По пока непроверенным (мной:-)) данным в КНР общая протяжённость автомобильных дорог 1,4 млн.км, в том числе почти 300 000 км дорог с покрытием, из которых 25 000 км автомагистралей, 16 000 км из которых платные.
Дороги КНР, по которым проезжают автомобильные туристы (это скоростные магистрали и дороги федерального значения), могут вызвать у россиян «культурный шок». Многие из нас не видели автомобильные дороги такого великолепного качества, а уровень «обычных» междугородных дорог вызовет белую зависть к стране, совсем недавно (конец 80-х) не имевшую сети «нормальных» дорог в европейском понимании.
Большим достижением КНР можно считать тот факт, что задолго до развития бума строительства автозаводов, вся наиболее заселённая территория страны покрылась сетью первоклассных (в нашем понимании) дорог. И хотя относительное количество дорог с великолепным полотном в стране ещё и не велико (просто страна большая), но все основные магистрали содержатся в полном порядке и их покрытие по большей части заменено.
На востоке страны имеется развитая сеть скоростных дорог и городских дорог с многоярусными развязками, а на западе страны или в «провинциальных глубинках» современные магистрали строятся параллельно старым дорогам завидными для нас темпами.
Только в Пекине и его окрестностях проложено более 2200 км (!) скоростных автомобильных дорог, из которых порядка 150 км не имеют ограничений по скорости. Пекин имеет 4 кольцевые городские дороги (точнее, квадратные) с 4-6 рядным движением.
Автомобильные дороги в Китае подразделяются на скоростные дороги (автомагистрали, автобаны), дороги федерального подчинения (национальные автомобильные магистрали), прочие дороги и дороги городов.
Кроме разделения дорог по качественному признаку или региональной подчинённости, автомобильную сеть КНР можно разделить и её насыщенности. Наиболее развита сеть дорог в густонаселённых прибрежных районах востока и юго-востока КНР, наименее нагружено движение на западе и северо-западе страны (СУАР, ТАР, провинции Цинхай, западная Сычуань, Ганьсу).
Стоит рассказать и о километровых указателях на дорогах КНР. Они показывают вам расстояние от начала трассы. Кроме этого могут встречаться даже указатели с точностью до 100 метров. Типы указателей различны – от камней-надгробий до привычных нам столбиков.
Ещё одно интересное наблюдение – на дорогах Китая не так устаёшь, как на длительных перегонах российских магистральных трасс. Может быть, это моё субъективное мнение, но на дорогах, исключая уж совсем безлюдные регионы, постоянно есть за что «зацепиться» взгляду: аккуратные обработанные поля, «статуи-памятники» виданным и невиданным зверюшкам метрах в ста от дороги, крупные «татуировки» лозунгов и логотипов на склонах гор, «клумбы-лозунги» на больших обочинах дорог и т.д. и т.п.
Скоростные дороги
Ежегодно в Китае вступают в строй новые сотни километров скоростных автомобильных дорог, дорожные атласы ежегодно теряют свою «свежесть». Скоростные дороги в КНР называются и обозначаются, как Expressway. Система скоростных дорог не имеет нумерации. Они соединяют населённые пункты по самому кратчайшему (по возможности, из-за географических условий) расстоянию и носят имена собственные, в которых чаще «зашито» сокращение начального и конечного пункта назначения. И хотя, зачастую, нитка скоростных магистралей составляет непрерывную дорогу, всё равно, проходя через конечный (по названию магистрали) город, они меняют своё название до следующего крупного населённого пункта.
Скоростные автомагистрали построены с таким расчётом, чтобы не заходить в населённые пункты, а если они пересекают его, то имеют «свой уровень» и не участвуют в толчее городского движения. В крупных городах присутствует самостоятельная сеть скоростных дорог, выше приводился пример Пекина.
Скоростные автомобильные дороги в большинстве своём не заменяют федеральную сеть магистральных дорог, а дополняют её. Двигаться по этим дорогам можно эффективно и быстро, единственный недостаток является то, что вряд ли вам удастся полюбоваться окрестностями и подъехать к проезжаемым достопримечательностям в любом удобном для вас месте.
Скоростные автомобильные дороги богато оснащены инженерным обеспечением (разметка, аварийные телефоны, полосы разгона и торможения, зоны аварийной остановки и различные дорожные указатели, от простейших, показывающих направление движения, до знаков контроля безопасной дистанции между машин). Все скоростные автодороги имеют современные заправочные комплексы, а количество полос на них в одну сторону может достигать 8-ми.
