Это моя 4-ая поезка в Скандинавию. Целью этого отчета не ставилось описание Скандинавских красот. Отчетов по посещениям Норвегии, Лапландии и Шведо-Финляндии в целом в И-нете имеется великое множество, и я их традиционно использую при планировании своих маршрутов. В качестве резюме – в Норвегии – суперкрасоты, в Лапландии – тоже, в Скандинавии - хорошо и приятно.
Мы "осматриваем" Скандинавию сегментарно. Первая поезка 2003 года была посвящена окрестностям Скандинавских столиц и южно-норвежским фьордам. Поездка 2005года была посвящена северу финской Лапландии и норвежским окрестностям НордКапа, и поездка 2006 года – Шведской Лапландии и региону Трондхейма в Норвегии. Таким образом, предположительно самые красивые места в Норвегии (Берген и окрестности) – еще ждут своего часа! (Хотя мы планировали попасть туда еще в 203 году, но поехали туда в конце апреля, и не смогли добраться туда из Осло по причине снегопадов в горах.).
Допускаю лишь, что данный отчет может оказаться полезным для автопутешественников, планирующих свои маршруты в "охваченный" регион. В нем подробно описаны маршруты по конкретным дорогам, места парковок, заправок и т.д. Надеюсь, что читателей не будут смущать ссылки типа "где мы были в прошлом году" – дорог на севере Скандинавии не так много, некоторые маршруты накладываются друг на друга, к тому же за прошлые поезки мы накопили некоторые "персональные пристрастия" – и уже сформировали список особо полюбившихся мест в Скандинавии, которые приятно посетить во второй (и не только..) раз.
Общая информация:
Автомобиль – Mitsubishi Lancer, 2004г, пробег на начало поездки – 105,760км.
Day1 -- 18.08.2007
13-00 – Выехали и Васкелово, без проблем доехали до через Лукойла за Выборгом, заправились до полного, спешим к таможне. При подъезде очередь – 500м, медленно, но верно движется, через час въезжаем в таможню, там все очень медленно. Обратили внимание сотрудников на сей факт медлительности (паспортный контроль пройден, ждем погранцов для формального осмотра машины, очередь стоит..), в ответ нам пообещали при следующем таком факте "вопиющего поведения" отправить в бокс углубленного досмотра... Далее за 5 минут (!!!) проходим финнов (количество людей, выезжающих из России, равно количеству въезжающих в Суоми, там 1.5 часа – тут 5 минут. Традиционный российский идиотизм, к которому, к сожалению, вынуждены привыкнуть.... В Лаапенранте традиционно закупаем продукты в Liddl_e и определяем маршрут на сегодня, в смысле, где парковаться на ночь, то есть, до куда ехать. Предварительно решаем завтра доехать до Рованиеми, поэтому на сегодня решает доехать до известного по прошлому году кемпинга в Йотсе (Joutsa), завершавшего нашу прошлогоднюю скандинавскую поездку. Погода стоит весьма переменчивая, то ливни, то солнце, так что имеет смысл не мочить лишний раз палатку и остановиться в льготном домике за 20Э, где мы были в прошлом году. Таким образом, по 13 дороге отврачиваем на Миккеле, далее по дороге 381 на MantyHarju, далее по указателю на Pertunmaa, на дорогу 428 на Йотсу. Покрутились по Йотсе, так как при въезде с этой стороны отсутствует отворот на интересующий нас кемпинг Tampinmylly. Находим нужный отворот у Йотсуы на дорогу 616 и через 6км подъезжаем к отворотке на кемпинг. Селимся в чудном домике (2.20 х 2.20 х 2.20) в 5 м от озера, купаемся, ужинаем традиционной Лазаньей. Здесь прохладно и приятно, после 10дней 30-градусной жары в СПб. Чудное озеро – задача – выспаться и завтра проехать около 750 км до Рованиеми...
352км
Day2 -- 19.08.2007
После утреннего купания и сборов покинули кемпинг в Йотсе и выехали на дорогу №4 (Е75) на Ювяскюле. Путь далее лежал имеено по этой трассе. Хорошо знакомый путь, уже дважды проделанный за предыдущие 2 года. Незаметно (за 4,5 часа) доехали до Оулу, в пригороде которого (Kempele) – по опыту прошлогодней поездки заправились на Shell_e (как оказалось позднее – весьма льготно – 1,304Э, севернее – бензин оказался дороже) и в Lidl_e. Забавно – бензин в Суоми с июня подешевел на 5% (хотя турсезон тут еще не закончился), в России за это же время – подорожал на те же 5% - ну как тут не любить Родину... Дальнейшая цель – пляж на Ботническом заливе, который мы обнаружили на обратном пути в прошлом году- между Olhava и Kuivaniemi у заправки Seo. Там устроили пикник с купанием, "погрелись" часик на северном солнце. (Надо отметить, что тем-ра здорово упала – термометры на трассе показывали +16-17С, что, правда, очень комфортно для автоперемещения. Одетые в спорткурты финны с любопытством "зыркали на нас, купающихся... Далее, за Kemi, отвернули на север по той же дороге №4 (Е75) на Рованиеми. Куда и прибыли без приключений к 19-00. Проехали мимо господствующей над городом сопки Ounasvaara, на которую забирались по пути на НордКап в 2005г. Для парковки был выбран кемпинг LA13 по каталогу, в 4 км от города по дороге 81 на Куусамо. Он приятно расположен на берегу KemiJoki, впадающей в Ounasjoki, с видом на Ounasvaara. В качестве вариантов размещения предлагался домик на 2 чел, но огромной площади, за 35Э (каталог кемпингов обещал 25Э..), но мы выбрали парковку для палаток на самом берегу реки. Ставим палатку, купаемся, ужинаем, опять купаемся. Весьма бодро, к вечеру тем-ра опустилась до градусов 12. Ну ничего, мы же в 4 км от Полярного круга. Вот завтра и направимся в офис Санта-Клауса...
