Фердыщенко вздумал путешествовать.
"Куда и с какою целью тут путешествовать?" Все благоразумные люди задавали себе этот вопрос, но удовлетворительно разрешить не могли. Даже бригадирова экономка - и та пришла в большое смущение, когда Фердыщенко объявил ей о своем намерении.
- Ну, куда тебя слоняться несет? - говорила она, - на первую кучу наткнешься и завязнешь! Кинь ты свое озорство, Христа ради!
Но бригадир был непоколебим. План был начертан обширный. Сначала направиться в один угол выгона; потом, перерезав его площадь поперек, нагрянуть в другой конец; потом очутиться в середине, потом ехать опять по прямому направлению, а затем уже, куда глаза глядят.
“История одного города”
М.Е. Салтыков-Щедрин
Идея
Как ни странно я могу абсолютно точно сказать, когда впервые у меня появилась эта идея - поехать! Почему странно? Ну а что, в самом деле, кто может назвать конкретную дату, когда мы решили потупить в институт, в какой день встретили впервые любимого человека? В лучшем случае помним месяц и не точнее.
Так вот, 18.06.06 я задумался (есть у меня такая привычка). Именно в этот день в его величестве Интернете я прочитал статью Гейко ”Двадцать дней по дорогам Европы”. С одной стороны такая поездка выглядела как полёт на луну, но в тоже время надо признать, что написано было весьма простым языком - кратко и в тоже время понятно. “А что ведь можно!”- лежа в кровати на следующее утро подумал я. Но тогда ещё не было ни машины, на которой можно было бы пуститься на такую авантюру, ни денег. Нет, конечно, был старенький Жигулёнок и, кстати, на нём много лет назад мы всей семьёй уже ездили с севера на Чёрное море, но с тех пор машинка поизносилась, и нынче ехать на ней так далеко было неразумно. Поэтому даже не мечта, а просто мысль была спрятана в дальний ящик. В следующем, 2007 году материализовался Nissan, но тут не заладилось с деньгами, и только осенью того же года, когда финансы перестали петь романсы, стало ясно, что надо брать быка за рога. Тут надо заметить, что поездка на машине была не самоцелью. Хотелось просто побывать в “настоящей” Европе. Разумеется, самолёт, как самый опасный вид транспорта, мною не рассматривался, (см. Справка о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской федерации в первом полугодии 2007 года, а так же - Муромов И.А. “100 великих авиа катастроф”) а вот вариант с поездом был у меня на примете, так как ещё в прошлом, 2007 году в газете “Гудок” появилась информация, дескать, пойдёт беспересадочный вагон Москва- Париж. Удобно подумал я, в Москве загрузился с семьёй в купе, три дня едешь, любуешься пейзажами, потом разглядываешь Эйфелеву башню и с таким же комфортом катишь домой, потягивая бордо в купе. И действительно с начала года можно было уже купить билет. Но цены! Одни только три билета туда и обратно стоили порядка семидесяти тысяч рублей денег! “Однако!” – как сказал бы Киса Воробьянинов. Так что автомобиль остался единственным доступным средством доставки нас в “дальние дали”.
Как я уже сказал, в конце прошло года все первоначальные компоненты (машина и деньги) без которых нечего было, и мечтать о поездке, в наличии имелись, но тут на горизонте замаячила новая стена. Дело в том, что специфика моей работы не предполагает возможности запланировать точно, когда удастся вырваться в отпуск. И тогда я решил обмануть судьбу. Не пробовали? Чертовски увлекательное занятие, рекомендую. А хитрость моя гениальная заключалась в том, что я решил, не глядя ни на что начать готовиться к поездке много заранее и таким образом отрезать себе все пути к отступлению, чтоб других вариант вообще не осталась. Только один – ехать!
Сайт французского визового центра объяснил мне, какие нужны документы для получения визы и, пожалуй, дату 18.12.07 можно считать началом предварительной подготовки.
Подготовка
Сейчас всё проще и желающим поехать по странам Европы нужна только одна виза – Шенгенская, а для её получения были подготовлены: загранпаспорта, анкеты, по две фотографии, страховки - медицинская и автомобиля, справки с работы (2НДФЛ), справка из школы, свидетельство о рождении Никиты с переводом на французский язык, распечатки электронных писем подтверждающих бронирование гостиницы.
Немного возвращаясь назад, объясню, почему именно середина декабря является для меня точкой отсчёта начала предварительной подготовки. В тот день я поехал в Ярославский филиал Ингосстрах и купил там медицинскую страховку для всей семьи и “зелёную карту” для машины. Как я узнал ранее, медицинская страховка является одним из непременных условий для получения виз. А “зелёная карта” это как наше ОСАГО на случай аварии за границей. В принципе её можно купить и на таможне.
При внимательном изучении медицинской страховки в очередной раз убедился, сколько разных условий (подчас невыполнимых) ставят наши страховые компании лишь бы объегорить страхователя, то бишь меня, дабы не выплачивать страховые суммы. Например, если на дороге случается авария с пострадавшими, куда любой человек будет звонить в первую очередь? Конечно в скорую помощь. А вот он и повод чтоб страховщики Вам отказали в выплате. По их правилам (п. 9.1) прежде чем воспользоваться услугами медицинской помощи за границей, сначала надо, не обращая внимания на стоны раненых, позвонить в их центральный офис в Москву, где они подумают, а нужна ли мне на самом деле помощь, и решат, в какое медицинское учреждение я должен обратиться. Пункт 3.6.5 гласил, что страховка не выплачивается, если человек пострадал в результате нарушения правил движения. Тоже понятное дело невыполнимое условие, во всяком случае, для меня. И таких опусов в договоре они предусмотрели море разливанное. Разумеется, никаких изменений в договор сотрудница Ингосстраха вносить отказалась, а так как на рынке подобных услуг они были монополистами, то мне ничего другого не оставалось, как купить за 3560 рулей у них эту красивую бумажку (иначе не скажешь).
Таким образом, в тот день у меня на руках появились первые документы.
В одном из банков Ярославля я купил карту MasterCard и в течении всей зимы я вкладывал в неё рублями которые банк тут же переводил в Евро. Карта нужна почти обязательно, так как подавляющее большинство гостиниц при бронировании запрашивают номер Вашей карты (не путайте с PIN-кодом, который могут попросить написать только мошенники).
Загранпаспорта у нас ещё с весны 2007 года были. Анкеты распечатали с того же французского сайта. Далее был длительный перерыв, во время которого я по вечерам в Интернете искал гостиницу.
Садясь в январе 2008 года за компьютер, я думал – ха! какой я умный парень! Пока эти европейцы празднуют всякие там рождественские праздники, я сейчас первый найду самую лучшую гостиницу, на средиземноморском побережье Франции и когда вы любители лягушачьих лапок летом туда приедете, то на дверях всех гостиниц вы увидите таблички – мест нет, всё забронировано Юферовыми из Ярославля.
