Что можно сказать о Чехии? Прежде всего, это маленькая, уютная, относительно чистая и бесконфликтная страна. Главная особенность местного населения – нелюбовь к переменам, какие бы они ни были. Посудите сами: в стране, в которой населения меньше чем в Москве (проще говоря, около 12 миллионов), в день выпивается 12.000.000 пол-литровых кружек пива. То есть, отбери у чеха его пару-тройку каждодневных порций пива - неизвестно что произойдет потом. Переворот, революция, путч – ненужное зачеркнуть. Ибо с отъемом привычного ритма жизни происходит нечто сродни с вселенской катастрофой. Жители постсоветского пространства, казалось бы, тоже имеют какие-то свои привычки, традиции. Но подобного консерватизма нет ни в одной стране бывшего СССР. Скажем так: мы более гибкие, нас научил «совок», мы можем обходиться без неких, для цивилизованного человека необходимых вещей. Причем совершенно спокойно! А чехи, несмотря на то, что они – братья-славяне, «выросли» в более тепличных условиях, причем пребывают в оных множество веков. Даже при социализме, при всех «закрученных гайках», такая вещь как поход в церковь, считалась вполне нормальным явлением. Это даже не являлось предметом порицания или насмешек – это было нормально, потому, что так НАДО, так повелось много веков назад. И не то что бы чехи были каким-то жутко религиозным народом, скорее наоборот – больших «нехристей» в Восточной Европе нет и не было, наверное. Просто «так надо». Как пример приведу мои изыскания в чешских традициях: у всех своих знакомых, в том числе среди людей с высшим образованием (в ЧР довольно мало народу с высшим образованием, по сравнению с остальной Европой), я спрашивал на протяжении многих лет, почему на праздник Рождества главное блюдо на столе это запеченный карп с картофельным салатом (этот салат – аналог нашего салата оливье, но без мяса). И только года три назад я узнал истину. Но об этом позже.
Конечно же, настолько подробная информация о местном населении не сильно интересна туристам, но все-таки, есть пара забавных моментов. В частности то, о чем я не однократно писал в Интернете и что возмущает наших соотечественников (читай: довольно требовательных туристов – увы, об это знаю не понаслышке). Прежде всего, это обслуживание в ресторанах. Необходимо запомнить следующую вещь: в чешских ресторанах нет «клиентов», но есть «гости». То есть пришедший в ресторан (пивную, кафе, пиццерию и прочее) не является «хозяином положения». Грубо говоря, официант решает обслуживать ему «гостя» или нет. Причина проста: еду и пиво в большинстве заведений хозяева продадут в любом случае, от посетителей обычно нет отбоя, неважно в туристических местах или в заведениях местного масштаба. Так что в случае если даже ваши чаевые превышают все разумные пределы (норма 5-10%), а заранее, согласитесь, никто не скажет заранее сколько посетитель даст на чай, вы не сможете вести себя в ресторанах так, как привыкли на родине. Видит бог, я не собираюсь учить кого-либо манерам – проблема в том, что в самых крайних случаях, «гостя» могут либо отказаться обслуживать, либо просто «попросят» из заведения, вплоть до вызова полиции. Так что я просто предупреждаю, что такие ситуации возможны.
Чехи неторопливы, это факт. У них все ОК, хотя они этого не признают, считают, что они живут плохо, у них мало денег, погрязли в коррупции, государство не заботится о гражданах и так далее – классические «славянские причитания» (но, кстати, чехи в чем-то правы – действительно, все далеко не так уж радостно, как выглядит, но туристам знать это необязательно). Не в этом дело: важнее знать чего опасаться на нелегком пути туриста. И прежде всего, коль скоро это автомобильный сайт, местные дороги и водители.
О, чешские водители это притча во языцех. На местном русскоязычном форуме уже все изошли слюной, ругая их. Проблема в том, что несмотря на очень грамотную организацию движения, на прекрасную разметку, на отлично видные знаки – движение довольно хаотично. Дело в том, что, к примеру, московский водитель, проездив в Праге хотя бы час-два, расслабляется совершенно. А через пару дней на прокатной машине, будучи уверенным, что транспортное средство застраховано «по полной» ( в большинстве случаев, особенно в дешевых конторах, по умолчанию идет только страховка ГО, но не аварийная!), едет себе в удовольствие, наслаждаюсь благами цивилизации, но в случае внештатной ситуации часто теряется и результат – ДТП. Особенности местного вождения – почти полный, поголовный непрофессионализм водителей. Первый снег в городах – 100% «пробки» из-за по-настоящему тупых аварий (морда-жопа). Причин немного: неподготовленность водителей – снег в больших городах лежит недолго – и, как следствие, отсутствие зимних покрышек (чехи весьма прижимисты). Потом, очень много реально рисковых товарищей, которые очень часто играют в «русскую рулетку» в тех местах, в которых этого не надо делать. Страна маленькая, дороги узкие (самая широкая в ЧР – 4 полосы в одну сторону на участке километра полтора), скорости высокие.
Кстати, о скоростях. В городе – 50 км в час, за городом – 90, на автостраде – 130. Превышение, за которое не карают – до 10 км в час свыше разрешенного.
