижона 175 км и они обошлись нам аж в 12 евро, посему на движении по платным дорогам был поставлен большой и жирный крест.
Сам городок Дижон, когда мы приехали, уже почти спал, но это был город, который в корне отличался от Дрездена. Франция чувствовалась во всём – но это на бумаге невозможно описать. Всё уже не такое чопорное как в Германии. Никакой грязи, разумеется, нет, но кое-где чувствуется лёгкая расслабленность в порядке. Если очень захотеть то кое-где уже можно увидеть брошенный окурок, перегоревшую лампочку в светящейся витрине. Это сложно описать, но все эти мелкие неурядицы создают впечатление именно непринужденности, а не наплевательского отношения правительства и самих граждан к окружающей жизни.
Все были голодные но, несмотря на это яркую вывеску ресторана решили пока проигнорировать и ехать в отель "Ballades" забронированный через Интернет ещё я Ярославле. Вскоре показалось наше очередное "двух звёздное" пристанище (трёхместный номер на сутки 93 евро). Я специально забронировал отели с разным количеством звезд, чтоб видеть разницу и сделал вывод – менее трёх звёзд желательно не выбирать. Нет, здесь не было тараканов, неработающей сантехники или жжёного кофе на завтрак. Но всё-таки разница с предыдущими четырьмя звёздами в Германии была налицо даже снаружи.
Когда, войдя в фойе, я увидел сидящую на подоконнике девушку, то решил что это одна из туристок. Она о чём-то весело щебетала с молодым мужчиной но, увидев нас, легко спрыгнула и пошла к стойке. Я не удержал улыбки, сравним это беззаботное создание с немецким служителем отеля напоминавшего сфинкса. Франция! Уже через полминуты я получил из её руки ключ от комнаты. Все формальности заключались лишь в том, что она спросила, как меня зовут и, найдя в компьютере моё имя среди забронированных номеров, спросила, нужен ли завтрак. 7,5 € на человека, мы согласились и пошли в номер, (не успели мы выйти из фойе, а она опять трепалась со своим другом). В гостинице все либо спали или же постояльцев было очень мало, так как в коридорах никого не было видно. В фойе стоял игровой автомат, на стенах висели какие-то объявления.
М-да! Сам номер был образцом аскетизма и минимализма – между тремя кроватями и стенкой оставались лишь узкие проходы. Воздух в комнате был застоялым и тяжёлым. Видимо последний постоялец отдыхал здесь давненько, после чего номер не проветривали. Одним словом - две звезды. Душевая, она же туалетная комната, разочарования не вызывала но и восторга тоже. За последние несколько дней мы уже избаловались и начали “гнуть пальцы”. Открыв единственное окно, мы раскидали в художественном беспорядке вещи и поехали ужинать. По дороге испытали нашу карточку в банкомате – работает! ура!
Город Дижон небольшой и поэтому ресторан, в который мы приехали, был одним из немногих работающих в тот поздний час, свободных мест раз два и обчелся но, тем не менее, столик для нас нашёлся и мы, получив меню, стали делать вид, что внимательно его изучаем. На самом деле, бесцельно блуждая глазами по французским словам, мы думали что делать? Перекрестившись тыкать пальцем в первое попавшееся название? Принесут какую-нибудь французскую стряпню, которую в рот не взять и деньги выкинем и перед союзниками по последней войне неудобно. Через десять минут подошедшая официантка обрадовала нас своею лёгкостью в общении, понятной и богатой жестикуляцией, а также способностью понимать желания иностранцев. Она уяснила, что хотим какую-нибудь простую еду и, улыбнувшись, ушла. Мы же стали исподтишка разглядывать французов. Одеты они просто, никаких нарядов “от кутюр”. Атмосфера гораздо более расслабленная, чем прошлым вечером была в Дрездене. У большинства посетителей локти на столе. Ждать ужин пришлось весьма долго. В будущем это было вопросом, так как порой надо было просто остановиться по дороге, поесть и двигать дальше. Но быстро пообедать во Франции можно только в “Fast-food” или проще в Макдоналдсах. Учитывая нашу не симпатию к данному виду пищи, приходилось идти в обычные рестораны, терпеливо сидеть и ждать. Подражать нашим казакам – “быстро, быстро!” мы не решались. Так и в том случае мы смогли вдоволь рассмотреть и первых в нашей жизни французов и их манеры. Наконец жареное мясо с картошкой нам принесли и… мы опешили. Нам принесли сырое мясо! В России нормально, когда мясо тщательно прожарено, а так называемое “мясо с кровью” это редкость на любителя. Уже потом мы узнали, там всё наоборот и то, что мы получили, то есть пластинку мяса, обжаренную лишь по краям и практически сырую внутри, французы едят с удовольствием. Никита сразу и безоговорочно заявил, что он это есть, не будет и обойдётся хрустящей жареной картошкой с сосисками, соком, и мороженым. Впрочем, я придираюсь, ведь иностранцы тоже с тихим ужасом глядят на наш холодец. Поужинав (34 евро) мы приехали в гостиницу, где наш номер уже проветрился и, обменявшись мнениями, легли спать. Завтра наш ждал Лазурный берег.