Каково же было моё удивление, когда выяснилось что в январе все прибрежные гостиницы от Тулона до Канн, с божескими ценами уже заняты с июня по август! Нет, конечно, имелись постоялые дворы со свободными апартаментами - 1000 € в сутки. Надо было выбирать – или относительно недорого, но в нескольких километрах от берега или почти на пляже, но не менее чем 200 € в сутки.
Если учесть, что мы предполагали там быть на машине, то вроде удалённость пляжа не должна была пугать, но меня беспокоили парковки. В отличие от нашего, говорят, просто так там машину, где попало, не оставишь, а парковки все не просто платные, но её и в прибрежной зоне и к тому же в разгар сезона весьма дорогие. Поэтому усилия были сосредоточены на изыскании места под солнцем недалеко от моря и с парковкой при гостинице.
Длительные поиски в W.W.W. привели меня на маленький полуостров в двадцати километрах восточнее Тулона. Гостиница “Ibis Thalassa Hyeres”, судя по описаниям и фотографиям конечно не десяти звёздная, но на хоромы у меня банально не хватало денег.
Тем не менее, на сайте этой гостиницы бронирование было сделано и к чести французов, уже через день я получил от них письмо (тоже по электронной почте), что номер за мной забронирован, и они меня ждут.
У нас в Ярославле есть дом дружбы Россия – Франция и там мне сделали перевод на французский язык свидетельства о рождении Никиты.
15 февраля я позвонил в визовый центр французского посольства и записался на подачу документов, заодно рассказал, какие документы, я собрал и спросил всё ли так?
Оказалось, что требуется ещё одна интересная бумажка. Именно бумажка, поскольку назвать её документом язык не поворачивается. Короче, они потребовали, чтобы мы с Владой напечатали, опять-таки на французском языке, эдакое гарантийное письмо, в котором указали, что мы берём на себя обязательства по обеспечению нашего сына в поездке. Ну не глупость ли? Я спросил – а что были случаи, когда родители ехали с ребёнком за границу и там его не кормили? Вразумительно ответа я не получил, но спорить ясное дело бесполезно. Сделали и эту бумагу. Все вышеуказанные документы были собраны в большой пакет, и на этом предварительная подготовка считаю, была закончена.
Непосредственная подготовка
Дурака я свалял, конечно - записался подавать документы в визовый центр на 22 февраля на одиннадцать часов. А надо было попозже, где-то во второй половине дня. Глядишь, не проторчали бы в пробках, не потеряли дорогу в Москве, не опоздали бы и, наконец, возможно сотрудник визового центра, проверяя наши документы, не допустил ошибки, которая стоила впоследствии нам столько нервов. Но мы хотели после подачи документов ещё походить по магазинам, погулять по Москве, что-нибудь купить. Поэтому и записались пораньше. Ай да ладно, что уж теперь говорить.
Можно было бы вообще сдать все документы в любую туристическую фирму, заплатить и они сами съездили бы в посольство, всё сделали и привезли нам визы на блюдечке с голубой каёмочкой. Но всё жадность проклятая, всё денег жалко! Впрочем, обо всём по порядку.
Расчёт был такой: 22.02.08 в семь утра старт из Ярославля, в десять мы на МКАД, час на движение по Москве и в одиннадцать мы в посольстве. Если учесть что двести восемьдесят километров до Москвы обычно доезжаем меньше чем за три часа и то, что дорогу от кольцевой до посольства мы просмотрели по карте заранее, то в принципе всё реально было рассчитано. Тем более это был рабочий день, и пробок не ожидалось.
В то раннее утро, хотя и выехали на полчаса позже запланированного, в дороге я время нагнал, и пересекли МКАД в десять с минутами. И тут - здравствуй дорогая моя столица - пробки! Но это ещё пол беды. Хуже всего, что те дороги, по которым мы планировали ехать до визового центра, оказались во многих местах закрыты на ремонт, приходилось много раз, с ходу менять и планировать новый маршрут движения. В результате мы неправильно сориентировались (навигатора у нас тогда ещё не было) заплутали и пока переулками пробирались обратно – на Марксистскую улицу подъехали ближе к полудню, а были записаны на 11-00. "Вставайте о живую очередь, раз опоздали" – предложили нам. Железный автомат беззвучно выдал талончик с номером, и мы сели ждать.
Визовый центр французского консульства нас разочаровал. И сразу и потом. Представьте себе зал ожидания средних размеров – это центр и есть. Всю центральную и большую часть зала занимают жесткие металлические стулья, на которых сидит около сотни жаждущих вкусить прелести капитализма. По периметру стоят кабинки с окошками, в которых сидят работники центра. Над каждым горит номер, указанный на талончике. Твой номер загорелся - ты подходишь. В углу информационный стенд. Я же говорю – зал ожидания на вокзале, да и только. Честно признаюсь, мы ожидали чего-то более ну персонального что ли, когда при необходимости можно кому-то что-то объяснить. А тут конвейер! Поскольку не знаешь над какой “кассой” высветиться твой номер то приходиться постоянно вертеть головой как сова.
На нервах (дадут визы, не дадут) просидели мы там больше часа и, наконец, загорается наш номер. Прижимая трясущимися и вспотевшими руками к груди заветный пакет, на ватных ногах иду к окошку. Правды ради следует признать, что весьма молодой сотрудник был очень даже учтив. У меня не было и половины требующихся ксерокопий, так он сам много раз ходил к ксероксу делал копии. Мои ответы внимательно слушал, и сам исправлял ошибки в наших анкетах. Наш маршрут движения, который мы заблаговременно распечатали на сайте Via Michelin, был принят с радостным удивлением юноши. Потом последний принял все документы, записал наши номера телефонов и отправил нас в кассу, где мы оплатили навязанную услугу (т.е. рассмотрение наших документов этим центром) и кассир, пообещала, что вопрос с выдачей виз наверняка решится положительно, так как французы очень лояльно относятся, когда едут семьи. "В течение десяти дней мы Вам перезвоним".
На всё про всё, а именно стоимость самих трёх виз плюс услуги этого центра обошлись нам больше пяти тысяч рублей. Немало конечно, но получать визы через туристическую фирму получилось бы ещё дороже.
Выйдя на улицу, мы с облегчением плюхнулись в машину и с жадностью набросились на бутерброды – почему-то внезапно захотелось есть. Поехали в какой-то магазин, по дороге пообедали в Макдональде. Только подъехали к МКАД (уже часов около шести вечера) опять попали в большую пробку. Стоим. У меня зазвонил телефон. Беру мобильный, звонят из консульства – Вы нас извините, но мы не можем Вам выдать визы, так как Вы подали документы более чем за три месяца до въезда во Францию. Меня прошибает холодный пот. Я прекрасно понимаю, что при всей учтивости этих дипломатов спорить с ними бесполезно. Впрочем, и жаловаться тоже. Любое их решение окончательное и обжалованию не подлежит, хоть ты тресни. И, тем не менее, я пытаюсь возражать – “но у Вас на сайте ничего не сказано про эти три месяца”. Ответ её я знаю заранее - Я за сайт не отвечаю. Позвольте, говорю я, но почему Ваш сотрудник принял у нас документы, если мы их подали слишком рано? Извините, так получилось - и весь их ответ. Но это ещё пол беды. В разговоре выясняется, что деньги они нам не вернут. У них такие правила.