В строительстве скоростных магистралей применены лучшие технологические решения, взятые от немецких автобанов и американских хайвеев. Эти магистрали пересекают страну с запада на восток (сейчас, например, заканчивается строительство скоростной магистрали параллельной автодороге 312, ведущей своё начало практически от границы с Казахстаном). На автомобильных картах Китая чётко прочерчены нитки скоростных дорог между городами побережья или между крупными городами – они позволяют очень быстро перемещаться по территории страны и очень удобны, когда вам нет необходимости в «праздно-созерцательном путешествии», в том или ином регионе.
В большинстве случаев скоростные дороги платные, стоимость проезда зависит от величины перегона, величина которого в свою очередь чаще всего привязана к необходимости съезда на федеральную магистраль, пересечением с другими дорогами или для въезда в город. Кроме этого оплата зависит и от вида транспортного средства. На участках дорог известных мне за проезд наших машин брали от 5 до 20 юаней.
Во всё ширину проезжей части на скоростных автодорогах находятся монументальные сооружение со шлагбаумами, имеющие на английском языке название «tullgate» - пункт оплаты. При поездках по платным дорогам заранее имейте мелкие деньги – это поможет вам не терять время на их размен.
За время поездок по скоростным дорогам КНР я и мои друзья не разу не наблюдали присутствия установок контроля скорости (может быть просто везло), такое впечатление, что на этих дорогах присутствует только плановое патрулирование (встречные и попутные полицейские машины попадались).
Хотя на большинстве скоростных дорог есть ограничение скорости, определяемые дорожными знаками, многие легковые машины по ним проходят по ним со значительным превышением верхней величины, но основной поток двигается со скоростью грузового транспорта – 80-90 км/час.
По ПДД КНР на скоростных дорогах запрещено движение мотоциклов, тихоходных транспортных средств (гужевых повозок, «трехколёсников», тракторов) и велосипедов. Также запрещено находится и пешеходам. Поэтому, например, если у вас возникнет идея купить в КНР современный мотоцикл (а они там дешевле, чем в России), то подумайте, по каким дорогам вы на нём будете ехать домой, по каким дорогам планировала передвигаться ваша группа. Видимо придётся ехать по федеральным трассам, которые «сопровождают» скоростные дороги, то подходя к ним вплотную, то убегая в сторону на десяток (иногда десятки) километров.
Находясь на скоростной дороге надо быть предельно внимательным, если вам необходимо её покинуть. Съездов мало и пропустив нужный поворот, придётся делать большую петлю. Если вы видите перед собой пункт оплаты – это означает, что вам надо срочно маневрировать, если конечно уже не поздно, в любом случае после «tullgate» возможности покинуть магистраль не будет.
Особо внимательным надо быть на строящихся участках автомагистралей, разогнаться-то вы смогли, а вот сможете ли вы принять необходимые меры по замедлению, не понимая предупреждающих знаков – это жизненно важный вопрос, так как дорога может оборваться достаточно резко и не иметь при этом защитных ограждающих конструкций. Особенно опасны строящиеся участки для поездок ночью.
Как уже говорилось, населённые пункты скоростные магистрали или обходят стороной, или прокладываются на другом уровне (над или под ними), как правило, в пределах населённых пунктов магистрали бесплатны и возможен свободный въезд и выезд с пересекаемых крупных улиц города. На таких разъездах особенно необходимы элементарные знания китайского языка, особенно если магистраль построена недавно, тогда даже местные жители не всегда представляют куда она (дорога), в конечном счёте, вас вывезет. Как вариант – надо воспользоваться услугами таксистов, их везде достаточное количество и за 10 Юаней вас «поставят» на нужное направление.
Федеральные (государственные) трассы
Федеральные автомобильные магистрали в Китае (National Highway Sustem of China) имеют цифровую индексакцию. Всего их 70.
Автомобильные магистрали 101-112 берут своё начало в столице Китая – Пекина. Это радиальная система, порядок следования номеров по часовой стрелке. Система понятна россиянам по аналогии с нашими магистральными трассами, отходящими от Москвы. Дорога 112 относится к Пекину, но не является радиальной – это очень большая кольцевая дорога вокруг столицы и её пригородов длиной почти 900 км.