28 июля. День пятый
Нет, движение по платным дорогам предпочтительно, когда надо быстро доехать куда-либо, не глядя по сторонам. А мы приехали отдыхать и осматривать. Видеть же часами вокруг себя лишь ограждение автострад в наши планы не входило. Посему на семейном совете было принято решение ехать по периферии и уже на выезде из города мы свернули на второстепенную дорогу и направились на юг.
Вам нужно описывать Францию? Да бросьте! Сотни людей до меня уже сделали это и гораздо живописнее моего. Такой колорит довелось мне видеть только в маленьких германских городках. Рассказывать можно часами. Например, их города размером меньше нашей деревни. Я так и не понял у них это город или деревня. Стоит знак, что начинается населённый пункт, (все тормозят, забодай тебя комар – чего тормозить когда ни ГАИ, ни пешеходов). Бывает, дорога никуда не сворачивает и уже по прямой видно, что метров через триста стоит знак – конец населённого пункта. То есть по габаритам вроде деревня. Но въезжаешь – каменные двухэтажные дома, пару кафе, магазин, парковка, детская площадка, какая-нибудь скульптура. Короче все признаки города! Такое впечатление, что взяли один большой город разрезали как торт на куски и расставили по стране. Только все “куски” разные. Наши Серпухов и Сызрань как близнецы братья, а там если в одном городе стоит скульптура лягушки, то в другом будет петух. Вот и пойми их. А Францию видимо, и не надо понимать.
Бесплатные дороги в основном однорядные, и хотя разогнаться всё равно негде (то город, то крутой поворот) но это не так напрягает, как в Польше, ведь ехали мы, так и или иначе медленно останавливаясь у каждого интересного места. А их во Франции этого добра хватает.
Ехать и искать во Франции, где поесть легко – вывески кафе видны издалека и во многих цены написаны мелом на большой чёрной доске выставленной на тротуар. Так что уже из машины можно прочитать и решить останавливаться или искать подешевле.
Был случай. Проголодавшись, встаём в “городе – деревне” и заходим в какое-то кафе. Обстановка немного напоминает одну из Ярославских забегаловок с той лишь разницей что чистота отменная. Маленькое кафе, за стойкой сидят несколько французов в резиновых шлёпанцах на босу ногу. Штаны слово некрасивое, но и брюками их одежду назвать нельзя, на теле у кого линялая рубашка у кого майка. В Германии ничего такого я не видел. У нас на Родине я бы ни за что не посадил семью за стол рядом подобными людьми, а тут как-то на это не обращаешь внимание. Во Франции простота в одежде не вызывает мыслей о бедности человека, а расслабленность в поведении не ассоциируется с бескультурьем. Пьют кто пиво кто вино. Подойдя к стойке, я узнал, что молодой парень по-английски не говорит. Но опыт общения с иностранцами у меня уже небольшой был, и вскоре оказалось, что сосиска звучит и по русскому и по французскому почти одинаково, и поэтому через минут пятнадцать мы получаем три порции сосисок, кофе и ребёнку кока-колу. Парень ещё что-то спрашивает и мне, почему-то показалось, что он спрашивает, откуда мы. Россия, говорю я, Ярославль. Бармен удивлённо вскидывает брови и обращается к публике. Теперь те в свою очередь смотрят на нас во все глаза и начинают быстро говорить друг с другом. Среди французской неразберихи до нас долетает – Рус, Рус. Видимо в этой глубинке русских, после 1812 года не видели. Наш полдник теперь проходит под пристальным вниманием всего кафе. “Чёрт”- думаю я, накалывая сосиску, а в какой руке держат вилку, - сейчас опозорю Родину! Впрочем, всё закончилось благополучно и, отдав 12 евро, мы встали. На пороге я повернулся и попрощался - “О,ревуар!” Это вызвало бурю радостных эмоций французов, и ещё с пол минуты я стоял и слушал, что они мне наперебой говорят, кивал с идиотской улыбкой, делая вид, что понимаю. С тем и вышли.