644км
Day3 -- 20.08.2007
Утром было совершено традиционное купание в KemiJoki, и начаты сборы, но неожиданно закапал дождик! Поэтому завтрак и запаковка получилиь сумбурными... Однако, дождик быстро исчерпал себя, и мы, еще раз "посетив" KemiJoki, покинули кемпинг. В Рованиеми посетили традиционный Lidl и заправку, затем поехали в Santa Village, еще раз отметились на Полярном круге. Затем вернулись обратно по 4 дороге (Е75) в Рованиеми, и там отвернули на дорогу 79/83 на Pello/Muonio. В Sinetta отвернули просто на дор.79, на Muonio. И тут по обочинам появились "тучи" грибов. Белые, красные, подберезовики и т.д. Таких количеств я еще в жизни не видел...... Не приходилось мне еще бывать в этот сезон в Лапландии. Выглядит, как фантастика для грибников. Специально останавливались, чтобы сделать фотки таких "приобоченных" полянок. За Kittila, у селения Sirkka расположена сопка Levi (530м). На нее можно забраться на фуникулере, называевом Gondoli (мода на итальянцев...?).... За 6 Э можно забраться на сопку, погулять на вершине, откуда открываются симпатичнейшие виды на лапландские пейзажи (озера, леса..) и спуститься вниз. Так мы и поступили, о чем ничуть впоследстии не пожалели. Далее по плану был намемеен пикник на озере Jerisjarve, которое мы решили объехать не по дор. 79, а по малым дорогам – с севера. Ищем подъезды к озеру, но на всех отворотках к озеру стоят частные коттеджи. В итоге, объехали озеро, вернулись на 79 дорогу, но отвернули обратно, к Levi, и через 2 км обнаружили полянку у озера, где и устроили купание и пикник. Пока спускались от машины до воды (30м) – обнаружили кучу грибов – не удержались, собрали с десяток наиболее достойных (белых и красных), и в Muonio заехали в маркет, чтобы приобрести недостающие инградиенты для грибного супа..!
И еще – в этом регионе Суоми очень массово представлен не только российский ("десятое сем-во"), но и советский автопром в виде "жигулевской классики" - видели и "копейки", и "13-ки" и пятые модели - все в отличном состоянии, у нас таких уже не встретишь – хороший климат или уход...? Далее в том же малельком городке Muonio отвернули с 79 дороги на Е8 в сторону Норвегии. Едем через лесные лапландские массивы, болота, озера, фотографируем виды... Достойных видов очень много, еще массово бегают олешки по дороге.. Дорога идет вдоль реки (или озера...?), на другом берегу которого(ой) – Швеция. Но после Kaareuvanto, где есть последняя отворотка на другой берег в Швецию, паралельная дорога со Шведской стороны заканчивается, и теперь там только сопки и леса – красиво...! Запланировали остановиться на ночь в Kilpisjarve – последнем пункте в Суоми перед Норвегией, но тут нас ждал облом ! В Kilpisjarve масса кемпингоподобных мест, но поставить палатку с доступом к электричеству – не предлагается!!! Нас это совершенно не устраивает. Кроме того, места для парковок крайне удалены от озера, что также неприемлимо. Решаем двинуться в Норвегию. Дорога поднимается на плато, изобилующее чашами с водой, а затем переходит в каньон реки, местами весма глубокий и впечатляющий. В 10 км не доезжая Skibotn, который стоит уже на фьорде, на берегу реки обнаруживается кемпинг, не указанный на карте, очень большой, но практически пустой, поэтому решаем его игнорировать. Но, при приближении к побережью, над горами виднеются тучи, весьма близкие к грозовым. Мокнуть-то неохота... Но едем вперед. И вот, показался фьорд.. Вершины обрамляющих его гор покрыты снегом, причем – это южные склоны! Выезжаем на трассу Е6, отворачиваем на Skibotn, и не доезжая самого города, обнаруживаем симпатичный кемпинг, в соснах, правда, далеко от фьорда. Паркуемся, хозяйка не говорит по-английски, но ее работник нам помогает.Потом выясняется, что он тоже бывал на Шпицбергене, даже в Баренцбурге. Беседуем, и он рекомендует нам пляж за Skibotn, в паре км от кемпинга. Куда мы и отправляемся, чтобы окунуть тело в холодную соленую воду - героически... Затем возвращаемся в кемпинг (в Skibotn есть другой кеминг, прямо на берегу, но мы уже оплатили наш кемпинг, и успокаиваем себя тем, что продуваться ветром в палатке на берегу – не лучшее удовольствие). Ставим палатку и варим грибной суп, потребление которого обильно сдабриваем "Путинкой"... Небо, тем временем, совершенно очистилось, дождя не ожидается, но ОЧЕНЬ прохладно... Ночь обещает быть бодрой. В кемпинге обнаружена сауна, но как ей пользоваться – неясно, ибо даже душ стоит 10 крон, а разменять деньги на мелкие уже невозможно, в 20-00 ресепшн закрылся, ибо, как известно, норвеги не перетруждают себя. Ну ладно, еще чутьПутинки, и в палатку... Как никак, мы на 70 градусе, почти Арктика... Завтра собираемся в Тромсе. Мы ведь были в этих краях в 2005году по пути с НордКапа, но Тромсе пропустили из-за цейтнота. А дорога на Лофотены проходит именно через него...