Так как мы наглухо стояли в пробке, я мог свободно говорить, приводить разные аргументы в свою пользу просить, настаивать. В какой-то момент разговор прервался, но сам перезвонить я им не мог, поскольку у них видимо стоял анти определитель. Через минут двадцать снова звонок (мы всё ещё стоим). На этот раз звонил работник визового центра, который принимал у нас документы. Извинялся, оправдывался, но говорил, что помочь ничем не может. Повторный разговор был очень долгим, напряжённым и безрезультатным. Съездили зря, деньги пропали.
В соответствующем настроении и уже не желая никаких магазинов, мы поехали домой. А тут ещё пошёл сильнейший снег с дождём, дорога скользкая, грязная до невозможности! Бесконечный поток встречных фур поливает грязью наш Nissan до крыши, видимость метров пятьдесят. Подавать воду на стекло приходилось секунд через тридцать, в результате под Ростовом "незамерзайка" кончилась, и остаток пути ехали "по приборам". Триста километров тащились почти четыре часа! (как вы помните, туда я ехал два с половиной), первый раз я так плёлся. Вернулись домой за полночь. Когда выходили из машины оба испачкали одежду, так как вся машина снаружи была покрыта плотным слоем липкой грязи. Машину на стоянку, а сами, уставшие и подавленные, легли спать.
На следующее утро, я сел писать французскому послу письмо, которое было послано электронной почтой. Ответа не последовало. Вообще! Несколько копий этого письма посланных по другим адресам (я нашёл несколько электронных адресом французского консульства) так же были проигнорированы. Параллельно шёл процесс звонков, благо у меня на работе междугородний телефон бесплатный. На все мои звонки эти дипломаты отвечали до невозможности вежливо, но непреклонно.
Кончилось тем, что когда в очередной раз я позвонил и, отчаявшись, спросил, когда можно приехать и забрать документы обратно, на том конце провода воцарилось долгое молчание, сопровождаемое шушуканьем и клацаньем клавиш, потом смущённый голос сказал - Вы знаете, а мы не можем найти Ваши документы. Это такая шутка, да? – спросил я. Последовал ответ в лучших традициях Советской бюрократии - Позвоните завтра. Позвонил – документов нет. Следующее предположение работников визового центра вызвало у меня приступ саркастического смеха. Они спросили меня – “а может, Вы свою фамилию неправильно называете”. Можете представить себе, чтоб человек в здравом уме забыл свою фамилию? Чтобы они не пытались обвинить меня ещё в чём-то (один раз они предположили, что я им документы вообще не сдавал, другая сотрудница сказала, что может я, уже получил визы), я сканировал договор с этим визовым центром, чек на котором были напечатаны номера наших паспортов, фамилии и отправил им электронное письмо.
Ответа не последовало. Звоню – не находим документов, перезвоните. Перезваниваю – Извините, не находим, ничем не можем помочь.
В конце марта после моего очередного звонка мне просто предложили – а вы приезжаёте сюда (т.е. в Москву) и мы с вами вместе ваши документы поищем. На мой вопрос – “а без меня вы свои архив осмотреть не можете?”, девушка смущённо ответила – “ну можем, конечно, но вы всё равно приезжайте”. Сил моих нет на этих бюрократов!
Следующее письмо написал уже заказное и отправил его почтой. Я надеялся, что от телефонного звонка они отмахивались как от надоедливой мухи а, держа в руках материальное письмо, они начнут хоть что-нибудь делать. Тем более что потеряли то они паспорта! Ответа не последовало.
Не зная к кому ещё обратиться за помощью, звоню генеральному консулу Франции в России. Услышав слово – Виза, секретарь пытается тут же переключить меня на визовый центр. Уговариваю выслушать меня, в результате чего они соединяют с приёмной вице-консула. Там после долгих уговоров нехотя называют мне номер факса (“мы вообще-то не имеем права давать этот номер никому, чтобы не присылали рекламу, но раз такое дело…”). Отправляю по факсу чек, а они в свою очередь обещают разобраться и перезвонить.
Видимо после этого консул, что называется “дал по шапке” визовому центру, поскольку вскоре мне позвонили из Москвы и, извинившись, сказали, что документы нашлись, приезжать повторно для сдачи их на визу мне не нужно, (“когда останется менее трёх месяцев до вашего въезда, мы их сами отдадим в обработку”). Денег за новое рассмотрение также с нас не требуется и надо будет только в середине мая приехать и забрать уже готовые визы. Уф!
Где-то в конце мая от них был ещё один звонок – “Ваши визы готовы” и в первых числах июня мы сделали повторный забег по маршруту Ярославль - Москва. На этот раз всё прошло как по маслу. Через полчаса после приезда в визовый центр мы уже вышли из него с визами.
Будучи в горячо и нежно любимой столице заодно заехали в фирму Новиком и купили к навигатору карту Европы. Кстати о навигаторе. Я был в восторге! Сила! Когда ехали в этот раз в Москву, то он провёл нас по всему маршруту как маленьких детей за ручку. Я опасался, что навигатор проложит маршрут по минимальному расстоянию и будет нам предлагать повернуть там, где нет поворота. Ничего подобного! Если на каком-то перекрёстке нет поворота налево (в Москве с этим проблема), то навигатор и не предлагает туда повернуть, а прокладывает путь в соответствии с ПДД. Если улица с односторонним движением, то опять таки маршрут навстречу движению по этой улице проложен не будет. При движении по сложным развязкам масштаб на экране сам увеличивается до максимума, показывая каждую дорогу, при этом навигатор несколько раз подскажет, где надо повернуть и куда. Подъезжаем к мосту – заранее звучит предупреждение – “выезжаем на эстакаду”. Подъезжаем к кольцевому перекрёстку – “Внимание круговое движение”. До чего дошёл прогресс! Понятно, что это заслуга не самого Have-200, а людей сделавших сей замечательный прибор.
Наверное, те, кто уже давно ездит с навигатором, читают эти мои восторги со снисходительной улыбкой, но для меня это было в диковинку, так что уж не взыщите.
До времени “Ч” оставалось полтора месяца, и в это период были сделаны последние приготовления. На видном месте в квартире был вывешен листок, на котором все записывали, кому, что надо взять. Бронировались гостиницы по пути следования, составлялся окончательный маршрут, готовилась машина, в Интернет-магазине на shop.top-kniga.ru и ruzcoltd.ru были куплены карты стран и городов, по которым мы собирались ехать. C сайта www.map-Europe.ru скопировали и распечатали карту Европы. В том банке, где купил банковскую карточку, я также заказал себе услугу мобильный банк, так как ещё в Ярославле убедился, что проверить наличие денег на карточке можно только с банкомата своего банка. "Чужой" банкомат деньги, конечно, выдаст, но, сколько на их карточке осталось не покажет. И каждый раз звонить из-за границы в Ярославский банк накладно. А так замечательно – при каждом списании денег с карточки банк присылает SMS-ку сколько денег снято и сколько осталось. Думали, что легко купим русско-французский разговорник, но найти его в магазинах Ярославля не удалось, заказывать через Интернет тоже было некогда, и поэтому поехали с совсем маленьким мини-разговорником.