Автомобильные магистрали 201-228 проходят в направлении с севера на юг. Порядок нумерации - с востока на запад.
Автомобильные магистрали 301-330 проходят с востока на запад. Порядок нумерации - с севера на юг.
Обычные, федеральные в том числе, дороги в КНР обозначаются буквой G от английского Gonglu, по-русски это звучит как Гун Лу. Эти обозначения можно встретить на дорожных указателях или километровых столбиках G109, например, что означает федеральную дорогу №109.
Сеть федеральных трасс проложена по территории страны давно, обозначения этих трасс присутствуют на всех современных картографических источниках, включая и навигационные программы, например Garmin Map Source. На сегодня большинство этих дорог прошло стадию реконструкции и представляют из себя нормальные по качеству покрытия автомобильные дороги (по российским меркам). Только в удалённых районах (Тибета или Уйгурии, например) федеральные дороги могут не иметь асфальтового покрытия, а их состояние служит стендом для проверки подвески вашего автомобиля. Стоит ещё раз повторить – дорожное строительство в КНР сегодня – это масштабное явление. Нам приходилось наблюдать за реконструкцией дороги 219 в СУАР в районе пересечения с высочайшей горной системой Кунь-Лунь. Подготовка основания дороги, а это залог её долгой жизни, исполнена на высочайшем уровне. Если бы не пыль, то даже без асфальта по этой дороге можно было бы ехать без ограничения скорости (конечно, перевалы и пропасти быстро остудят пыл «гонщиков»).
Ниже приводятся нитки маршрутов (названия городов даны в «русской транскрипции») некоторых федеральных трасс, которые могут понадобиться автотуристам из России при планировании поездок по Китаю:
- 101: Beijing (Peking) – Chengde – Chaoyang – Shenyang
- 102: Beijing (Peking) – Qinhuangdao – Shenyang – Changchun – Harbin
- 103: Beijing (Peking) – (Пекин – побережье -148 км)
- 104: Beijing (Peking) (Нанкин – Ханьчжоу)
- 105: Beijing (Peking) – Tianjin – Guangzhou (Бочжоу – Фуян – Люань - Нанчан)
- 106: Beijing (Peking) – Zhengzhou – Wuhan – Guangzhou (Пекин – Ухань – Гуанджоу )
- 107: Beijing (Peking) – Wuhan – Changsha – Guangzhou (Пекин – Ухань – Чанша – Гуанчжоу)
- 108: Beijing (Peking) – Taiyuan – Xi”an – Chengdu – Kunming (Пекин – Тайюань – Сиань – Чэнду – Синин – Куньмин - 3346 км)
- 109: Beijing (Peking) – Datong – Dongsheng – Yinchuan – Wuzhong – Lanzhou – Golmud – Nagqu – Lhasa
- 110: Beijing (Peking) – Baotou (Пекин – Баотоу - Иньчуань)
- 201: Hegang – Dandong – Dalian
- 202: Russia/China - Heihe – Harbin – Jilin – Meihekou – Shenyang
- 205: Нанкин - Хуаншан
- 206: Hefei (
- 207: Силин-Хото – Чанджи – Цинчен – Денфен – Сянфан – Цзинмен – Цзинчжоу - Хайнань - 3581 км)
- 208: Erlianhaote – Jining - (Монголия/Китай - Эрлянь – Цзинин – Датун – Тайюань – Чанджи - 509 км)
- 209: Huhehaote (Хух-Хото – Бэйхай - 3268 км)
- 213: Lanzhou – Chengdu – Kunming – Pu”er (Ланьчжоу – Зурган – Сунпан – Чэнду – Куньмин – Цзинхун - 2852 км)
- 214: Xining – Qamdo – Markam – Dali – Lincang – China/Laos
- 216: Altay – Urumqi – Balguntau – Korla
- 217: Altay – Kuytun – Balguntau
- 218: Yining – Korla - Ruoqiang
- 219: Kargalyk – Mazar – Shihuanche – Barga – Paryang – Lhaze – Xigadze - Lhasa
- 310: Tianshui (Тяньшуй
- 312: Shanghai – Nanjing – Hefei – Xi”an – Lanzhou – Hami – Urumqi – Kuytun – Korgas – China/Kazachstan (Шанхай – Нанкин – Хэфэй – Синъян – Нанъян – Сиань – Ланьчжоу – Чжанье – Урумчи – Коргоз – граница Китай/Казахстан - 4721 км)
- 314: Urumqi – Korla – Kuqa – Kashi – China/Pakistan