519км
Day4 -- 21.08.2007
Ночью было ОЧЕНЬ бодро... Утром было обнаружено 2 неприятных момента – во-первых, никого на ресепшне – а хотелось разменять крон для посещения платного душа – благо помогли соседи-немцы из Кельна (за что были "одарены" СПб-сувениром), и норвежский бомжеватый мужик, появившийся неизвестно откуда, чахоточно кашляющий и попросивший пива (пиво ему было предоставлено, причем, увидев наши запасы, он затребовал вторую бутылку..) В итоге с задержкой – в 10-00 покинули кемпинг, выехали на Е6, доехали до NordkjosBotn, где заправились на том же Shelle_e, что и в 2005 году, но не за 9 крон, а за 12 – блин, ну и инфляция на бензин в Норвегии!!!
Далее – отвернули на Е8 на Тромсе – очень живописная дорога вдоль Bals-фьорда и через горную долину. Много фоткались, и за час добрались до Тромсе. Быстренько осмотрели город, симпатичный, но норвежская природа круче!!! Поэтому, следуя рекомендациям справочника "Полиглот", отравились в деревеньку Grotfjord, где был анонсирован самый замечательный в Норвегии северо-атлантичекий пляж. В Тромсе – через длиннющий туннель выехали на дорогу 862, через 20 км отвернули по указателю на Tromvik, и через 16 км живописной дороги приехали в означенную деревню, где был обнаружен тот самый пляж, где я окунул свое тело в атлантические воды – 69градусов46 минут северной широты – пока моя самая северная точка купания... Далее – тем же маршрутом обратно в Тромсе, под дождем, в Тромсе – через туннель,однако так и не поняли, как мы миновали мост через фьорд, по которому въезжали в Тромсе.... Опять-таки обратно по Е8 в NordkjosBotn, дождь, фотки и заправка в NordkjosBotn. Отвернули на Е6 на Нарвик, по известной с 2005г дороге. Периодически идет дождь. В принципе, планируем остановиться, не доезжая Нарвика, чтобы завтра по Е10 отправиться на Лофотены. Делаем пикник, и, глядя в карту, взятую вчера в кемпинге, решаем осмотреть водопад StromsliFossen на дороге 847, но вскоре обнаруживаем, что эту отворотку мы уже успешно пролетели. На той же карте обнаруживаем указатель на водопад StorFossen у дороги 825, обнаруживаем оный, осматриваем и движемся далее к Нарвику. Тут нас постигла неудача. Надо было остановиться в ближайшем кемпинге, не доезжая Beirvik, откуда Е10 отворачивает на Лофотены. Мы ж решили остановиться ближе к Нарвику, но 2 имеющихся на протяжении 30 км кемпинга были признаны малосимпатичными для ночевки... Таким образом, мы доехали до пляжа в 20 км от Нарвика, где купались в 2005 году (68градусов сев.широты) и дарили шведско-немецкой паре "Путинку" (мое нынешнее купание заслужлило аплодисментов пассажиров 2 финских кемперов, отдыхавших на парковке у пляжа). Далее решили двинуть по указатели в кемпинг Нарвика, но он тоже очень несимпатичен!!! Мне кажется, что я уже обращал внимание на этот факт в 2005г, но память подводит... По очередному указателю на карте ищем кемпинг в районе Beisfjord за Нарвиком, отворачиваем на юг по дороге без указанного номера на одноименное селение – 10км в оба конца – кемпинга нет!! РЕШАЕМ – изменить (инвертировать по направлению) маршрут по осмотру Лофотенов – и направляемся в знакомый по 2005г кемпинг в селении Ballagen (побратиме Тосно, кстати). Еще 30км на запад по Е6 от Нарвика. Теперь нам придется осматривать Лофотены "по часовой стрелке" и возвращаться на материк по Е10 через Beirvik и въезжать в Швецию не по дороге 95, а по Е10, через Кируну. Ну и ладно, ибо в кемпинге мне предоставили расписание паромов, и маршрут ныне кажется весьма разумным. Просто я хочу в Швеции еще прокатиться через Лапландию, по полюбившимся с прошлого, 2006г, местам. И это теперь видится возможным, с учетом обновленного маршрута! Хочу попасть в кемпинг в городе Арвиджар, где в прошлом году видел сауну на плоту в центре озера, но это придется уточнить после посещния Лофотенов... А в кемпинге ждут очередную группу туристов по обмену из Тосно.. Готовимся ко сну - дождя не ожидается, но ночь опять точно будет бодрой...! А завтра у нас запланировано 3(!!) парома. График напряженный, и нужен отдых...