Вечером перед отъездом машина была поставлена на стоянку поближе к дому, вещи собраны и даже не верилось, что завтра произойдёт событие, которое я готовил так долго.
24 июля. День первый
“Этот день мы приближали, как могли”.
В пять утра будильник известил нас о том, что в нашей жизни наступает время перемен. Как всегда встаю первый и бегом на стоянку. Сажусь в машину и… начинаю уговаривать её. Как-то в Интернете на одном авто сайте я наткнулся на тему – есть ли у машин душа? Моё мнение - есть, и поэтому мысленно говорю – "ну я же тебе и масло специальное дизельное самое лучшее залил и все фильтра поменял, и колодки сменил, и колёса сбалансировал, а уж ты вспомни, как я тебя вчера вымыл и тщательно воском покрыл. Не сломайся за тридевять земель родная!" Смешно может показаться, но уж больно я тогда волновался.
Дома все уже собраны, быстрый завтрак, сумки в багажник, счётчик километров на "0" и в шесть с четвертью я запускаю дизель. В путь!
Участок Ярославль – Москва известен мне хорошо и что особенно важно я знаю места засад гаишников. Ехать по правилам, т.е. 90 км/час в условиях Российских расстояний нереально – никогда не доедешь. Но и без прав оставаться тоже нежелательно, поэтому чтоб отделываться от стражей пустыми протоколами держу 149 по трассе и 110 в населённых пунктах. Несмотря на приличную загрузку (в багажнике сто литров дизельного топлива в канистрах - с работы прихватил, плюс четыре здоровенные сумки с вещами плюс еда плюс несколько упаковок с питьевой водой) двух литровый дизель легко разгоняет машину.
Чтобы не попадать в московские пробки выбрал маршрут не по МКАД, а в объезд, через московскую область. Расчёт мой на сокращение времени, можно сказать, не оправдался – дороги по области однорядные полно медленно ползущих грузовиков, деревни одна переходящая в другую, слева сплошная полоса, вот и тащишься как черепаха. Выехали на трассу М-1 на час позже расчетного времени. Тут повеселее стало, так как широкая дорога идёт в основном по равнине и можно ехать с ветерком. Правда, из незнакомого маршрута приходилось периодически контактировать с гаишниками, но чаще всего братья водители успевали миганием фар предупредить меня о том, что за следующим поворотом в кустах спряталось государство с радаром.
Наши враги изобретательны и находчивы, и мы - также.
Они никогда не прекращают думать относительно новых путей навредить нашей стране и нашим людям, и мы - также. (Дж Буш Вашингтон, 05.08.04)
Тоже можно сказать и о наших гаишниках. Не перестаёшь удивляться их изобретательности в способах залезть в карман гражданам за счёт налогов, которых они и живут. Засады в кустах, под мостами, на обочинах.
“оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно наверняка”.
“Я из повиновения вышел-
За флажки - жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивлённые крики людей”.
Каждый раз диалог с ними происходил по одной схеме – “Андрей Юрьевич до лишения прав Вам не хватило двух километров в час, но и так у Вас очень сильное превышение и штраф будет тоже высокий”. После этого начиналась недвусмысленная пауза. Гаишники понимали, что их бюрократы в управлениях поленятся отправлять квитанцию о штрафе в далёкий Ярославль и поэтому ужасно злились, когда я, пожав плечами, вообще никак не реагировал на их намеки о взятке. Им ничего не оставалось, как сидеть и писать никому не нужную квитанцию.
На стоянке около границы с Белоруссией остановились перекусить домашними запасами. Заодно и заправился - часть топлива перелил в уже почти пустой бак, а опорожнённые канистры полетели в мусорные баки, как и куча макулатурных квитанций гаишников, которыми был уже забит бардачок.
К четырём часам дня подъезжаем к нашей первой границе Россия – Белоруссия. На русской территории стоят два пограничника и о чём-то говорят, подозрительно (как мне показалось) смотря на нашу машину. У меня полный багажник канистр с соляркой, которую крайне желательно провести через границу! Готовлю паспорта, опускаю стекло и с подобострастной улыбкой медленно подъезжаю к ним. Один из них говорит что-то нечленораздельное. "Что говорите?" - с замирающим сердцем переспрашиваю я. "Проезжайте быстрее и не задерживайте движение". Двигаемся сто метров и оказываемся на Белорусской территории, где никого нет. Не то что людей нет, но никто ко мне не подходит, и мною не интересуется. Отъезжаю на обочину и иду к стоящей рядом милицейской машине. В плотно закрытом Форде с работающим кондиционером (на улице + 35) сидят два офицера. Стучу в окошко и один из них, не желая выпускать живительную прохладу, с сожалением опускает окно. "Здравствуйте, еду из России, какие документы нужны для проезда через Белоруссию?" "Вон в этом окошке" – офицер показывает на будку - купите транзитную страховку и в том экологическую. А где – спрашиваю таможня. Офицер смеётся - Мы же дружеское государство!- проезжайте. Одна страховка стоила где-то сто пятьдесят рублей и другая пятьсот с копейками. Я сразу удивился, что оплату брали только российскими рублями – тем лучше думаю не надо менять наши деньги на белорусские рубли. Но впоследствии всё же “зайчики” потребовались.
Сразу за постом платёжный турникет- дорога платная. Двенадцать российских рублей за сто километров, разумеется, были мелочью и поэтому, поначалу перспектива движения по платным дорогам нас не огорчила. Как оказалось то были цветочки. Описывать Белоруссию сложно, потому что нечего писать. Трасса идёт в обход деревень и городов. Дорога кстати хорошая и от границы до Бреста Белорусских гаишников видели всего один раз, да и то, как-то по-дурацки они место выбрали. На небольшом участке примерно с пятьсот метров был ремонт дороги, и двигаться быстрее 10-15 км/час было просто невозможно. И вот на этом месте они и стояли. Хорошо, что хоть радар в руки не взяли. Ну а так ехать было спокойно. Белоруссия страна бедная, а штрафы большие и поэтому местные водители ползут еле-еле. Когда мимо них пролетаешь они, чтоб и ехать побыстрее и прикрыться мною, пытались висеть у меня на хвосте, но машины у них в основном маломощные и поэтому мы почти всю дорогу шли одни, ни разу нигде не остановившись.
В Брест приехали около десяти вечера, и так как гостиницы в Бресте с адресами, у нас были, поэтому на въезде в город начали по мобильному телефону обзванивать их. Мест нет нигде. Посоветовали нам обратиться в какую-то гостиницу Веста. Распечатанная карта Бреста у нас была, по ней и поехали. Приезжаем – мест нет. Оказывается, у них был день города, приезжал батька Лукашенко с кучей слуг, гостей в городе навалом и поэтому всё забито под завязку. Кстати сами белорусы говорят только уважительно - Президент. Надо отдать должное работникам этой гостиной - три женщины, за стойкой схватив разные телефоны, начали названивать в другие гостиницы, своим знакомым, сдающим комнаты и уговаривать, просить. Наконец в гостинице Буг находиться трёх местный номер. Едем туда.