Во Франции крайне мало перекрёстков как у нас, у них чаще всего это круговое движение. В принципе, наверное, имеет смысл, так как хочешь, не хочешь, а приходиться сбрасывать скорость, когда едешь на клумбу, а во-вторых, нет светофоров. В городах у них очень много цветов, пожалуй, даже больше чем в Германии. На балконах, в окнах, в корзинах и горшках на заборах на разделительных полосах. Пустой земли нет, всё засажено - в основном пшеница или кукуруза. Очень красиво, когда на фоне ярко зелёного поля кукурузы, что поближе, а вдалеке сочно жёлтая пшеница. Скошенные злаки они скатывают в такие цилиндры, каждый из которых обёрнут целлофановой сеткой. Такие цилиндры диаметром метра два по всем полям лежат. Много всяких чудачеств. Например, в одном “колхозе” видели трактор, прицеп, мужика и бабу. Вся композиция метра три высотой и всё это сделано из соломы. В другой раз стоит на обочине огромная клубника! Из чего она сделана, не знаю, только сфотографировали, а останавливаться не стали. Много пасущихся коров, но какие-то они все серые и однотонные, а у нас так они пестрые.
Ближе к обеду заехали во Французские Альпы. Действительно прелесть! Тем более для меня родившегося и большую часть жизни прожившего на равнине. Сколько сказочно красивых мест повидали и не рассказать. Видели маленький завод сразу за забором, которого начинается вертикальная гора уходящая метров на восемьдесят вверх. Если хоть один камень сверху скатиться, то точно кого-нибудь убьёт. Все работают, никто не боится – привыкли. Много городков стоящих на крутых склонах гор. Мне вспомнилась Грузия там ведь тоже деревни на кручах. Но здесь именно не деревни, а как я уже говорил маленькие города. Только как они по таким улицам ходят, не знаю. На вершинах гор много старинных замков. Проезжаем по городку в пятнадцать – двадцать домов, вывеска “Bank”. У нас в такой городок и газ подводить не стали.
Едем мы, значит, едем, петляем по горам, навигатор командует и в какой-то момент он предлагает свернуть с основной дороги и ехать куда-то в сторону. Уже потом я проанализировал ситуацию, но так и не понял, зачем он нас туда погнал. Ладно, раз прибор говорит повернуть так мне не трудно. Тем более что он нас уже через пол Европы провёл без сучка и задоринки. На указателе название городка “Esparron“. Въезжаем, дома двух этажные кругом асфальт тишина и чистота людей вообще нет. Уже тогда у меня червячок в душе зашевелился - что-то улицы узковаты, если навстречу кто поедет, то не разъедемся. Навигатор предлагает на следующем перекрёстке повернуть направо - сворачиваю и прихожу в ужас! Улица идёт вверх под таким углом, что я ещё не видел. Но это ещё пол беды, ширина улицы уменьшается менее чем в три метра. “Андрей, мы не въедем” – говорит Влада упавшим голосом. Дизель тем немее потащил, не особо напрягаясь. Но я боялся, что разгруженные на подъёме передние колёса начнут буксовать (вот когда пожалеешь что у тебя не задний привод). Это обошлось. Полувертикальная улица шла метров двадцать и на следующем перекрёстке (размером с комнату), навигатор предлагает снова свернуть, что я и делаю. Новая улица и новый шок – она ещё меньше шириной! Смотрю на экран навигатора (куда ты завёл нас Сусанин герой!) но тот упорно показывает, что это проезжая улица. Да у нас в Ярославле тротуары шире. Расстояние между домами такое, что остановись мы, двери, было бы уже не открыть. Тихонько вписываюсь в следующий поворот и жду зловещего скрежета бамперов по стенам домов. Но нет, пока всё тихо. Через метров десять отлегло, улица стала шире и самое главное – я увидел машину! Ну, решил я - раз француз здесь проехал, то русскому вообще раз плюнуть. Ещё пару поворотов и мы выезжаем на нормальную дорогу.
Преимущества дизеля на горных дорогах проявились во всей красе. Уже на 1000 об/мин он легко разгонял машину по крутым подъёмам заставляя французов раскручивать по полной программе свои бензиновые двигатели. На спусках же наоборот, когда у машин идущих впереди не мигая горели стоп сигналы, то YD-22 на пониженной передаче надёжно сдерживал машину, не давая ей разгоняться перед опасными поворотами.