514км
Day5 -- 22.08.2007
Утром – подъм в 7-00 по местному времени, быстрые сборы (ибо проглядывает дождь, хотя ночью было тепло и сухо, плюс у нас сегодня по плану Лофотены, для чего потребуются 3парома, от расписания которых мы сильно звисим) и купание во фьорде. В 9-00 – отъезд, быстро заезжаем в маркет в Ballangen_e и летим по Е6 к городку Starberget (этот городок стал крайней точкой нашей скандинавской поездки в 2005году). В нем шоссе Е6 прерывается, и весь трафик садится на паром, направляющийся в Bognes. Паромы ходят достаточно часто, время в пути минут 25, но мы хотим подгадать паром на 10-00. Дело в том, что хозяйка кемпинга дала нам прошлогоднее расписание паромов на Лофотены (Skutvik - Svolvaer), и там значится паром в 11-30, и потом большой перерыв. И мы угадали – в 10-25 мы сходим на берег с первого парома в Bognes, пролетаем 60км. Отвернув с Е6 на дорогу 81, и в 11-15 мы в Skutvik_e.! Видим очередь на паром, дедушка из машины впереди, заметив наши номера, подходит пообщаться, действительно паром будет в 11-30, время в пути – 2 часа, а сам дедушка, бывший моряк, живет рядом с Мурманском, в норвежском Киркенесе. И весьма сносно изъясняется на русском! Везет нам на русскоговорящих граждан на норвежских паромах... Загружаемся на паром, в дремоте плывем через фьорд. В 13-30 мы в "столице" Лофотенов – в Svolvaer_e. Мы спешим – собираемся доехать в самую западную точку островов - селение А' (именно так оно и называется). Кроме того, там же заканчивается трасса Е10... Не буду описывать красоты Лофотенов – все и так очевидно, и подобных описаний в И-нете много.. Вкратце сия цепчка гор действительно впечатляет, как и вся Норвегия. Коме того, это моя четвертая поездка на норвежские фьорды, мне здесь просто нравится, а горы - выше-ниже, или фьорд более суровый – это вопрос восприятия... Итак, летим на запад по Е10, много населенных пунктов – 60км-ч, и на одной из попыток обгона медленного норвежца – вовремя заметили полицию на парковке впереди – вернулись в свой ряд, и полицаи с удивлением проводили нашу машину глазами... Впечатлил 2км-тунель под одним из фьордов, и особенно пейзажи, когда трасса Е10 выходит на берег Атлантики – скалы, волны, обрывы. Ближе к концу трассы, наблюдалось любопытное явление – дорога местами (необоснованно) сужалась, а мосты через проливчики вообще стали однорядными, а перед ними уставливается светофор. Экономия строителей – видимо, но неясно зачем, с учетом общих масштабов и предполагаемых затрат на строительство дорог в этих регионах... Доезжаем до А, фоткаем конец Е10, поворачиваем назад, много фоткаемся на отмеченных по пути туда поинтах... Надо отметить, что сразу после нашего "приплытия" на Лофотены начался дождь, периодически переходящий в ливень. Дождь не прекращается, и даже фотосъемка становится весьма затруднительной, в машину возвращаешься практически мокрым... Так что начинает озадачивать вопрос грядущей ночевки – уж очень вокруг мокро, промозгло...
По пути попадается симпатичный фьорд с голубой водой и белым песком – почти тропики... Сфоткались с загорелым голым торсом (наш летный загар еще цел..) почти Багамы, и вызвали этим смех припаркованных рядом норвегов..
Наконец, в 18-00 возвращаемся в Svolvaer, заправляемся (по карточке – кеша в наличии ограниченное кол-во, а впереди еще 1 паром, платные мосты и вообще, неясно,сколько дней мы еще будем в Норвегии). Летим в Fiskobol, откуда ходит паром в Melbu, ибо мы собираемся после Лофотенов посетить архипелаг Вестеролен. Также надеемся, что паром ходит в кратное целым часам время и стараемся успеть к 19-00 (33 км за полчаса, прибываем в 18-45, упираемся в солидную очередь, ождающую парома. Это вселяет надежду – выясняем, что следующий паром в 19-15, в пути - 25 минут. В итоге – в 19-45 съезжаем с парома в Melbu – далее по Е10, ищем кемпинг. Погода дразнит – то ливень,то легкие капли дождя. Все-таки хотим поселиться в домике. Тут начинаются неудачи. Съезжаем с трассу по первому знаку кемпинга в каком-то городке (название не запомнилось) – он расположен где-то в леске далеко от фьорда – домик + 400NOK, не нравится. По карте – следующий кемпинг – в Sortland – туда и летим, даже иногда засвечиваемся в камерах контроля скорости.... Надо отметить, что на Лофотенах мы видели много дополнительных кемпингов, не показанных на нашей карте, а вот здесь – НЕТТТттт, их просто нет. Кемпинг, обозначенный в Sortland-e, больше напоминает мотель, медлительный хозяин долго перечисляет доступные опции – упирая на номер в мотеле за 950NOK – что дороже расценок Шпицбергена!!! Домики – от 450 NOK, стоят плохо – оперативно решаем ехать в замую дальнюю точку Вестеролена – Andenes, где на карте показан кемпинг, откуда плавают смотреть китов (нас это менее интересует..) – но "крайняя точка" – это всегда наша цель! Переезжаем мост чере фьорд в Sortland-e, поворачиваем с Е10 налево на дорогу 82, на Andenes. Беспокоит время – уже 20-30, даже чуть темнеет, норвеги уже ложатся спать, а где ночевать – неясно. Плюс – опять начался ливень! Летим на пределе допустимого скоростного режима. В одном месте с трудом умудряемся объехать некое лисо-подобное животное, замачаем еще одно такое же и другое, напоминающее крупного бурундука, перебегающих дорогу, и летим дальше. По пути попадаются несколько не-впечатляющих кемпинго-подобных предложений, но летим в Andenes. На карте в районе Risoyhamn показан платный мост, который на практике оказывается бесплатным – приятная неожиданность! В 22-00 мы в городке, есть указатель кемпинга на въезде, объезжаем город (перед нами также крутится новая 5-ка BMW с норвежскими номерами, похоже, тоже ищут...). Не находим ничего! ЕЩЕ при въезде в городок заметили табличку с указателями 2 кемпингов в 6 и 18 км от города по другой дороге. Делать нечего – едем туда – первый кемпинг в Bleik_e – не обслуживаемый пара палаток на берегу, правда, с электричеством, удобства – в 200м через дорогу, анонсированных домиков не обнаружено. Делать нечего, едем далее - в Stave, где в нашей "полиглотовской" книжке, кстати, обещан кемпинг с домиками – еще 12 км по серпатину вдоль Атлантики. В 22-30 – мы у цели. Но тут, о ужас, все как вымерло. Видны 3 темных кабинки + один кемпер на поляне. Дом ресепшна затемнен... Обегаю его кругом – на мои телодвижения выходит дедушка – видимо, хозяин, и объясняет, что кабинки не сдаются, но есть 3 комнаты мотельного типа, одна из них, с душем и кухней, сдается за 500NOK, но "уступается" за 400! Гибкость – вот удача! Тут мы и паркуемся.. Дождь-таки заставил нас на время отказаться от кемпингов в пользу цивилизованного отдыха. Кроме того, это провоцируют СМСки из СПб, анонсирующие жару на родине.... Решаем максимально отдохнуть, и завтра направиться в сторону Швеции. Коме того, Вестеролен сам по себе существенно менее интересен Лофотенов – ландшафт практически плоский, фьорд, вдоль которого идет дорога 82, более чем зауряден, видимо, все справочники завлекают сюда туристов не видами, а возможностью сплавать посмотреть на китов. Симпатично, но поводов задерживаться здесь – немного... Так что завтра махнем в сторону Нарвика. И сегодня – отдых....