Друзья! Будете в Бресте, постарайтесь не селиться в гостинице Буг. Это ужас! Нет люди там тоже очень хорошие, но сама гостиница осталась где-то в семидесятых годах прошлого века. Туалет один на этаже, он как в казарме сидеть на нём надо на корточках. Душ тоже на этаже и за пользование им надо платить отдельно. Окна выходят на оживлённую улицу, по которой всю ночь с грохотом ездят старые машины. Соответственно окна открыть невозможно как впрочем, и закрыть – духота! Да кстати про “платить”. При поселении в эту гостиницу выяснилось, что нужны белорусские рубли, которых у нас конечно не было. Опять-таки добрая дежурная согласилась обменять нам евро на их деньги - “Вам нужно будет заплатить за авто стоянку, завтрак на троих, душ и сам номер. Давайте я поменяю вам тридцать евро, и вам на всё хватит”. Я прекрасно понимал, что завтра бабулька пойдёт в банк и там ей дадут за наши евро в два раза больше белорусских рублей, чем она дала нам. Но семья устала, всем хотелось упасть в кровати, и спорить я не стал. Парадокс, но впервые расплатиться иностранной валютой пришлось в убогой гостинице. Взамен мы получили целый ворох разноцветных бумажек. Сам номер и описывать не буду. А вообще-то не будь этих скрипучих кроватей, была вероятность ночевать в машине, так что грех жаловаться.
За день проехали 1366 км.
25 июля. День второй
В семь утра я снова иду на стоянку, снова пятьдесят литров топлива в бак и пять канистр в контейнер. Быстрый завтрак в ресторане при гостинице. Я плохо помню, что, сколько стоит в Белоруссии, пожалуй, единственное запомнил это завтрак на одного 6600 руб.
Тронулись к Польской границе, коротая в трёх километрах от города, но ошиблись направлением и выехали к Брестской крепости. Около неё совершенно пустая стоянка размером с футбольное поле. Раньше тут было полно туристов со всего Союза, а теперь безлюдье и тишина. Вот и мы, поняв что, выехали не туда, махом разворачиваемся и уезжаем. Нам некогда показывать нашему сынишке ни город Герой Брест, ни Брестскую крепость. Мы торопимся показать ему Германию. А потом удивляемся, почему молодёжь “косит” от армии.
Все рассказы об ужасных многочасовых очередях на границе с Польшей оказались неверны. Было две очереди по пятнадцать легковых машин в каждой. Заняв место в конце, я пошёл в начало и спросил у девушки в первой машине долго ли она здесь стоит. Оказалось полтора часа. Я ожидал, что потеряем, чуть ли не день. Очередь потихоньку продвигалась, и время прошло незаметно. Наконец мы становимся первыми у белой черты, от которой метров через тридцать стоит белорусский пограничник. Он машет рукой и показывает нам подъехать. Это как я понял, был предварительный пост, потому что вся функция служивого заключалась спросить, сколько человек в машине и выдать какую-то бумажку. Едем ещё метров сто и попадаем на белорусскую таможню. Здесь снова очередь из тех же машин что стояли перед нами раньше. Рядом платный туалет, в котором интересные расценки - “255 белорусских рублей или пять рублей российских или один доллар или один евро”. Ну, то, что белорусам, что евро, что доллар всё равно это понятно - Великой и независимой Белоруссии хоть бы какой-нибудь валюты заиметь. Но курс - один доллар к пяти рублям, меня порадовал. Если мне память не изменяет, такой обменный курс был только в СССР.
Вскоре следующий белорус машет нам рукой, и мы въезжаем под навес на обозначенную стоянку. Здесь у нас собирают паспорта, документы на машину и просят открыть багажник. А у нас там такая свалка - шлёпанцы, бутылки пластиковые с водой, одежда из полуоткрытых сумок высовывается! Взглянув одним глазом на это безобразие, пограничник машет рукой - закрывайте. Через минут десять нам возвращают документы, и мы трогаемся к мосту через реку Буг. Сам мост нейтральная территория, а на том берегу начинается Польша. На въезде моста снова шлагбаум, а из асфальта торчат шипы. Когда шлагбаум подымается, шипы опускаются. Последняя белорусская проверка документов и тут выясняется, что на предыдущем пункте мы не прошли какой-то транспортный контроль. Если бы – говорю – я каждый день переходил через границу, так знал ваши правила, а так могли бы там и подсказать или правила вывесить. Расталкивая скопившуюся за мной очередь из машин, выезжаю задним ходом обратно, и в какой-то будке с меня сдирают за “транзитный проезд” очередные двести рублей. Чтоб им подавиться! Снова на берег и в этот раз нас уже быстро выпускают через мост. На том берегу польский шлагбаум, возле которого кратковременное ожидание и затем шлагбаум вверх, шипы вниз. Выкатываемся к польскому посту. Вдоль очереди идёт пограничник. Несмотря на то, что, на улице жара он в плотных солдатских ботинках, серый китель застёгнут на все пуговицы, на голове солдатский берет. Служба не позавидуешь. Когда он подходит к нам, я опускаю окно, впуская в охлаждённый кондиционером салон поток душного воздуха. “Куда?”- поляк говорит почти без акцента. Франция – отвечаю я. Собрав паспорта у нескольких машин, он уходит в стеклянную будку и там начинает махать каждым паспортом, словно отгоняя мух. Смотри – говорю я жене, он там нашими паспортами обмахивается что ли. Женя смеётся - да он ими перед сканером машет, штрих код считывает. Вскоре нам возвращают паспорта и мы, пройдя паспортный контроль, проезжаем метров двадцать на польскую таможню. Весёлый усатый офицер задал нам только один вопрос – сигареты водка есть? Были – говорю, но пока в очереди стоял сигареты выкурил, а водку выпил. Служивый смеётся – “откройте багажник, (там бардак) закрывайте”! В салон вообще никто не заглядывал. Перед нами поднимается последний шлагбаум и в 11-45 мы в Польше.
Заграница! Как много в этом звуке для сердца русского свелось! До этого мы были только в Турции, но теперь эта страна как Болгария времён Советского Союза вроде и заграница и в то же время русских больше чем самих турков. Это не плохо, но не ощущается новизна, которую ждёшь от неизвестной страны. И вот она, пресловутая заграница перед нами. Ну, то, что сразу всё изменилось оно понятно – другая страна, другой уклад жизни и так далее. Но аисты! Им-то казалось бы, какая разница Белоруссия или Польша? Для них границ люди пока ещё не придумали. Но почему тогда сразу за границей этих аистов полно (бродят по болотам и полям, много больших гнёзд на крышах и столбах) а в Белоруссии мы не видели ни одной этой птицы?