Езда по серпантину французских Альп это конечно на любителя. Дорога идёт вдоль склона горы вниз, потом маленький пятачок, на котором не плохо бы развернуться на 1800 и снова вниз до следующего разворота. Притом на некоторых дорогах места для разворота было так мало, что пропасть находится в метре от окон машины. Порой Влада ехала, вообще закрыв глаза ладонями. И к тому же в “поисках истины” я забирался подальше от общепринятых туристических маршрутов, и заезжал на такие дороги, где наружных ограждений в местах разворотов, просто не было. Французские чиновники видимо рассуждали так - “зачем тратить деньги на ограждение горных дорог, по которым всё равно ездят только сумасшедшие русские из холодной Сибири”. Несмотря на то, что мы проезжали всего в семидесяти километрах от Монблана, его заснеженных вершин на горизонте не разглядели. На горных дорогах иногда попадаются места отдыха. Почти везде останавливаемся и любуемся величественными пейзажами. Стоишь, а в метре перед бампером бездна, поэтому земли впереди машины совсем не видно и кажется, что висишь в воздухе. Незабываемые ощущения.
С частыми остановками мы едем очень медленно, и как ни жаль, но приходиться сокращать паузы в движении и ускоряться. Уже километром за сорок до моря все были как на иголках и вытягивали шеи – где? Но вблизи побережья сплошные курорты, города, а значит перекрёстки, пешеходные переходы ну и машин тоже со всей Европы понаехало, так что двигаемся со скорость велосипеда и последние десятки километров тянулись как резиновые. Много стоянок яхт, всевозможные пункты проката – лодок, водных мотоциклов, картингов, багги и т.п. Но вот показался Лазурный берег, и указатель нашей конечной цели – город La Capte. Как говориться ну вот мы ехали, ехали и приехали. Навигатор привёл нас точно к отелю. Там, как и в других местах, несколько минут на оформление и в 18-30 мы первый раз в жизни выходим на французский берег. При отеле была большая стоянка, куда на несколько дней и встал наш Nissan. Досталось ему – то резкие обгоны на узких польских дорогах, то гонки по германским автобанам, то натужные подъёмы и такие же долгие спуски по Альпам, где дизель сначала тянет, а потом им же и тормозят.
Честно говоря, мне по складу характера трудно описывать курорты, какие и где бы они ни были. Море, лежаки, бассейн, сауна, ресторан шведский стол, ежедневная смена полотенец и постельного белья, аквапарк, детский парк аттракционов. Кто был, на курортах Турции и Египта это знают, а повторяться не хочется. Отель до второго этажа в зелени. Приезжают музыканты, и всё население гостиницы высыпает петь и танцевать. По моим наблюдениям 90 % отдыхающих французы и поэтому отдых рассчитан на французский манер – веселье и беззаботность в сочетании с галантностью. За время отдыха объездили все окрестности - Ницца, Канны, Марсель, Тулон, были на морских теплоходных прогулках.
Кстати, на побережье, разумеется, у многих местных жителей есть лодки, и парни с девчонками, в случае если "родители не на даче" заплывают на лодках в море и предаются плотским утехам, благоразумно наплевав на многочисленные экскурсионные теплоходы плывущие мимо. И вообще, во Франции культ секса. Характерный пример, приходим на местный рынок, мужик продаёт маленькие подушечки, и рядом поставил картинки с тем как эти подушки можно использовать. Казалось бы, какие ещё объяснения нужны для подушек? Вот и нет! На многочисленных рисунках показано, под какие места можно положить эти подушечки женщине, чтоб было ещё лучше в момент близости. В парках на аттракционах нарисованы голые девушки и всё нормально, никому дела нет.
Возили Никиту на полосу препятствий, или что-то в этом роде. Короче в горах по деревьям развешены верёвочные лестницы, и просто верёвки и надо по ним лазать. Детям интересно. Хотели съездить на ферму крокодилов, но это 240 км от нашего курорта и тратить день не захотелось. Топливо во Франции самое дорогое в Европе – 1,54 € за литр. На некоторых заправках видел аж три вида солярки – Diesel, Ultra Diesel и Excellent Diesel. Пробовал заправляться разными видами, разницы не почувствовал.
Ну что ещё? В этой гостинице встретили мы двух русских женщин. Одна уехала из России в Швейцарию лет десять назад и сейчас тоже здесь на отдыхе. А вторая в России никогда и не была – её родители эмигрировали во Францию ещё до её рождения и по-русски она говорит с сильным акцентом. Больше русских не видели.
Помните, в начале рассказа я говорил, что уже зимой многие гостиницы на лето были зарезервированы. От второй женщины я узнал, почему так. Оказывается таких бюрократических понятий, как “отозвать из отпуска по производственной необходимости” или “перенести отпуск в связи с невыполнением плана” во Франции не существует вообще. Французы потому и бронируют смело гостиницы с осени на следующее лето, поскольку их отпуск может сорваться только по причине вселенской катастрофы. У одной и этих женщин была такая история. Её муж запланировал отпуск, но за неделю до его вылета на курорт, американская фирма решила подписать какой-то выгодный для француза контракт. Время заключения контракта совпадало с отпуском француза. И её муж улетел с семьёй на море. Какой ещё контракт? Отпуск!
