Полиция и ПДД
Прежде всего, запишите необходимые вам телефоны на территории КНР:
- полиция – 110
- скорая помощь – 120
- русское посольство в Пекине – (8610) 6532-2051/138
У автора сложилось впечатление, что на сегодняшний день правила дорожного движения в КНР подобны ровному газону, на котором жители протаптывают удобные им тропки. В дальнейшем эти «дорожки» будут учитываться, безусловно, наравне с Международной Конвенцией Дорожного Движения (МКДД) при составлении Конституции дорожного движения – ПДД КНР.
Это шутка, но мне до сих пор не удалось увидеть ПДД КНР даже на китайском языке. КНР подписала МКДД в одно и то же время, что и Россия. Однако, отсутствия физических границ с европейскими государствами и политическая обстановка в стране изначально не требовало иметь общепринятые стандарты документов на участников дорожного движения: водителей и машин. Правда, нам (россиянам) об этом говорить некорректно, до сих пор и в России единых документов международного уровня нет, даже внутри страны водительские документы двух типов, а для выезда за границу желательно иметь к тому же права «международного образца». Поэтому осуждать КНР за то, что все документы у них должны иметь «китайское происхождение» не стоит, они-то перейдут, когда «им надо» будет, а вот мы…
На границе вам выдадут временные водительские документы, временный технический паспорт и временные номерные знаки (красные буквы на белом фоне). Забегая вперёд, скажу, что документы остаются на память у вас, а вот номерные знаки по правилам вам необходимо будет при выезде сдать, мы, правда, смогли их сохранить. После получения китайских документов становится известны ваши фамилии, марки машин и прочие личные сведения в написании их иероглифами.
Мне пока не удалось найти прецедентов оформления постоянного водительского удостоверения. Теоретически такая возможность есть, ведь в международном водительском удостоверении, выдаваемом в России (многостраничная раскладушка), есть страничка, содержащая иероглифы. Видимо, это удостоверение надо отправлять в Китай и там получать на нём соответствующие отметки, с другой стороны получается юридический казус – на документах принадлежащих России будут печати другого государства…
В общем, и в целом, никаких «особенных особенностей» по отношению к ПДД России в дорожной грамоте в КНР (знаки, разметка и пр.) нами замечено не было.
Почти за 10000 км по дорогам КНР была только одна остановка «по требованию».
Точнее останавливали два раза, вот только первый раз останавливаться было «не с ноги». При выезде из совершенно свежего городка («новодел», не обозначенный на карте – такое в Китае также бывает, в стране постоянно осваиваются «непахотные» территории для различных производств), в районе пустыни Их-Цайдам (отметка высоты 2500м), из палатки, находящейся под прикрытием большой дюны, выскочил человек в зелёной форме (форма полицейских в КНР похожа на форму советских войск в прошлом) и на бегу начал махать жезлом. Так как мне от него ничего не было надо, он был сильно далеко и сбоку, а я сам спешил - догонял, ушедший вперёд конвой нашей экспедиции, первая встреча с представителем ГАИ Китая перенеслась на сутки позже. На выездном посту города Дунхуань полицейского видимо сильно заинтересовала необычная марка машины в экспедиционном снаряжении (надо сказать, что Лэнд Ровер Дефендер везде притягивал к себе внимание, искушенных в обилии разнообразных марок машин, жителей Поднебесной). Полицейского вполне удовлетворили предъявленные документы и с радостным криком, в котором отчётливо угадывалось моё имя, он двинулся к посту, видимо получил свою дозу «культурного шока».
Как показала практика общения с дорожными полицейскими других экспедиций, в Китае достаточно лояльно относятся к мелким нарушениям. По крайней мере, за три года экспедиций в Тибет мы так и не узнали о величине штрафов за возможные нарушения. Даже в случае аварии (незначительные аварии, связанные со столкновениями наших машин и машин с китайскими водителями были в 2004 и в 2005 году), полицейские выполняли функции «третейского суда», определяя виновника и не вмешиваясь потом в их договорные отношения. Пока счёт оплат российский водитель - китайский водитель ничейный 1:1, видимо не стоит бороться за увеличение его.