Ну и как я уже сказал кругом всё по-другому. В деревнях красивые обочины, посыпанные либо песком, или же улоВлада тротуарная плитка. Разумеется никаких покосившихся изб, гнилых заборов, ржавых тракторов. Все дома каменные, ухоженные заборы либо металлические крашеные, но в основном тоже из камня. Вся семья, увидев заграницу впервые не из окна туристического автобуса, а именно в таком ракурсе крутит головами во все стороны, и начинаются частые остановки, всё хочется увидеть, а ещё лучше пощупать своими руками. Я понимаю, что запланированное на сегодня расстояние проехать не успеваем, но и превращать отпуск в бесконечную гонку тоже не хочется.
Польша страна фур. Во всяком случае, такими мне увиделись международные автомагистрали. Тяжёлых грузовиков ненамного меньше чем легковых машин, они идут целыми потоками и среди них преобладают автовозы в сторону России.
Дороги в Польше хорошие по качеству и сложные по устройству. Я не стал писать “плохие” и вот почему. Дороги в основном однорядные, слева часто идёт сплошная полоса, а встречный ряд чаще всего заполнен машинами. Вот и нужно быть начеку и при первой возможности - газ в пол, и броском, вылетев на встречку тут же запрыгивать обратно в свой ряд. Кому-то такой слалом может, конечно, и не нравиться. Но кто сказал, что дороги всегда должны быть широкими и прямыми, чтоб не думать какой ногой притормаживать в очередном повороте.
В навигаторе установили Прагу как конечную точку на сегодняшний день. Маршрут с минимальным временем получился через Варшаву. Последняя была разрушена до основания во время войны, так что сейчас там смотреть не на что. Тоже что и в нашей столице - пробки, смрад. Мы проехали через весь город, и желание остановиться не возникло ни разу.
Выехав из города, попадает на трассу Е-67 Варшава – Прага. Появилось много чешских машин. Забегая вперёд, скажу, что чехи мне понравились больше всех других европейских водителей. Напористые, быстрые, стиль вождения у большинства очень активный. Одна ошибка и тебя обгоняют. Я как-то на светофоре решил обойти чешскую фуру по обочине так чех рывком поставил грузовик под углом к дороге, так что мне или тормозить или в канаву. В Польше и Чехии на скоростных магистралях допустимая скорость 130, но чехи не очень то пресмыкаются перед своим государством, и большинство идёт 140-150. От Бреста до Праги не видели ни одного полицейского. Учитывая, что я не знаю правила движения в Европе, то выбрал для себя практику искусственного отбора, как я её называю. Иду по трассе, и когда меня кто-то обгоняет, цепляюсь ему на хвост. Как только нашу двойку обгоняет кто-то ещё, бросаю первого и приклеиваюсь ко второму. Ну и так далее. Кончилось тем, что более полутора часов – чех на BMW-X5, немец на AUDI-TT, и я третий летели за 180. Чех видимо ездит здесь часто и, зная “танкоопасные” места сбрасывал перед ними скорость тем самым, оберегая нас от встреч с полицией. Мы бы так, наверное, и до Праги доехали, но всем захотелось перекусить, и мы свернули с трассы в маленький городок Tomaszow. Он расположен на небольшой возвышенности и улицы в основном идут под уклоном. Кругом чистота и порядок. Там находим уютное кафе где и происходит наша первая трапеза за границей с иностранцами, которые по-русски ни гу-гу. Но благо на стенах кафе вывешены картинки с едой, к тому же польский язык не так уж далёк от русского, и простая жестикуляция помогают нам пообедать. Я хотел сфотографировать нас в зале, но прибежала, видимо менеджер, что-то стала быстро по-польски говорить. Разумеется, я не понял ни слова, но догадался, что фотографировать можно так чтоб в кадр не попадали официантки и другие посетители. Да, пожалуйста! Приходит время расплачиваться и тут выясняется наше полное незнание денежной системы в странах европейского союза. Я как думал - раз вся Европа теперь без границ то и деньги везде одинаковые. Ан нет. Когда мы поели, то официантка недоумённо взглянула на евро и отрицательно покачала головой. В Польше-то оказывается злотый денежная единица! Благо они принимали карты, и мы рассчитались Master-Card. Через несколько минут на мобильный телефон пришла SMS-ка что с нас списали не помню сколько-то там злотых но если в перечёте на евро то 29.
Хотели ещё поездить но, чувствуя, что так мы вообще никуда не доедем, я всё-таки предложил выбираться на трассу, правда, пообещав ехать по городу медленно.
За границей во многих городах пешеходные “зебры” это не просто белые полосы, а асфальт между ними окрашен в красный цвет. Эффект от этого надо признаться есть, так как видя издалека такую краснуху попёрек дороги инстинктивно хочется нажать на тормоз. Грешным делом первый раз и я попался на этот крючок. Способ борьбы с боязнью известен – “напугай свой страх”. Поэтому в следующий раз, подъезжая к этой страшилке, я просто вдавил педаль газа в пол и не отпускал, пока не миновал переход.
Прокатившись по городу, снова выезжаем на скоростную трассу, и опять отобрав самого быстрого попутного водителя, несёмся с ним в сторону Праги. И вот Польско-Чешская граница…в виде столбика, который мы случайно чуть было, не проскочили. Хотели остановиться и сфотографироваться, но я проехал метров пятьдесят вперед, а сдавать задним ходом на магистрали не решился. Ходить же всей семьёй по обочине мимо мчащихся машин не захотелось и посему решив, что этих границ будет ещё немало поехали дальше.
В Чехии впервые увидели на обочине большой знак, на котором было крупно написано POZOR! и дальше что-то там мелкими буквами. Что за позор и кому? Женя смеётся – позор таким водителям как ты. Через некоторое время опять POZOR! Я говорю - хоть бы написали, с какой скоростью надо ехать, чтоб был не "позор". Так до Праги мы и ехали с позором. А в столице Чехии увидели большое объявление, в котором одно и то же было написано на разных языках, в том числе и на русском. В чешском тексте присутствовало это самое POZOR! Так я узнал что POZOR! это значит – Внимание! Но я забежал вперёд.