569км + 3 Ferry (в сумме 3 часа!!)
Day6 -- 23.08.2007
Приятно ночевать в домике, когда за окном хлещет ливень и суперветер с океана... тем не менее, это признак ленности, все-таки мы старались вести именно camping-life///. Утром после сборов я поплавал в океане, северная Атлантика в Stave показалась теплее предыдущих пляжей... А как все выглядит... От домика до пляжа с белым песком и голубой водой – 40 метров через дорогу, вокруг – ни людей, ни строений... Только чайки и волны. Кстати, очень сильные волны, и ветер тоже, вспомнилось мне мое первое купание в Тихом океане в Калифорнии... Подарили дедушке – хозяину кемпинга магнит с С-Пб, и в 10-15 выехали в обратный путь. Решили ехать не через Andenes, а по другому берегу архипелага, до Nordmеla, затем поперек острова через 15км через перемычку вернулись на вчерашнюю дорогу 82, через оказавшийся (вчера) бесплатным мост. И опять начался дождь... Когда мы вернулись к мосту в Sortland_e, и отвернули на Е10 на Нарвик, это уже опять был ливень. Это стало последней каплей при принятии решения о переезде из Норвегии в шведскую Лапландию. Едем по Е10, дождь, фьорды, горы, кругом вода... Подъежаемк мосту TjeldsundBrua, по карте – он платный, а на деле – нет.. Приятно, и мост такой впечатляющий... За этим мостом трасса е10 становится более "скоростной", практически везде – 90 км-ч. Незаметно подъежаем к Bjervik, где были всего 2 дня назад, последняя норвежская заправка и шопинг. Далее трассы Е0 и Е6, временно совпадающие, расходятся, нам на Е10, в Швецию, на Кируну – повторяем маршрут 2005года. Последняя фотосъемка на поинте, где виден фьорд, затем вверх, в гору.. Далее дорога идет через скалистое плато. На меня это место производит трудно передаваемое впечатление. Каменистые чащи с водой, в июне 2005года они еще подпитывались тающим снегом, и сейчас дождем... Мне почему-то кажется, что древние люди жили именно в таких местах.. Здесь куча расщелин, пещерок и т.д. Вдруг из одной из них выберется существо в шкурах и с дубиной, ИЛИ.. доистоическое животное.... Причем в некоторых чащах гранит отполирован (видимо, водой) до строгих прямоугольных форм – как будто ручная работа... На одной из этих чаш, той же, что и в 2005г, купаемся, фоткаемся и устраиваем пикник.... Очень не хочется, но надо ехать вперед. Переезжаем в Швецию, в тамошнюю Лапландию, дорога постепенно идет под уклон, не такой быстрый, как подъем в Норвегии, и изменение ландшафта оченьзаметно. Малые чаши в Швеции переходят в формат крупных озер, одно из которых протянулось вдоль трассы км на 50, чуть ли не до самой Кируны... Дождь закончился, о, удача... Оказалось, это временно... Едем - наслаждаемся дорогой – 90 кмч, горки, подъемы, вода.... Вода течет отовсюду. Красотища... В качестве места для парковки предварительно выбираем городок Gallivare, в 140 км за Кируной. Мне очень хочется заехать в городок Arvidjar, который стоит на пересечении дорог 45 и 95. Таким симпатичным показался мне он в прошлом году, там был замечен приятный кемпинг в соснах на озере, в нем – сауна на плоту в центре озера, а вокруг – озера и сопки, особенно по дороге 95 на Arjeplog. Но уж очень он в стороне от нашего текущего маршрута. И при подъезде к Gallivare опять начинается дождь! Без каких-либо тенденций к прекращению. Так что выбор места ночлега предопределен. Все кабинки в кемпинге Gallivare заняты, селимся в комнатах в домике-хостеле. Весьма симпатично... Кемпинг стоит на реке, пляжа незаметно, девочка на респшне указывает городской пляж на озере в 1.5км, но идти под дождем туда неохота, ехать невозможно после распития пива. Ужинаем, и к моему великому удовольствию обнаруживаем разумное место для купания в реке прямо в кемпинге!. Купание в лапландской (причем, не очень прохладной) реке – потом под дождем по дороге в наш домик. Чуть пообщались с соседями – итальянцами из Турина – они прилетели в Стокгольм, взяли напрокат машину и путешествуют по Скандинавии.