Что меня удивило так это малое количество людей, как на нашем курорте, так и в San-Tropez, Nice и в Cannes. Лежаки были всегда свободные. Впрочем, я на пляже был лишь несколько раз, больше гулял по окрестностям и совал нос во все щели. Вокруг нас были целые территории, где французы и не только приезжают в "домах на колёсах" и в них же и живут. Не знаю, по-моему, всякое универсальное хуже специального. Дом на колёсах и не дом и не машина.
На шведский стол в ресторане выкладывают, если так можно сказать еду международную или универсальную - ну там сосиски, омлет, кукурузу, короче нечего перечислять и сами знаете. Но на столе лежит и дополнительное меню. В нём за отдельную плату можно заказать уже французскую кухню - креветки, устрицы, омаров, лягушачьи лапки, луковый суп и тому подобное. Устрицы гадость, Влада сварит борща, так с одной тарелки сыт, а тут луковый суп как водичка по желудку протёк и не задержался. "Худо брат Пушкин жить в Париже - хлеба чёрного не допросишься". Лягушачьи лапки всю жизнь бы ел, но дорогие заразы - 19 евро за маленькую порцию.
Так день за днём в развлечениях и прошли семь дней.

3 августа. День одиннадцатый
В развлечениях шесть дней пролетели незаметно, так что как ни жаль было уезжать из рая, но делать было нечего и утром, последний раз позавтракали, после чего я рассчитался за гостиницу. 1198 евро за шесть дней на троих вынь да положи. Сходили на море бросили монетки, искупались и в обратный путь. В навигаторе точку назначения поставили Ярославль, и Navy-200 проложил кратчайший маршрут через Швейцарию. Ну, Швейцария так Швейцария, мы даже рады были, поскольку побываем ещё в одной стране, где ранее не были. Опять едем по побережью через Монако, только теперь не на экскурсию, как во время шестидневного отдыха, а просто транзитом. Долго ли коротко ли едем и видим на обочине столбик Italia.
Если честно, то Итальянские дороги мне понравились даже больше немецких автобанов. В Германии они уж больно однообразные. Во Франции горные дороги красивые, но медленные. А здесь “два в одном”. Трассы, конечно же, высокого качества, но они и проложены очень красиво. Представьте Вы въезжаете в длинный тоннель, который подчас бывает ещё и изогнут, а на выезде оказывается, что Вы метров на восемьдесят от земли и за тоннелем сразу начинается высокий мост, который в свою очередь тоже упирается другим концов во вход в тоннель. А так как дороги позволяют, то вылетаешь из темноты к облакам далеко за сотню. Дух захватывает! И такие резкие перемены ”подземелье - поднебесье” длятся на всём протяжении до Турина. В Италии допуск 130 км/час, но многие местные водители километров на двадцать превышают запросто. На всём пути по Италии не видели ни одно полицейского и ни одной аварии. Горные городки Италии значительно отличаются от их французских собратьев. Возможно, итальянцы на меня обидятся, но у их западных соседей всё более аккуратно и красиво. Но вот как это описать? Поговорка “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” неверна. Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз я Вам здесь буду рассказывать. Едем вдоль железной дороги и догоняем электричку. Грязная вся какая-то задрипанная, стёкла сто лет не мыты, на кузове местами ржавые пятна. У нас в Ярославле таких страшил давно уже нет. Ну а так Италия всё равно страна красивая. Тоже во многих местах на разделительных полосах посажены цветы. Как-то заехали в туман. Откуда – думаем, здесь туман может быть? Потом догадались, это мы в облако заехали, дорога до облаков поднялась, так как едем по верхушке горы. Опять частые остановки опять желание увидеть побольше. Для того чтоб убедиться, что Итальянцы экспансивный народ, порой можно даже было не выходить из машины – широкие и быстрые жесты руками, активная мимика. Ну и в кафе, конечно же, её величество пицца, очень вкусная на тонкой подложке с какими-то хитрыми приправами, свежими оливками, шампиньонами. Пальчики оближешь. Обед на троих стоит в среднем 30-40 евро.
Солярка лишь на пол евро дешевле, чем во Франции и поэтому очередная заправка в 50 литров облегчает нашу карточку на 70 €.