Как ни гнал я, но с графика мы сбились, и под вечер стало ясно, что к ночи до Праги не доедем. Надо было искать ночлег на дороге. Мы заехали в горы Судеты и, хотя это были не Французские Альпы, но езда в темноте по ним была тоже неплохой встряской перед сном. Вскоре на обочине мы увидели надпись hotel "Metro", и свернули к ярко освещенному зданию. Большая двухэтажная гостиница располоВлада на верхушке горы и во все стороны видимость была много километров вокруг. Перед фасадом посажены кустарники, а на входе в огромных кадках росли какие-то небольшие деревья. Стеклянная дверь скользнула вбок, и мы очутились в холле. За стойкой никого не было и только откуда-то сбоку (видимо из ресторана) звучала громкая музыка. Покрутив головой по сторонам, я позвал - Hello?! Из боковой двери вышла девушка, которая сказала, что номер на троих у них есть и будет он стоить вместе с завтраком 255 pln, то есть польских крон или 85 €. На такие цены мы и рассчитывали, когда планировали в Ярославле свои расходы. Машину поставили на стоянку при гостинице, забрали из багажника некоторые вещи и пошли в номер. Братцы! После белорусского барака это была сказка! Большой светлый номер, унитаз в туалетной комнате расположенной непосредственно в номере блестит до невозможности и заклеен полоской бумаги с надписью “продезинфицировано” (написано было по-чешски, но мы поняли), полотенца белейшие, кругом всё вычищено, люстра сверкает! Наш номер был на втором этаже, а на первом ресторан и там как я уже сказал, шло какое-то бурное веселье - шум и крики на весь вестибюль, тем не менее, в номер никакой шум не проникал, и была тишина. Окна выходили в горы, но из-за темноты мы смогли ими полюбоваться только утром. В комнате было две кровати и диван. Через несколько минут пришла горничная и принесла комплект третьего белья. Сама разложила диван, и он превратился в огромную кровать. Никита как увидел, сразу сказал, что это будет его место. Затем она же застелила постель и аккуратно отогнула край одеяла. Мы были в восторге. Сразу по очереди в душ и спать. За день было столько всего впервые, что мы просто не успевали обмениваться впечатлениями, и ещё долго проболтали в кроватях, пока сон не одолел нас.
26 июля День третий
“Кто же ездит в Америку и Египет!
Англичане: так те уж так господом богом устроены;
да и негде им жить-то у себя.
А у нас кто поедет? Разве что отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочём.”
И.А. Гончаров “Обломов”
Как же было здорово нежиться утром в мягкой постели, слушать пение горных птиц и вдыхать беззаботность! Но надо было вставать, так как новый день обещал быть не менее насыщенным – нас ждал Карлов мост. Но это Праге, а внизу в ресторане нас ждал завтрак.
В тот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибочки, форшмак из селёдки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок.
Шведский стол ещё в коридоре пах жареным беконом и фруктами. Не завтрак, а хороший обед – тут тебе и яичница и сосиски, мясо, масло сливочное, сыры, хлопья нескольких видов, яблоки, чай кофе, какао, соки. Короче долго перечислять. Жаль желудок не резиновый. Мы видимо были почти первыми, так как ресторан оказался полупустой, лишь за несколькими столиками сидели постояльцы, которые неизменно нам говорили – "дзень добрий". Мы чтобы не попадать в глупое положение просто улыбались и кивали. Кстати поляки очень улыбчивый народ, как впрочем, и большинство европейцев, в чём мы убедились очень скоро. После завтрака собрали вещи и на выход. Рассчитались за ночлег опять карточкой. Через пару минут - “пик”, на мобильный пришло сообщение, что банк списал с нас 255 злотых.
Некоторое время мы ещё едем по Судетским горам, но вскоре спускаемся на равнину и через пару часов въезжаем с Прагу. Но до этого первый раз заправляемся топливом уже за деньги. За границей не как у нас, а наоборот - сначала заправка потом оплата. Заправляю, полный бак и иду в павильон расплачиваться. Ни разу нам не встретилась заправка, каких большинство у нас, то есть будка с окошком и всё. Любая заправка там это маленький магазинчик куда заходишь и порой приходиться идти между прилавков, пока дойдёшь до кассы. За сорок литров с карточки списали 1668 злотых или 54 евро.
Я не буду ни сейчас не в будущем рассказывать о достопримечательностях городов, в которых мы побывали. Описания всевозможных памятников можно найти и в библиотеках и в Интернете. Напишу лишь то, что видел сам и на что обратил внимание. Например, в Праге бросилось в глаза малое количество машин. Вспомните нашу столицу - потоки машин едущих “разя огнем, сверкая блеском стали”. А здесь улочки маленькие, но машин очень немного и места на парковках есть почти везде. Мы поставили машину напротив Чешского сената, и пошли гулять по Праге. Наученные опытом Польши заглядываем в витрины магазинов и выясняем что здесь тоже евро не в почёте: в Чехии кроны. Зашли в кафе, посмотрели в меню цены и, прикинув, сколько нужно на обед семье пошли искать банкомат, в котором сняли, не помню, сколько, но хватило, и поесть и погулять по центру города. В Праге улицы старой части города в основном вымощены булыжником и поэтому машина идет, конечно, не идеально но, учитывая, что быстро там всё равно не разгонишься то нормально. Первый раз увидели такие узкие улочки. Конечно, нас ещё ждал французский городок Esparron об этом позже, а на тот момент это было для нас новостью – улицы по которым две машины не разъедутся. На Родине в самой захудалой деревне улицы шире. Ну и как в любом городе Европы кругом маленькие кафе, столики на тротуарах.
В Прагу мы приехали по желанию Влады, а сам то я не охоч до тонких искусств, и мне трудно описывать красоту Староместской ратуши. Прага была последним городом, где мы часто слышали русский язык. Последнюю же машину с русскими номерами мы повстречали только в Варшаве. У нас была карта Праги с указанием достопримечательностей и поэтому мы легко ориентировались куда идти. Делали так – ходили в округе и, осмотрев всё самое интересное, возвращались к машине, затем переезжали в другой район, где снова спешивались. Погуляли, в общем, мы по городу целый день, пообедали в кафе, поели мороженого, фотографировались и вечером в путь. Следующая цель - германский город Дрезден, в коем у нас был забронирован номер. Дорога от Праги дотуда недалёкая, немногим более двухсот километров. Как на прошлой границе, так и сейчас, Чешско-Германский рубеж представлял собой одинокий столбик на обочине. Я бы не сказал, что сразу при въезде в Германию начались какие-то расчудесные дороги, о которых так много говорят. Как потом оказалось в Германии автобаны конечно классные, а все другие дороги от чешских трасс не особо отличались, хотя конечно тоже высокого качества. На другой день, разумеется, прокатились с ветерком, а нынче была просто очень хорошая широкая дорога. Но и у нас такие можно в Москве встретить. Правда, редко.
В Дрезден приехали часов в восемь вечера. Город поразил своей пустотой. Где все люди? - спрашивали мы сами себя. Улочки полны стоящих на обочинах машин, но порой на всём квартале одного человека едва ли увидишь. У нас так народ, наоборот, в выходные дни вываливает на улицы пивка попить, с детишками погулять, а куда немцы девались непонятно. Дома в основном частные, за мощными заборами, крыши все как одна крыты черепицей. Едем медленно – сто метров проехали, остановка, осмотр чего-то, сто метров - остановка. Давайте – говорю, приедем на место, а там видно будет. Улицы большей частью неширокие по одной полосе в каждую сторону а так как обочины были потно заставлены машинами то пробираться нужно было аккуратно. Как я заметил, немцы предпочитают свои машины, большинство AUDI, BMW, ну и мерины конечно. Вторые по количеству японские машины. Американских видел всего пару.