Кстати, в подобных «разборках» велика роль сопровождающего вас представителя китайской туристической компании. Они в отличии от нас с блеском умеют торговаться. Например, сумму ущерба предъявленную нам в 1500 у.е., удалось уменьшить до 250 у.е., хотя на наш взгляд ущерб этим явно не покрывался.
В Китае полиция, по моему мнению, очень правильно квалифицирует своё предназначение. Поэтому любой полицейский, да и вообще любой местный чиновник, сделает всё от него возможное, чтобы на вверенном ему участке не было проишествий, тем более с участием иностранных граждан. Они постараются вам помочь в любом случае не только из чувства человеколюбия (что, собственно говоря, хотелось бы думать), а с целью убрать вас подальше от своего «участка ответственности».
Многочисленные ночные прогулки в городах Китая по старым кварталам, рынкам и посещение «подозрительных» заведений позволяют сделать вывод, что нахождение иностранцев в Китае безопасно. Безусловно, в стране есть преступность, в том числе и организованная, но она не может быть направлена против гостей, которые кроме всего прочего находятся под бдительным контролем государственных структур. Поэтому приключения на своё мягкое место вы можете найти только самостоятельно, в частности, спровоцировав их своим поведением.
В городах, кроме обычной полиции, существует эмиграционная – «комитет общественного спокойствия». Это служба государственной безопасности Китая, занимающаяся в частности и присутствующими в стране иностранными поданными. Офисы такой службы называются Visa Office, а на английском языке сокращение «комитет общественного спокойствия» обозначается как PSB. В этих офисах вам всегда помогут в тех случаях, когда обычная полиция будет бессильна (или из-за незнания языка, или из-за непонимания вашей проблемы), в этих офисах находятся полицейские профессионалы, владеющие к тому же знанием как минимум английского языка.
Топливо
В путешествиях на автомобилях в Китае ни разу не было проблем с качеством топлива. Справедливости ради, стоит отметить, что среди машин участников автомобильных поездок в КНР ни разу не было машин, требующих высококачественных сортов бензина. Оно и понятно, дорога в Китай лежит через окраины России или проходит через страны Средней Азии. В этих-то регионах надо быть разборчивым при выборе места для заправки.
Количество АЗС на дорогах КНР более чем достаточно, на автомобильных магистралях особенно поражают своими футуристическими формами и размерами автозаправочные комплексы (АЗК), где вы можете не только заправиться, но и справить свои естественные надобности, а также купить что-либо в дорогу или перекусить.
Иероглиф вашего вида топлива – это второй иероглиф (после обозначения туалета), который стоит запомнить в Китае, а ещё лучше написать над заправочной горловиной вашего автомобиля.
Стоимость топлива в КНР соизмерима со стоимостью топлива в России. Например, дизельное топливо стоит порядка 3,5 Юаней за литр. Стоимость топлива в удалённых районах, в частности на Тибете выше из-за проблем с его доставкой и хранением.
В предгорных и горных районах даже летом на АЗС продаются зимние сорта дизельного топлива. Их очень просто различить. Стандартное дизельное топливо обозначается цифрой «0», далее топливо делится по температуре замерзания и имеет обозначение «-10», «-20», «-30». Соответственно, чем выше температура замерзания, тем топливо дороже.
На АЗК деньги за топливо получает служащий, осуществляющий вашу заправку. Общаться достаточно легко: подъезжаете к необходимой колонке, показываете на вид топлива (на колонку или на надпись на автомобиле) и пишите пальцем в воздухе или на стекле машины необходимое вам количество, имейте в виду, что чаще всего служащий «за количество» принимает сумму, на которую надо заправить автомобиль. Собственно привыкните к этому и заправляйте, например на 100 Юаней, тогда и надобность в писании пальцем отпадает. На АЗС на колонках всегда есть две шкалы – количество и стоимость. Чаевые давать на АЗС не принято.
В регионах, где нет развитой дорожной сети (район Тибета, например), заправка топливом производится в мелких населённых пунктах, а иногда просто во временных помещениях на перекрёстках дорог. Топливо в этом случае хранится в 200 литровых бочках, а мерным сосудом является бочонок величиной в 30 литров. В дальнейшем топливо переливается в бак или через воронку, или самотёком, при этом 30-ти л ёмкость устанавливается на лесенке, опирающейся на ваш автомобиль.