За Турином Альпы становятся ниже лишь немного и поэтому итало-швейцарская граница расположена на небольшом плоскогорье. Уже когда мы подъезжали к ней, то почувствовали что-то неладное. Везде раньше не было никаких признаков границ, а тут всё какие-то объявления, знаки. Проезжаем ещё немного и видим пограничный участок чем-то напоминающий русско-белорусскую границу, то есть тоже стоят пограничники и просто глядят на медленно проезжающий поток. Метким взглядом нашу машину выделяют из общей массы (скорее всего по номерам) и рукой показывают на отдельный пятачок. Слышу, как два пограничника переговариваются между собой и до меня долетает – рус, рус. Подходит один из них и козыряет - ‘’passport”, забирает три наших паспорта и уходит. Через буквально пару минут уже другой походит к нам и с извиняющимся лицом объясняет, что мы не можем проехать, так как визы у нас только для европейского союза, а Швейцария в него не входит. Друзья! честное слово он говорил это, и было видно, что ему очень неловко, что он не может нас пропустить. Ладно, мужик, говорю я, а как мне домой-то попасть, обратно, что ли во Францию пилить. Выйдя из машины, я расстилаю на капоте карту Европы, и скромный пограничник рисует мне карандашом путь через Милан, Верону и Австрию на Польшу. Помахав рукой швейцарцам (прослышав, что на границе русская машина, на крыльцо домика, где они сидели, их вывалило человек пять) разворачиваемся и, установив на навигаторе новый маршрут, едем через Италию в предвкушении новых видов.
И всё бы хорошо, но нас поджимало время. Дело в том, что и у медицинской страховки и самое главное у зелёной карты срок действия заканчивался через три дня, то есть времени на дефиле у нас уже не оставалось, и необходимо было скорее спрямлять маршрут на Родину. Проехать по Милану, Венеции и не погулять по этим красивым городам - культурное преступление, а посему, чтоб не травить душу, мы решили обогнуть обе жемчужины Италии, по окружным дорогам успокаивая себя тем, что это не последний наш отпуск. После Венеции мы взяли курс на северо-восток, и в ставшееся дни это стало нашим основным направлением.
Следующим пунктом нашей ночевки предполагалась Австрия, но благодаря великолепным дорогам и снижению числа остановок мы подъехали к Инсбруку уже к восьми часам вечера. Укладываться спать было рано, и поэтому решили подробный осмотр Австрии отложить до лучших времен, а сейчас двигать дальше в Германию. Если раньше можно было почувствовать, что ты в другой стране даже не заметив пограничного столба, то разницы между Австрией и Германией мне увидеть, не удалось, а высасывать эти различия из пальца не хочется.
Миновали мы Австрийскую границу и снова въехали в Германию где-то часов в десять вечера. Мы въехали в совсем маленький городок Kaltenbrunn и с справа дороге неоновая вывеска – отель. Ещё на подъезде он удивил нас своей необычностью. Небольшое двухэтажное здание было почти полностью покрыто росписью с изображением деревенской жизни старой Германии. Хотя конечно было уже темно и полностью всё осмотреть мы смогли лишь утром. Это был если можно выразиться домашний отель. Но до чего же он был истинно немецким – кругом на стенках всякие вазочки, расписанные тарелочки, маленькие статуэтки, эстампы, оленьи рога, пучки сухой пшеницы. Немка запросила за ночёвку в трёхместном номере 100 евро с завтраком. Я кивнул, и она повела нас на второй этаж показывать комнату. Последняя была подстать отелю вся увешана миниатюрными картинками, на окнах тюль с помпончиками, гардины. Всё очень уютное, а к ключу от комнаты на колечке был прикреплен чугунный гномик.
Спать! Выехав утром из Франции, мы днём были в Италии, вечером в Австрии, а заночевали в германской Баварии.

4 августа. День двенадцатый
Должен я Вам сказать ну и спится же в горах! Ещё с вечера немецкая тётенька показала пальцем в сторону ресторана и написала на бумажке 700 -1000, но мы чуть не проспали. А на завтраке опять окунулись в атмосферу немецкой чопорности. Видимо не только постояльцы здесь завтракали (кстати, в этом отеле было всего пять комнат) но и жители близлежащих домов. Набрав каждый гору еды, мы уселись за первый приглянувшийся стол, но пришла немка и сначала указала, что на ключном гномике выбита цифра пять, а подставка с таким же номером стоит на другом столе. Мы поняли, что уселись за столиком другой комнаты. Непорядок! Нас так смешила эта страсть немцев, чтобы всё было строго по правилам. Заходят невозмутимые немцы, каждый из которых голосом без интонации говорит нам “морген”. Я сначала на это хотел ответить – сам ты козел, но благо Влада, изучавшая немецкий в школе объяснила, что это они нам не сорок пятый год вспоминают, а это такое приветствие, сокращённое от “гуте морген” то бишь доброе утро. Сама немка средних лет была, как и положено, в меру упитана в цветастом сарафане и белых гольфах.
