1. Российским таможенникам без разницы, с какой целью вы собрались на Украину: для того, чтобы провести отпуск там, или для того, чтобы проследовать через страну транзитом. Их дело – оформить ваш выезд из РФ и действовать они будут по общей схеме. Могут ограничиться поверхностным взглядом на содержимое багажника, а могут и заставить заполнить выездную таможенную декларацию (внимание! с 23.04.2008 будет введена в действие новая форма!), так как, строго говоря, автомобиль – это предмет ВСЕГДА подлежащий письменному декларированию. Обычно же заполнять декларацию никто не требует, но если попросят – придётся подчиниться. Повторяем, заполнение выездной российской декларации и транзит через Украину никак между собой не связаны!
2. Нужно сразу сказать, что транзит через Украину затягивает переход украинской границы, причем как на въезде, так и на выезде. Из-за этого многие путешественники вообще о транзите не заявляют. Если же вам всё равно очень хочется оформить транзит, тогда читайте дальше:).
3. При въезде на Украину, нюансы, связанные с транзитом, начинаются с заполнения иммиграционной карты. В строке 9 «Цель прибытия» бланка нужно написать «Транзит», а вместо адреса принимающей стороны (строка 10) указать название КПП, через который вы планируете выехать из Украины и проследовать дальше. Поэтому выбором КПП следует озаботиться заранее, а при выборе учитывать следующее.
  3.1 Иностранцы, следующие через Украину транзитом, могут передвигаться только по дорогам категорий «М» и «А» (п.14 Правил въезда иностранцев на Украину). Но проблема в том, что украинским действующим нормативным документам не известны дороги категории «А». Собственно, категория «М» в них тоже не встречается. Есть только индекс «М», который присвоен дорогам международного назначения (например, М-02, М-03). Поэтому, во избежание недоразумений, есть смысл спланировать свой маршрут так, чтобы и пункт въезда на Украину, и пункт выезда из неё находились на дороге международного значения. Но если вы успешно проследовали через Украину транзитом через другие КПП, сообщите, пожалуйста, мы обязательно разместим здесь информацию об этом.
  3.2 Если вы решили не соблюдать ограничения из п.3.1, то помните вот что. Вы можете въехать на Украину через межгосударственный КПП (предназначен только для граждан России и Украины), но выехать через КПП с таким же статусом уже точно не получится, ибо он будет предназначен только для граждан Украины и граждан страны, с которой она граничит.
4. Въезд на Украину с целью транзита однозначно предполагает заполнение обязательства о транзите (в двух экземплярах) на бланке таможенной декларации. Но от этого оно не становится декларацией! Въездную декларацию вы заполните, если то от вас потребуют украинские таможенники.
  4.1. Форма декларации единая, что для «обычного» въезда, что для транзита. Отдельной формы именно для транзита не существует. Порядок заполнения отличается от «обычного» порядка лишь тем, что крестик нужно поставить в квадратике «транзит», а в пункт 4.2 бланка не надо вносить сведения об автомобиле. С другими советами по заполнению украинской въездной таможенной декларации можно ознакомиться здесь.
  4.2. Повторяем, обязательство о транзите заполняется на бланке таможенной декларации, но декларацией не является. Особенности оформления обязательства (два экземпляра, не забудьте) таковы.
    4.2.1. Заполните пункт 1 бланка, указав в нём своё ФИО, страну постоянного проживания, гражданство, серию и номер паспорта.
    4.2.2. Поставьте крестик или галочку в квадратике «Транзит».
    4.2.3. В пункте 4.1 сделайте следующую запись: «Обязуюсь вывезти это транспортное средство с таможенной территории Украины в срок, установленный таможенным органом. Об ответственности, предусмотренной статьей 349 Таможенного кодекса Украины за нарушение этого обязательства извещен».
    4.2.4. В пункт 4.2 внесите сведения об автомобиле.
    4.2.5. Поставьте дату и подпись.
    4.2.6. Остальные пункты бланка НЕ ЗАПОЛНЯЮТСЯ.
Украинских таможенников, утверждающих обратное, можно посылать читать п.4.1.2 Правил таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств. Кстати, эти Правила – основной документ, регулирующий таможенные нюансы транзита через Украину (см. его «четвертые» пункты).
    4.2.7. Обязательство о транзите заверяется таможенником подписью и личной номерной печатью. Он же, в графе «Для служебних позначок» («Для служебных отметок») указывает срок, отведенный вам на транзит. Этот срок не может превышать 10 суток (продляется в случае ДТП, стихийного бедствия и т.п.).
5. Въездная декларация и первый экземпляр обязательства остается на КПП въезда, второй экземпляр обязательства отдадут вам. После чего еще и детально осмотрят автомобиль. Он должен выехать из страны в том же виде, в котором въехал, т.е. не может быть подвергнут никакому переоборудованию, кроме необходимого ремонта.
6. Плата за транзит налоговым и таможенным законодательством Украины не предусмотрена. Должностные лица, уверенные в обратном, отсылаются к этому самому законодательству.
7. Если машина, на которой вы въезжаете на Украину для транзита, не состоит на постоянном регистрационном учете в России или любом другом государстве, то при въезде вам придется оставить на КПП залог в сумме таможенной пошлины и НДС. Взамен, дополнительно к декларации, вам дадут квитанцию по форме МД-1 и заверенный таможенником Акт таможенного осмотра машины. Деньги вернут на выезде из страны.
8. В КПП выезда, вместе с документами на авто, вы подаете второй экземпляр обязательства. Он проверяется, машину еще раз осматривают, после чего в обязательстве делается отметка «Транзит, вивезення» («Транзит, вывоз»), заверяемая подписью таможенника и его личной номерной печатью. Обязательство остается на КПП выезда. Если при въезде на Украину вы вносили залог, его вам вернут на основании квитанции МД-1.
9. Учтите, что на обратном пути придется проделать всё то же самое: на въезде декларация плюс два экземпляра обязательства, плюс осмотр машины, на выезде – сдача оставшегося экземпляра обязательства и снова осмотр.
Антон Дыбов,
автор сайта www.adybov.ru, специально для auto.ru
|