Еще о нарушениях. Упаси вас Господь запарковаться в неположенном месте (почти все места в центре Праги являются запретной зоной для парковки «обычных» автомобилей). Внимание, теперь о серьезном: запрещена парковка в так называемой «синей зоне» (на асфальте парковочные места обведены синей полосой) – там паркуются только владельцы специальных разрешений, например жители данного района, хозяева близлежащих офисов и т.д. Неважно – парковаться там категорически нельзя! В лучшем случае – штраф, сиречь квитанция под «дворник» (на прокатной машине, в принципе, можно и проигнорировать, на своей машине – игнорируем с легким сердцем – практика показала, что реально ничего вам не сделают), в более худшем – так называемый «башмак» - блокировка колеса железной хренью. Снимают ее полицейские, с которыми, в принципе, можно договориться, но снятие девайса (эту работу по снятию-одеванию «башмака» выполняет частная фирма, не имеющая к полиции никакого отношения, и их работа должна быть оплачена по-любому) оплачивается. Цена вопроса по последним данным, 300 крон, что есть около 10 Евро, плюс что-то ментам, в районе 200 – 1000 крон. А в самом худшем случае клиента ждет эвакуатор. Тогда – 1500 услуги эвакуатора, это тоже «частники», плюс штраф. Но штраф платится в полиции в течение двух недель, так что это можно опять проигнорировать.
Еще о вождении. Настоятельно рекомендую, особенно в центре, строго соблюдать ПДД. В некоторых местах я лично наблюдал за наказанием нескольких машин с немецкими номерами за проезд под «кирпич». Для тех, кто не знает города, такой путь кажется самым простым. Действительно, Вацлавская площадь в 150-и метрах, соблазн проскочить велик. А объехать по Правилам – это несколько десятков кварталов. Так что проезд по трамвайным путям (движение по трамвайным путям само по себе запрещено в принципе во всем городе, если нет разрешающего знака) с улицы Водичкова на Вацлавскую площадь под «кирпич» – реальный шанс попасть в лапы полиции. Там у них настоящая «кормушка» и 100 кронами (в настоящее время крона почти равна рублю) в этом случае никак не отделаешься.
Подведем итоги по вождению. Само по себе оно труда не представляет: следуйте знакам и разметке, помните, что разворот на светофоре запрещен (!), не сильно превышайте скорость и не пейте за рулем (вообще! Это требование ЕС) - и все будет в порядке. Главный совет: если выезжать из Праги не собираетесь или экскурсии за городу у вашей группы организованы заранее и вас это устраивает, то машину на прокат брать смысла нет никакого.
Немного о грустном. Что делать в случае аварии. Первое – дождаться полиции. Пусть местные звонят – им легче договориться. Расскажу историю в тему: как-то я ехал к знакомому и долго решал, ехать ли мне на машине или взять такси. В итоге тяга к пиву победила и я поехал на такси. И в нашу машину въехал 80-и летний старик, не увидевший красного света. К чему это я? Да к тому, что авария произошла около 21.00, а группа дознания приехала только в 2.00. Так что будьте готовы, ибо на всю, к примеру, Прагу, только 6 спецмашин группы дознания! Если авария произошла не по вашей вине, то полиция ограничится перепиской данных о страховке ГО, паспортных данных и т.д. и отпускает с миром. Если машина сильно повреждена, полицейские помогут вызвать эвакуатор, и договорятся с сервисом (а как же иначе – они проценты получают от «прикормленных» сервисов!) Если виноваты вы – тут ситуация как у нас: допрос в участке в присутствии судебного переводчика. В принципе, можно требовать присутствия представителя Генконсульства РФ, но рекомендую это сделать только в случае, если вам инкриминируется что-то очень серьезное.
И еще о транспорте: такси – наболевшая тема. Не буду перечислять сколько проблем с такси в Праге – слишком длинно получится. Правило первое: не брать такси на улице, особенно в центре! Обдерут как липку, гарантированно. Лучше всего записать несколько телефонов таксислужб. В большинстве компаний говорят по-английски. Второй вариант – попросить официанта или бармена вызвать такси – дать на чай чуть больше (хотя необязательно – в большинстве случаев портье в гостинице или официантов получают с таксистов «за клиента»). В любом случае, если вас не поселили в гостиницах, которые находятся у черта на рогах (список некоторых – особо неприятных и далеко расположенных – я опять же приведу в отдельной главе), пользуйтесь общественным транспортом.
Общественный транспорт – гордость Праги и Чехии вообще. Все работает четко и в случае какой-то задержки в сообщении – значит что-то случилось на линии.
Едем далее: запретная тема - алкоголь за рулем. Как не устоять перед соблазном выпить кружечку холодного, замечательного, свежего, а главное экстремально дешевого пива??? Но за одной может последовать вторая и так далее. Что делать? Бросать машину, что бы утром за ней вернуться? Хлопотно, да и опасно: автомобильные воришки (магнитола, даже без "морды"!!!, какие-то вещи в багажнике, бардачке, и т.д.) что называется, "секут" иностранные номера и предпочитают машины из-за границы. Причем тот факт, что машина осталась в людном, освещенном месте, их совершенно не смущает - ночевал я раз у друга, после кабака, а машину специально оставил у полицейского участка. Вскрыли... штатный магнитофон и пара мелочей в минусе... Обычно они зверским способом, "с мясом" взламывают замки (обычно отверткой), и берут все что "блестит". Наркоманы - те вообще не напрягаются - просто бьют стекло...
Так вот, что делать? Есть магическая служба, называется DrinkSOS. Кто еще не знает - поясню. Вызываешь (если еще говорить можешь!!!), приезжают два водилы на одной машине, один садится за руль вашей, другой его споровождает. СтОит это чуть дороже такси, так что позволить себе можно. Честно говоря, я не знаю на каких языках, кроме чешского, они говорят, но плюсы у них несомненные: отличные водилы (знаю сам - много лет пользуюсь услугами этой фирмы, особенно под Новый Год), довольно быстро приезжают, всегда находят "тело" и безумно вежливы. Особенность: поскольку в машине "тела" таксометра быть не может, они просят обнулить дневной одометр, что бы точно знать сколько километров они проехали. Рекомендую, короче.
© STV
|