Позавтракав, мы ещё раз теперь уже более подробно смотрели красавицу гостиницу. На лужайке стоят пни стилизованные под стулья, нарочито грубо сделанный стол, а в бочках посажены кусты. Здесь же стоял чугунный олень. Ну и ухоженность всего конечно непривычная для русского человека. Кругом всё как на картинке - яркая трава, белейшая разметка на дороге как будто по ней никто и не ездит, стоянка для велосипедов и сам дом свежее выкрашены. Уехали мы оттуда, когда и утро то уже закончилось. Но пока погуляли по лесу, посмотрели, как деревенские жители германии живут, фотографировались и поехали. А так как выехали поздно то и проехали за день меньше обычного.
Пожалуй, дальнейший остаток пути я опишу лишь, в общем. Дело в том, что чем ближе к дому, тем больше желание скорее приехать и соответственно уменьшается число остановок. Что видели в Германии, Чехии и Польши и что запомнилось, я уже написал. В течение этого дня мы проехали всю Германию (максимальная развитая скорость 204) и даже заехали в Польшу. В Германии часто встречаются стоящие на полях огромные ветряные генераторы. Издалека они кажутся небольшими но, подъезжая ближе, поражаешься их внушительным размерам. Посреди Германии попали под сильнейший дождь с градом. Я в России, каких крупных градин не видел и по настоящему опасался, что они могут разбить лобовое стекло. Скорость была снижена до минимума, но всё равно град лупил со страшной силой. К счастью обошлось.
Как известно Польша лишь недавно вступила в Евро союз и поэтому на Польско-Германской границе еще стались не разобранные здания и сооружения таможни и контрольно-пропускного пункта. Нашим предпоследним пристанищем стал роскошный польский отель Imperium который полностью оправдывает своё название. Во внутреннем дворе закрытая охраняемая парковка, в большом фойе стоил зияющий Опель 1920 года выпуска, в номере мягкий ковёр. Еще запомнились это огромные размеры каждой из трёх кроватей. Вечером нам позвонили по внутреннему телефону, и я хоть и трудом, но я понял, что нас пригашают в сауну и бассейн. А тут ещё и куча развлекательных музыкальных каналов по телевизору - спать легли далеко за полночь.

5 августа. Тринадцатый день
Свежий душ, вкусный и сытный завтрак, запускающийся с пол оборота дизель, что ещё надо для счастья? Правильно, для счастья нужно быть дома, в направлении, которого мы и трогаемся, оставив в замечательной гостинице 220 злотых (74 €)
Весь день мы ехали по Польше. Остановки были лишь единичные только чтоб заправить машину и самим подкрепиться. Маршрут тот же только в другую сторону Прага-Варшава - Брест. Перед самой Белорусской границей остановились поужинать в Польше. В красивом деревянном ресторане нас очень вкусно накормили и к нашей радости принимали евро, но перед этим пришлось почти час ждать, когда нам принесут заказ.
Вечером на Польско-Белорусской границе нас встретила неслабая очередь. Она мне показалась гораздо больше, чем та, что была две недели назад, когда мы ехали в Европу. Но это видение оказалось ложным, так как если Вы помните тогда стояло две очереди покороче, а сейчас длинная, но одна, так что в сумме всё равно. Из подъехавшей машины выглянул круглолицый браток, который за 50 евро предложил место в очереди перед самым шлагбаумом. А так, сколько простою - спрашиваю. Да часов шесть, до полуночи проторчишь – отвечает он. Если он говорит правду то, пожалуй, придётся согласиться – думаю я, но на всякий случай решаю проверить и, как в прошлый раз иду к шлагбауму. Меньше двух часов стоял – отвечает водитель первой машины. Браток послан.
Описывать порядок прохождения границы не буду, точно как и тогда только всё наоборот. В Бресте теперь уже не останавливались и ходом на Минскую трассу. Отъехав километров десять от города напоролись на Белорусское ГАИ (или как там она у них называется). Здесь ограничение семьдесят, а у Вас 128 - говорит белорус без малейшего акцента. Да, отвечаю – но скорость превышена менее чем на 60 км/час, поэтому верните мне мои документы, а протокол отправляйте в Россию, резюмирую я. Жирная физиономия гаишника расплывается в улыбке – а у нас в Белоруссии другие правила и штраф выплачивается на месте. Сколько? 35000 белорусских рублей. У меня, их нет - говорю. Вон там – показывает палочкой белорус - пятьсот метров назад бензоколонка и в ней обменный пункт. Там девушка 10 € обменяла мне на вышеуказанную сумму, которая и была отдана представителю правопорядка.