- 315: Xining – Iqe – Ruoqiang – Hotan - Kashi (2913 км)
- 316: Fuzhou – Nanchang – Wuhan – Hanzhou – Lanzhou (Фуджоу – Нанчан – Ухань – Сянфан – Ханьчжоу – Тяньшуй – Ланьчжоу - 2425 км)
- 317: Chengdu – Qamdo – Nagqu
- 318: Shanghai – Wuhan – Chengdu – Markam – Lhasa – Xigaze – Lhaze – China/Nepal (Шанхай – Аньцин – Ичан – Ухань – Цзинчжоу – Цзинчуань – Чэнду – Лхаса – Шигадзе – Лхатзе – граница Китай/Непал - 5161 км)
- 320: Shanhai – Hangzhou – Nanchang – Guiyang – Kunming – Dali – China/Birma (Шанхай – Ханьчжоу – Нанчан – Гуйян – Куньмин – Дали – граница Китай/Мьянма - 3625 км)
- 321: Guangzhou – Guilin – Guiyang – Luzhou – Chengdu (Гуанчжоу – Гуйлинь – Учжоу – Гуйян – Лучжоу – Чэнду - 2012 км)
- 324: Fuzhou – Shangtou – Guangzhou – Nannin – Kunming (Фучжоу – Чжанчжоу – Шаньтоу – Гуанчжоу – Наньнин – Босэ – Куньмин - 2339 км)
Федеральные трассы нередко имеют большое количество полос (до 4-х) для движения в каждом направлении и разделительные ограждения, некоторые участки также могут быть платными. На федеральных трассах не исключены внезапно возникающие пробки – они вызываются как проездом по тяжёлым участкам (горным дорогами, тянущими непрерывными насёлёнными пунктами, наличием медленных «негабаритных» автомобилей, авариями). Нам довелось один раз стоять в пробке, вызванной аварийной остановкой из-за поломки грузовика, но созданной чиновником на «Патруле» с мигалкой, которому «приспичило» и он остановил машину именно в этом месте. Десятки машин стояли и ждали, когда сей государственный муж неспешно справит свою нужду на обочине.
Федеральные трассы чаще всего «упираются в город» и плавно переходят в городские улицы. Об этом вы заблаговременно будете узнавать по многочисленным мастерским и «едальням», расположенным с обеих сторон вдоль дорог.
В связи с реконструкцией городов и их перепланировкой, вы не во всех случаях двигаясь по улице, являющейся для вас логическим продолжением федеральной трассы, попадёте на продолжение федеральной трассы после окончания населённого пункта. Возможно, что вокруг города построена объездная дорога или в населённом пункте есть своя, местная, развязка, которая препятствует возможности движения основного транспортного потока через исторический центр, например.
Прочие автомобильные дороги
Описать прочие дороги, соединяющие многочисленные населённые пункты страны или уходящие от федеральных дорог «в никуда» практически невозможно. Они редко имеют указатели, а их предназначение не всегда знают даже местные жители. Они могут иметь исторические корни, а могут привести вас на заброшенные объекты или закончится тупиком.
Приборы спутниковой навигации всегда помогут вам разобраться в хитросплетении мелких дорог. Однажды нам пришлось изрядно «плутануть», когда на равнозначных с виду дорогах мы попали на дорогу местную, вместо федеральной трассы. Только навигатор смог нам подсказать, что вообще-то мы на верном пути, только он будет слишком продолжительным…
Состояние прочих автомобильных дорог заставляет вспомнить о России, большинство из них требует реконструкции. Двигаться по прочим автомобильным дорогам в КНР не рекомендуется, так как сложно планировать график передвижения. Избежать движения по ним вовсе вряд ли удастся, так как строящиеся участки скоростных дорог могут содержать «вставки» не из федеральных трасс, а из «прочих».
Городские дороги. Улицы городов
Внешний хаос, творящийся на городских улицах средней величины городов КНР трудно описать. К нему надо быть готовым, чтобы по возможности быстро адаптироваться.