При автомобильном путешествии в удалённые регионы рекомендуется взять с собой ручной или электрический топливный насос, оборудованный счётчиком топлива (стоимость этого комплекта в России не будет выше 3000 руб.) – это позволит вам сократить время на заправку колонны ваших автомобилей.
Не стоит опускать руки, если перед вами проехали машины и выбрали всё топливо на импровизированной АЗС, в удалённых районах всегда есть военные гарнизоны, где вам смогут помочь. Подобные казусы могут случаться, как ни странно, для машин с дизельным топливом. Его запасы на кустарных заправках малы, так как грузовые машины имеют большие баки и рассчитывают свои перегоны между заправками, а местный легковой транспорт, включая и многочисленные внедорожники, в основном использует бензиновые моторы.
Сервис для автомобилей
Для обслуживания автомобиля в дороге, как минимум, необходима сеть АЗС и ремонтные мастерские, в качестве сопутствующих услуг могут понадобиться мойки и магазины запасных частей. Про заправочные станции уже упомянуто выше, теперь про остальной сервис для вашего любимца.
Мы знаем, что львиная доля запасных частей для большинства автомобилей в мире производится именно в КНР. Однако быстро найти необходимую запасную часть, учитывая поголовное «увлечение» в стране китайским языком, затруднительно. Сопровождающие вас лица будут знать английский язык, но вероятнее всего они не будут обладать знаниями технических терминов и устройства автомобиля. Поэтому наиболее важные расходные материалы берите с собой, тщательно проверьте и продиагностируйте машину дома, ну а если что-то всё-таки случится с вашим любимцем, то … в Китае вам помогут. Дело времени и вашего старания.
Перед въездом в каждый город есть большое количество ремонтных мастерских, в которых вы сможете починить колесо или приварить «железяку». Уровень профессиональных знаний в таких мастерских обычно не велик, чаще всего это семейные предприятия, занимающие ремонтом всего местного: от тракторов до велосипедов.
В крупных городах всегда есть большие фирменные технические центры, часто «посвященные» конкретной марке автомобиля. Нам довелось побывать в фирменном центре Тойота в Лхасе. Это современное просторное помещение, с великолепным оборудованием и специалистами. Однако стоимость услуг на этом предприятии я бы не назвал низким, скорее порядок цен соизмерим со стоимостью обслуживания в фирменных центрах Алматы, где стоимость работы и запасных частей на 20-30% ниже, чем в России.
А вот стоимость неоригинальных запасных частей и аксессуаров в Китае существенно ниже, чем в России или Казахстане. Стоимость внедорожных аксессуаров, например, в клубе 4х4 в Лхасе на 30-50% меньше, чем на аналогичное оборудование в Москве.
Автомобили
Автомобили в Китае – это тема для самостоятельной книги. Недаром в прошлом году в Европе представлено многотомное исследование и анализ марок автомашин и автозаводов, производящих эти транспортные средства. Так вот только по итогам этого исследования было выявлено более 150 автозаводов в КНР, занимающихся выпуском автомобилей. Сегодня выпуск машин в Китае перевалил 5 млн. шт. в год. Учитывая среднюю заработную плату в стране можно сказать, что в КНР уже сегодня автозаводы покрывают внутренние потребности, началось перепроизводство, а значит и борьба за рынки вне страны.
В этих заметках нас интересует парк автомашин на дорогах Китая. Выше уже писалось по поводу перегруженных грузовиков, в дизайне которых угадываются черты известных нам марок: от ЗИЛ до Мерседес. Легковые машины последних лет выпуска также постоянно заставляют задумываться о своей принадлежности, иногда в одной машине можно угадать двух европейских производителей. Но все они носят неизвестные для нас логотипы и названия.
Однако существуют и «основные» марки машин, на которых ездят граждане страны. Не могу сказать про автомашины на востоке страны, но на западе в городах преобладают фольксвагены разных моделей, на современных Ауди предпочитают ездить чиновники (в горных районах на 80 и 100 моделях Тойот).
Интересные междугородные автобусы – они «двухэтажные» спальные, то есть в автобусах два ряда полок-лежаков, сидеть в таких автобусах практически не возможно. Среди автопарка не было замечено машин с правыми рулями, видимо есть законы, ограничивающие покупку этих машин. Однако никаких проблем (по опыту экспедиций Малайзии) с «праворульными» машинами туристов не было.
|