Едем, скорость 120 – тоска! И как назло если в прошлый раз на дороге никаких засад не было, то сейчас как тараканы из всех щелей повылезали. И тут меня со свистом обходит Лексус. Педаль газа в пол и падаю ему на хвост. Скорость 190. Что-то здесь не так - думаю я, когда он не сбавляя, пролетает мимо стоящей в кустах милицейской машины, не иначе какой-нибудь VIP. Белорусские гаишники его как будто не замечают. С тяжёлым сердцем сбрасываю газ.
Предполагали, что успеем до ночи доехать до Минска, но скучная дорога всех утомила и часов в десять вечера остановились в придорожной гостинице, где ночевали одни дальнобойщики. Обстановка в номере соответствующая.

6 августа. День четырнадцатый и последний
Нечего писать.
Оказалось, что в местном буфете горячего не делают, и мне пришлось переплатить, чтоб нам пожарили яичницу. Быстрый завтрак и старт. У нас не было в навигаторе карты Белоруссии, в результате мы в какой-то момент проскочили окружную дорогу вокруг Минска и заехали в столицу нашего западного соседа. Минск скучный город и мы в нём не останавливались. Такой же беспрепятственный проезд через Белорусско-Российскую границу. Опять гаишники, опять намёки на взятку и опять моё невозмутимое лицо (у немцев научился). Во второй половине дня мы на МКАД, пробки, обед в Макдоналдсе опять пробки и в восемь вечера я глушу дизель во дворе дома. На счётчике 7866 км. Всё!!!
Странное ощущение: вещи перенесены в квартиру, семья дома, мне же надо только лишь отогнать Nissan на ту же самую парковку, откуда я брал машину две недели назад. Но я сижу в машине в непонятной прострации и не могу двинуться с места, как будто боюсь чего-то? Такое впечатление, что я всё ещё там и сейчас выехав из двора, я окажусь за границей. Запомнившиеся картинки стоят перед глазами как живые – города, горы, люди, дороги. Мудрый Пржевальский сказал, что лучший способ продлить жизнь это путешествие. Время в дороге действительно как будто замедляется, нас всего-то не было пол месяца, а такое чувство, будто год ездили.
Это путешествие дало мне странный заряд бодрости и ещё больше жизнелюбия. Захотелось ездить, как они, то есть пропускать пешеходов, не скакать как заяц из ряда в ряд, ехать и быть с чувством собственного достоинства.

Выводы:
1. 120 тыс. рублей за две недели на троих как с куста. Но это всё – визы, всевозможные страховки, топливо, еда, жильё, развлечения. Короче с момента начала подготовки и до конца.
2. Но главное в решении “ехать – не ехать” на мой взгляд, даже не наличие денег (их накопить можно) а способность экипажа легко переносить длительные автопробеги. Мы периодически ездим из Ярославля в Москву, и потому я точно знал, что семья после семисот километров в машине, чувствует себя вполне сносно. А если, проехав каких-то 500 километров, вы будете, слышат вокруг себя лишь стоны на “тяготы и лишения воинской службы” то какой же это будет отпуск.
3. В день реально проезжать 800- 1200 км. В России, Белоруссии, Чехии средняя скорость 90 - 100 км/час. В Германии 120-150. В Италии – 120. Франция (на бесплатных дорогах) и в Польше – 80 км/час
4. Нет никакой необходимости заранее бронировать гостиницы по пути маршрута движения. Мы, бывало, поздно вечером приезжали и в маленькие деревеньки и в большие города и ни разу нам не сказали что мест нет.
5. Навигатор иметь, конечно, не обязательно, но очень желательно, так как сэкономите массу времени и сил. Вещь конечно не дешёвая: нам например сам навигатор и к нему карта Европы обошлись почти в десять тысяч рублей, но мы не пожалели что потратились. Хотя, насколько мне известно, в некоторых городах можно взять навигатор напрокат (в Ярославле такой услуги я не нашёл).
6. Если за границей вы подойдёте к иностранцу чтобы что-то спросить и будете при этом вежливо улыбаться, то 50% успеха у вас уже в кармане. Зная по-немецки лишь хенде хох, мы и гостинице жили и ужинали и в магазины ходили и у местных жителей выспрашивали, куда и как проехать. Главное правильно задавать вопросы и не тушеваться.
7. Берегите Родину - отдыхайте за границей.

Юферов Андрей.
Novik-2004@mail.ru
Ярославль 2008


Материал размещен: 08.11.2008


 

Если Вы нашли ошибку, а также все Ваши предложения и пожелания, пожалуйста, сообщите нам.




   Сервер работает с 15 июля 1996 года.
   Copyright © 1996-2009 Mike L. Rogalsky
Концепция дизайна:
"Webmaster Agency"
Hosted by uCoz