Велосипеды и велорикши, бесчисленные такси и государственный транспорт, общественный транспорт и пешеходы – это составляющие крупных городов. В небольших городах к ним прибавляется гужевой транспорт и различные моторные повозки. Всё это хозяйство двигается и перестаивается, гудит и звенит, кажется, что без правил и без традиций, повинуясь своему внутреннему укладу … На самом деле движение руководствуется своими внутренними правилами, которые надо понять на подсознательном уровне, с течением времени навыки движения по китайским городам приходят сами собой.
Хотя для велосипедов во всех крупных городах выделяются свои дорожки, ограждённые и обозначенные, однако при разворотах или «просто так», они смело выезжают к вам под передний бампер, пересекая встречную полосу «навстречу по диагонали», не особенно заботясь при этом о том, кто и как сможет успеть отвернуть и затормозить. Чтобы испытать себя в качестве велосипедиста в Китае, обязательно совершите ознакомительную поездку в качестве пассажира велорикши, ощущения просто экстремальные, вам их хватит надолго. Правда, в отличие от такси, поездка на велорикше обойдётся вам дорого (раз в 5-10 дороже), но за удовольствие всегда надо платить.
В больших городах, где вам придётся останавливаться, настоятельно рекомендуется пользоваться такси. Вам это обойдётся намного дешевле (средняя стоимость такси по городу в районе 10 Юаней), да и время затратите значительно меньше, чем при передвижении на своей машине. Если в городе будет возможность выбора марки такси (в небольших городах обычно такси одной марки – это старый модельный ряд фольсквагенов-сантан), то имейте в виду, что стоимость проезда незначительно будет зависеть и от класса машины.
Несмотря на размеры, в большинстве городов КНР ориентироваться относительно просто, когда понимаешь, что многие из них построены по строгим геометрическим законам. Посмотрите на схему Пекина или Шанхая – квадраты, где по направлению улиц можно точно знать направление на части света. Любовь жителей Китая к строгой ориентации исходит из глубокой древности, для этого они нарочито изобрели компас.
Улицы, пересекающие город делятся на отдельные участки, например: север, центр и юг, к названию улицы в таком случае прибавляется соответствующий иероглиф.
Особенности движения в горной местности. Дороги Тибета
В КНР представлены все виды ландшафтов от пустынь и соляных озёр до высочайших горных дорог в мире и тропических лесов. В качестве объектов туристского интереса горы всегда привлекали не только своей красотой, но и тайнами, так они зачастую использовались в истории в качестве естественных убежищ.
На территории Китая расположены высочайшие горные системы мира: Гималаи, Кунь-Лунь, Каракорум, Тянь-Шань, Нань-Шань. Это большие горные страны, зачастую усеянные хребтами с шапками ледников, практически безжизненные и потому безлюдные – это «мекка» для альпинистов и любителей горных путешествий и сплавов. Восточнее Лхасы горы начинают получать одежду из леса, к югу лес субтропический.
В последние годы проявился интерес автолюбителей к посещению Тибета, который полностью занимает территорию ТАР и частично находится на территориях СУАР и Сычуани. Необходимо знать, что для посещения ТАР необходимо, как минимум иметь пермит (разрешение) на его посещение. Исключением является Лхаса и её пригороды, но это вариант для путешествующих на самолёте, автолюбителям придётся платить, чтобы туда попасть.
Особое внимание необходимо на участках горных дорог с многочисленными перевалами, крутыми подъёмами и спусками, а также опасными поворотами. Зачастую ширина такой дороги не позволяет разъехаться двум машинам, в таком случае преимущество имеет тот, кто двигается наверх. Для разъезда во всех проблемных местах устроены карманы.
При движении в горных условиях в тёмное время суток стоит остерегаться больших камней, которые остаются на подъемах после стоянки на подъёме техники. Такие же неубранные камни (эквиваленты «ручного тормоза») мы встречали на горных дорогах Алтая и Монголии.
Большинство участков высокогорных автомобильных дорог в Тибетском нагорье не имеет ограждений, поэтому в горах с особой тщательностью следите за состояние покрышек и рабочих тормозов. Ежедневно проверяйте стояночный (ручной) тормоз.
В районе Шигадзе на федеральной дороге имеются участки, где разделительная полоса выполнена странным образом – вместо рисунка полос в дорогу «вставлены» торчащие кирпичи, когда на них попадает колеса «встряхивает» очень реально, а если это произошло в повороте, то потом ещё долго «трясёт» сознание…
|