Составляем планы на завтра. Мне хочется еще понаходиться в Лапландии (с учетом того, что за ужином просмотрели в очередной раз фильм "Кукушка"). Думаю, завтра покрутимся по Швеции, а на ночь переедем в Суоми.
549км
Day7 -- 24.08.2007
И почему шведы так рано просыпаются...? В 5-40 утра наш хостел уже шумел отъезжающими гражданами. Пришлось пробудиться в 6-30, обрадоваться солнцу, замеченному впервые за последние 4дня, искупаться в речке и покинуть кемпинг в 8-00. Совершили краткую автоэкскурсию по городку Gallivare, чуть подзаправились на местной бензоколонке с заправочными автоматами очень старого образца и выехали по дороге 45 на Jokkmokk (Небольшое отступление – эта дорога является не-прямым путем для попадания на Родину, но я настоятельно рекомендую путешествующим по шведской Лапландии при прокладке маршрутов уделить внимание дорогам типа 95, 45 и 97 и т.д. Вдоль них можно наблюдать потрясающие лапландские пейзажи – сопки, озера, порожистые реки, леса). Так и в этот раз вдоль трассы 45 за Porjus_ом был обнаружен потрясающей красоты каньон реки - вдоль которой проходит дорога. В Jokkmokk продолжили движение по дороге 45, через 70 км отвернули на дорогу 374 к водопаду Studforsen (Еще одно замечание - дороги этого класса в Швеции весьма скоростные, даже в большей степени, чем дороги с индексом Е... разрешенная скорость чаще всего составляет 110км-ч, а также 90км-ч). Указанный водопад мы осматривали в прошлом году, он заслуживает внимания, поэтому посетили его и в этот раз, устроили там пикничок на гранитных камнях, поплавали в "чаше", образованной водой на одном из ответвлений водопада. Далее по дороге 374 доехали до селения Alvsbyn, повернули на дорогу 356 на Boden. В Boden_e (дстаточно крупный город), заправились и продолжили движение по дороге 356 до пересечения с трассой Е10 в Morjarv. Там повернули как бы в обратном направлении, на север, на OverKalix – получился вот такой круг по Лапландии – совершенно обоснованный, для любования природными красотами. В OverKalix повернули на восток в сторону Суоми, сделали короткий привал на реке kalixElven и вознамерились переехать в Суоми. Тут произошел казус. Дело в том, что с трассы Е10 мы отвернули по указателю на дороги 98 и 392. Эти дороги потом расходятся, и нам надо было отвернуть на 98, чтобы попасть в Финляндию через OverTornea. Мы же ошибочно пропустили нужный отворот и ошибку свою обнаружили только вновь "пересекши" полярный круг – в итоге пролетели на север почти 40 км, за что штерман получил заслуженное внушение. Разворачиваемся и летим обратно к реке kalixElven (где только-что купались), отворачиваем на дорогу 98, для успокоения нервного раздражения обнаруживаем симпатичный пляж на озере в 20 км от Суоми, приезжаем и заправляемся в OverTornea, и через (по)приграничную реку torneaElven перебираемся в Финляндию. Там по дороге 930 едем на Рованиеми - достаточно быстрая дорога, 100км-ч, местами 80км-ч. Далее выезжаем на трассу Е75(дор.4) в Muurola, поворачиваем на Рованиеми, куда и прибываем в 18-45. В нем отворачиваем на дорогу 81 на Куусамо. Посещаем знакомый Lidl. Время позднее – дл ночлега выбран кемпинг (LA05 – по каталогу), расположенный на неизвестной дороге между дорогами 81 и 82 в районе KemiJarve. Дорога 81 нам тоже известна по 2005году, мы тогда останавливались в кемпиге в Posio – в этот раз хотим чуть изменить маршрут. Дорога весьма быстрая и живописная – проходит вдоль реки kemiJoki – с весьма приятными пейзажами. Через приблизительно 55 км обнаруживаем указатель на город Kemijarve, нам-то надо не туда непосредственно, а на одноименное озеро, причем кемпинг, судя по адресу, расположен на малой дороге в 26 км от самого города. Та ли эта малая дорога? Едем по ней 3 км, интуиция и карта подсказывают, что это другая дорога, не показанная на нашей карте. Возвращаемся назад, переезжаем через реку через плотину, через 10 км проезжам контрольную точку - отворот на Ranua – едем верно, наш отворот следующий. Там и поворачиваем по очередному указателю на KemiJarve, опять переезжаем реку и обнаруживаем, что первая испробованная дорога тоже привела бы нас в данную точку. Ну и ладно, едем по дороге 944 на KemiJarve, и на искомом 26км (Все знают, как реализована нумерация довов в Суоми,-- дом 2610 всегда располагается на расстоянии 26км100м от развилки дорог...) обнаруживаем наш кемпинг. Очень симпатичный, прямо на берегу озера, всего 1 машина. Снимаем домик у озера за 20Э. Дешево и приятно, особенно после норвежски цен. Купаемся, в этот момент рядом паркуется машина с финскими номерами, откуда вылезает пара граждан, удивленно жестикулярующая в адрес нас, купающихся...
Говорят, что купаться в такой холод можно только изрядно приняв русской водки. Что ж, немедленно вручаем им бутылку Путинки. В завязавшейся беседе выясняется, что граждане – голландцы, путешествующие на арендованном авто по Суоми, а перед этим они как раз побывали в СПб, где их чуть не ограбили в метро, + другие приключения. Водка гражданам понравилась, но купаться так и не решились... Мы же повторили эту процедуру после ужина. И как правильно было решено ночевать в домике - в 22-30 начался дождь, хотя по словам местных граждан больше недели в эти местах стояла отличная сухая погода – видимо, это мы захватили дождь из Норвегии...