Навигатор привёл нас прямо к входу в отель Prinz Eugen. В бесшумном вестибюле за стойкой сидел с невозмутимым лицом строгий молодой немец который сносно говорил на английском. Я подал ему уведомление о бронировании, которое ими же было послано мне по Интернету, и немец сказал, что комната нас ждёт. Здесь тоже всё было на высшем уровне – кругом всё вылизано и вычищено. В принципе такое было везде, поэтому восторгаться по этому поводу я больше не буду. Первый раз получили от комнаты не обычный ключ, а пластиковую карточку. На двери в номер маленький прибор со щелью, проводишь внутри щели карточкой, дверь открывается. Впрочем, наверняка вы такие в кино видели, так что зря объясняю. В душевой первый раз в жизни увидел бесконтактный кран – подносишь руки к крану, вода льется, убрал, кран перекрывается. Немецкая страсть к экономии в чистом виде. Номер на этот раз состоял ещё и из кухни, правда, совсем маленькой. Опять таки все по очереди в душ, а потом, поскольку время ещё позволяло, пошли гулять, тем более надо было поужинать и город посмотреть хотелось.
Дрезден, на мой взгляд, можно назвать типичнейшим городом Германии. В немецкой литературе он получил название — Флоренция на Эльбе за самобытность и архитектуру. Разумеется кругом чистота и порядок, никакого мусора, открытая земля только в клумбах, которых, кстати, очень много. Так же изобилие цветов – на балконах, в окнах, на перилах, разделительных дорожках. Был субботний вечер, и магазины закрыты. Точнее не только магазины, а закрыто было всё. У них, как мы впоследствии узнали, такой порядок – по выходным ничего не работает. Увидели летний открытый ресторан, и обрадованные мы зашли поужинать. Там были столики в помещении и на веранде. Мы сели на открытом воздухе, так как напротив текла Эльба, за которой начинался высокий холм и вид напоминал нашу русскую природу. Через пару минут подошла официантка, которая знала, немного английский и поэтому мы смогли заказать себе жареную рыбу, котлеты, салат ну и там чай, кофе (потанцуем).
Вот уж действительно немцы они и есть немцы. Напротив нас сидели два молодых парня, и пили пиво. За те пол часа, что они были рядом с нами, они перебросились хорошо, если десятком слов. Посидят, отхлебнут пиво, скажут пару слов друг другу и снова минут десять молчат. Ещё там сидели дед с бабкой, тоже, кстати, с пивом. Те вообще сидели, смотрели куда-то вдаль, изредка пригубят пиво и ничего не говорили. И все они такие невозмутимые как дежурный в гостинице. И у всех пиво. Одеты в основном в шорты и сорочки с кротким рукавом или футболки. Напротив нас была улица, по которой через очень небольшие промежутки времени проезжали немцы на велосипедах. Потом мы ещё часто встречали велосипедистов на улицах Дрездена. Так как ехать в тот день уже не надо было никуда, то и я не раз подмигнув, кивал официантке на свою пустую кружку. После четвёртой кружки жизнь стала прекрасной, окружающий мир потерял устойчивость, и я дал себе твёрдое слово, что как приеду в Россию сразу куплю себе велосипед. Ну, если не сразу, то с понедельника начинаю новую жизнь.
Поужинав (42 евро), пошли дальше гулять. В городе три вида покрытия тротуаров – асфальт, плитка и какая-то мелкая красная то ли галька, то ли крупный песок, но они насыпаны как-то очень плотно. Машины стоят практически вдоль всех домов и притом впритык. Тем не менее, на каждой улице я видел свободные места, куда прилежании можно было впихнуться.
Но, пожалуй, самое большое впечатление на меня произвёл трамвай. Встреча состоялась так. Гуляем мы, значит, по тротуару едим мороженое, слева улица с трамвайными путями по середине. Эти пути у них утоплены в асфальт по самых верх рельс, и видны только блестящие полоски да узкие выемки для гребней колёс. Ещё когда мы въезжали в город, я обратил внимание, что при пересечении трамвайных путей они вообще не чувствуются. Даже стрелочные переводы сделаны вровень с улицей. В местах где асфальт стыкуется с рельсами, нет, не то что каких-то провалов, нет даже маленьких трещин. Некоторые улицы узкие и иначе как по трамвайным путям там вообще не проехать. Но это у них нормально. Так вот идём мы, как вдруг из-за плеча сзади вылетает что-то красное и сверкающее… Трамвай! Огромный, блестящий, так что вся улица отражается. Красавец – форма спереди скруглена, колёс вообще не видно (они закрыты пластиковыми накладками), уровень пола в салоне примерно полметра от рельс, то есть, чтоб попасть в салон надо лишь приподнять ногу от земли. На остановке я заглянул в салон – что-то среднее между салоном самолёта и кабиной изысканной иномарки. Сиденья стоят не на полу, а приделаны к стенке, а значит мыть пол под сидением очень легко (всё предусмотрели). Но главное ребята, это тишина движения. Ещё раз повторюсь, что он подъехал к нам бесшумно. На большой скорости слышно лишь лёгкое гудение электродвигателей и возникает впечатление, что он скользит на невидимых коньках по гладкому льду - никакого лязга, стуков колёс и грохота. Ничего! Я вспомнил наши Ярославские трамваи. Убожество!!! А скорость! На следующий день, когда мы уезжали, я пристроился к одному трамваю сзади и попытался посоревноваться с ним в скорости. Куда там! Этот бесшумный исполин как дунул только его, и видели, я быстро отстал. Возвращались мы в гостиницу по другой улице, и увидел я остановку, где трамваи разворачиваются – кольцо. Вышел вагоновожатый в белоснежной рубашке, выглаженных брюках и блестящих ботинках - весь, как и его трамвай. Хотел я покататься, но вагоновожатый так и не смог мне объяснить порядок оплаты за проезд, а пассажиры тоже лишь смущённо улыбались и если и объясняли мне что-то то по-немецки. Можно было бы поехать “зайцем” но я постыдился. Что ещё особенно – на улицах почти никого нет, в самом салоне лишь несколько человек, но трамваи всё равно ходят весьма часто. Этот трамвай вызвал у меня противоречивые чувства. С одной стороны восторг и с другой горечь – ну почему на наши трамваи без слёз не взглянешь? И если бы только на трамваи! Что там говорить – вся страна один большой Ярославский трамвай.
Вернулись в гостиницу уже поздно, наверное, все другие постояльцы уже спали. Но мы всё ходили, заглядывали в окна первых этажей, пытаясь увидеть, как живут немцы, смотрели на афишах какие фильмы в кинотеатрах идут. Еще когда мы только приехали, я обратил внимание что на кухне в номере лежали приготовленные напитки, шоколад, вино, и кое-какие закуски. Рядом лежал ценник. Видимо, если поесть и попить, то потом надо с ценником идти на стойку, и они впишут это в стоимость ночлега. При этом, когда на следующий день мы уезжали, то никто не приходил и не проверял, съели мы чего или нет. То есть можно было всё выпить съесть и, не заплатив уехать. И комнату перед отъездом никто не проверяет на предмет того, не спёрли ли чего постояльцы. Там вообще очень много на доверии.
Читать дальше>>>
|