Итак на отдых, после проделанных 727км. Нам до дома осталось около 1000км – это на 2 ночевки и 3 дня, ибо планировавшаяся поезка в Карелию отменилась (мы собирались вернуться в СПб вокруг Ладоги через Сортавалу и Петрозаводск, но наши друзья не смогли прибыть в Петрозаводск в оговоренные сроки..). Так что теперь мы не торопимся, будем искать хорошую погоду и приятные места в Суоми.
727км
Day8 -- 25.08.2007
Утром опять пошел дождь!! Паковались и купались под моросью, прощались с голландцами под дождиком, выехали по дождем, и в городок KemiJarve прибыли уже под ливнем. В KemiJarve отвернули с дороги 944 на дорогу 82 ->5 на Kuusamo. Симпатичная дорога – сопки, озера, леса, причем весьма скоростная – в основном 100км-ч... Но все это под дождем... Заправились (очень льготно) в Suomissalmi, прибыли в Kajaani. В этом городке мы были этой зимой, когда отдыхали чуть южнее, в Iisalmi, а в Kajaani приезжали на "ознакомительную экскурсию". Далее отвернули на дорогу 6, проходящую параллельно нашей западной границе до самой Лаапенранты. На выезде заехали в Lidl, причем на парковке к нам "подвалил" русскоговорящий финн и попросил сигарет, мы думали - закурить, а он хотел купить. Вот таков приграничный бизнес... Но мы тут ему не помощники.. Затем направились далее с целью остановиться на ночь в кемпинге в районе сопки Koli, рядом с крупным озером Pielinen. Тут у нас начались некоторые приключения... Для парковки был выбран кемпинг, указанный в нашем справочнике как JS15, находящийся в селении Ahmovaara. Но найти его оказалось не совсем просто. Итак, мы свернули с дороги 6 на дорогу 504 по значку кемпинга, проехали 9км до селения Koli, там по схеме окружающих городков поняли, что выехали не к тому кемпингу, вернулись на 9 км назад на трассу 6, проехали 7 км вперед и отвернули в нужный кемпинг. НО, ! – анонсированных в справочнике домиков там не оказалось! На мой вопрос на ресершне Do You speak English – девушка смущенно ответила NO, а на последующий вопрос вполголоса "Может быть, вы говорите по-русски" – был получен ответ Да-да! Все-таки наши соотечественники угадываются всегда и везде... Но домиков тут нет, палатку ставить неохота, ибо пахнет дождем, решаем возвращаться обратно в кемпинг в Koli – назад 17 км... Далее из Koli продолжаем движение по дороге 504 по указателю на кемпинг, по дороге обнаруживается мини-кемпинг, не указанный в справочнике и не содержащий домиков, так что едем дальше, в кемпинг JS83 – Loma-Koli. Прибываем туда, а въезд перегорожен барьером, но можно въехать"в объезд". Так и поступаем, по-русски... В кемпинге признаки жизни практически отсутствуют. Ресепшн как вымер, причем, видно, давно, хотя на двери висит список с ценами на проживание, но телефон, указываемый в подобных случаях для вызова персонала, отсутствует. На берегу озера стоят 2 финских кемпера – я к ним, к счастью, дедушка в одном из них говорит по-английски. Выясняю, что эти 2 дедушки живут здесь "на свой страх и риск" уже 3 дня, хотя кемпинг похоже закрыт, типа off-season, за 3 дня тут никто не появлялся. Ехать дальше уже нет сил, время – 20-45. Ставим палатку, готовимся к ужину. Электричество, соответственно, недоступно, используем газовую горелку. Ужинаем под навесом некоего недостроенного сооружения, так как начинается гроза, ливень. Под этот навес приходит наш финский дедушка, угощаем его пивом, ведем беседу. Как там наша палатка под ливнем...? По завершении дождя обнаруживаем лужу под палаткой, передислоцирем ее на новое место. Купаемся в озере (уже ночь и темно, романтично...), затем до 24-00 сидим с финскими дедушками у костра, ведем беседы. Дедушка оказался весьма любопытным типом, сам – на пенсии, но полгода назад вернулся из Косово из гуманитарной миссии (видимо, результат деятельности Марти Ахтиссаари), там у него была girl-friend из Армении, так что весной побывал в Ереване. Так что жгли вместе костер на берегу озера, обсудили кучу вопросов, включая возможные последствия недавнего погружения нашего батискафа на Северном полюсе. Учитывая мое трепетное отношение к этой географической точке, где я дважды побывал в течение последних полутора лет, все было очень интересно. Однако, усталось берет свое, пора спать...
647км
Day9 -- 26.08.2007
Утром обнаружили на небе надвигающуюся облачность, зато наша палатка (вернее, ее тент) на ночном ветру полностью высох... После сборов, купания в приятном озере Pielinen, выехали из кемпинга (куда так никто и не приехал из его "руководства" – так что оплатить наше в нем пребывание оказалось невозможным...) на дорогу 504, вернулись в селение Koli , там повернули по указателю на сопку Koli. Прямо у парковки там имеется бесплатный фуникулер, поднимающий всего метров на 100, где расположен отель системы Sokos. Оттюда можно совершать пешие прогулки по сопке. С вершины открывается отличный вид на озеро Pielinen и многочисленные расбросанные в нем острова. Понаслаждавшись истинными финским пейзажами, возвращаемся к машине, далее по дороге 504 – обратно на дорогу 6, в Joensuu. Там заезжаем на заправку и шопинг, но толковых "промтоварных" магазинов мимолетно не обнаруживаем. Проезжаем через город, возвращаемся на дорогу 6. Выбираем для ночлега кемпинг JS23 в районе Kesalahti. По пути, чтобы "убить время", съезжаем на трассы на Kitee, проезжаем через этот традиционно сонный финский городок, далее едем в сторону трассы 6 к Puhos, пересекаем ее, и перезжаем на дорогу 71 на Савонлинну с целью "попадания" в интересующий нас кемпинг. Через 22 км поворачиваем на дорогу 4800 на Kesalahti, и через 8 км прибываем в нужный кемпинг, расположенный на озере Purovesi (мы уже отдыхали в коттедже на этом озере на ноябрьских праздниках 2006г в районе Kesalahti). Здесь нам впервые ФОРМАЛЬНО озвучили предоставление скидки 10% по нашей Camping Card Scandinavia – целых три Евро, надо же окупить ее приобретение в Швеции в июне этого года за 14Евро!!! Приятный кемпинг, симпатичный домик прямо на берегу озера. В планах было устроить ужин с грибами, ибо на горе Koli мы не удержались и собрали чуть-чуть "лисичек". Но тут – дудки!!! В окрестностях грибов не обнаружено (видимо, в этой части Карелии не было основательных дождей, лес очень сухой), зато была обнаружена приличная гадюка (что отбило охоту фривольно гулять по лесу в шлепках) и огромное кол-во брусники и черники (даже собрали пару литров за 15 минут). Таким образом, получился скромный грибной ужин с допитием накопившихся за поездку алкогольных напитков. Последняя ночь в Скандинавии, завтра придетя вернуться в СПб. Мы уже 600 км проехали вдоль нашей западной границы, но без малейшего желания пересечь ее в восточном направлении... Однако ж, завтра в Лаапенранту, и к дому...
Всего – 200км...
Day10 -- 27.08.2007
Утром с грустью «простились» с сезоном отдыха, искупались напоследок в финском озере и по дороге 4800 выехали на трассу 6 к Лаапенранте. Там совершили легкий шопинг и направились к пропускному пункту в Бруснике. Финнов прошли за 10 минут, на российской стороне быстро прошли паспортный контроль, а вот процесс сдачи деклараций затянулся на полчаса. Дело в том, что занимался этим служащий таможни в количестве «1 человек», но по неизвестной причине он на 20 минут отвлекся на беседу с водителем черного «Порша», вроде бы не перегонщиком, но что-то они обсуждали минут 20. В итоге, на границе образовалась приличная пробка, так что паспортистки даже закрыли свои окошечки… 16 машин стоят в 4 очередях на въезд, ждут, пока сей таможенник соизволит завершить свои беседы…. В ответ на деликатное напоминание на его должностные обязанности сей страж границы обещался вернуться к исполнению таковых, что и сделал минут через 10…. И вот мы на Родине – со всеми вытекающими, ибо после ХХ-дневного отсутствия всегда по собственной впечатлительности испытываешь легкий шок – от грязи по обочинам, от происходящего на дороге…. Замечено 1 улучшение – какие-то службы на наших глазах предпринимали попытку облагораживания той помойки, которая существует между Duty-free и таможней при въезде в Россию уже много лет… Все-таки какая-то положительная динамика.
На самый «приятный» сюрприз нас ждал в Сестрорецке. Про традиции мы заезжаем на пляж на Разливе, что на улице Мосина. При подъезде к означенной улице обнаружилось, что встречная полоса в сторону Выборга закрыта по причине замены асфальта, ибо вдруг на нашей полосе стали появляться встречные машины. При этом какие-либо знаки разделения полос отсутствовали… Поворачиваю я на улицу Мосина, и вижу 2 нескончаемых ряда машин мне навстречу, то есть второй ряд едет, собственно, по моей полосе. Понятно, что тут не до пляжа… Пробраться бы в город. Через 15 минут через сельский Сестрорецк выезжаем к ж/д переезду, ведущему с Приморского шоссе в Музей Ленина, тут все становится ясным. Все машины из города идет через него, ибо вся дорога через Сестрорецк, как раз от въезда до улицы Мосина закрыта для ремонта - обе полосы сразу (Много лет путешествую по Европе – там всегда закрывают движение по-полосно – дискомфорт, но движение остается адекватным..))!!! Казалось бы разумнее пустить транспорт на выход из города по одной из встречных полос, тем более, что сегодня понедельник, вечер, и существенно больше транспорта направляется на выезд из города - но ведь надо же было бы потрудиться, поставить знаки, разграничения. Нет, легче просто перекрыть дорогу… Ленность и идиотизм наших дорожных служб и соответствующих подразделений доблестной ГИБДД воистину не ведает границ...
В довершение всего, когда мы подъехали к переезду по второстепенной дороге, параллельной ж/д полотну (пересечь его со второстепенной дороги при нескончаемом потоке машин из города нет никакой возможности), прямо на переезде произошло легкое ДТП – притерлись поворачивавший налево рейсовый автобус и, по-моему, Форд, путавшийся сделать то же самое, но левее, как бы на встречке на переезде. Поток встал, мы воспользовались этим, пересекли с боем перекресток и через шоссе на Левашово выехали на кольцевую дорогу, откуда добрались до города. Вот интересно, как происходил разбор ДТП, и какое «наказание» понесет водитель Форда за маневр, сходный с обгоном на ж/д переезде. Но это уже совсем другая история. А пока будем ассимилироваться к жизни дома…
375 км
Итого за поездку 5 100км
|