Короткая справка
Полное название страны – Китайская Народная Республика (Чжунго Женьминь Гунхэго)
Сокращённое название страны – Китай (Чжунго)
Столица – Пекин (Бейджин)
Площадь 9571300 кв. км - третий показатель в мире
Население 1300 млн.чел. – первый показатель в мире
Время +5 от московского без перехода на летнее
Попадая в Китай, не старайтесь подходить к этой стране со своими шаблонами и стереотипами. На протяжении столетий в стране выработана своя культура, своё мировоззрение и философия, язык и письменность. Многими «изобретениями» из Поднебесной вы пользуетесь в своей жизни ежедневно - список основных дан в приложении. Страна на деле показывает практическую многовековую жизнеспособность своей позиции на земле, во многом глубже всех, понимая ход истории и свои стратегические цели и задачи. А они, в отличие, от Старого и Нового света ничего никому не доказывают и не навязывают, они медленно растворяют мир в своей культуре и философии…
Китай страна самодостаточная, поэтому население страны относится к иностранным гостям именно как к гостям. Вам будет оказано максимальное внимание и почтение. Однако, если вас не понимают (или не хотят понять), не стоит отстаивать свою точку зрения, в КНР совершенно другой мир и другие ценности, чем у нас, россиян, «азиатов по сути», но с привитым и принятыми нами европейскими и американским мироощущениями. Остаётся уповать на то, что большая часть территории России находится в Азии, и мы можем играть роль «переводчика» между КНР и «старушкой» Европой, которая на самом деле во временном пространстве ещё ребёнок по отношению к цивилизации Китая.
Профессиональным качествам всех специалистов в Китае можно доверять «однозначно». В стране, где безразмерный уровень трудовых ресурсов постоянно занимать свою профессиональную нишу трудно, поэтому квалифицированные врачи, сотрудники сервиса заработали своё место «под солнцем» чаще всего в условиях конкуренции и в результате упорного труда. Высокооплачиваемых рабочих мест также не много (относительно общего числа, конечно), поэтому уровень работ в специализированных сервисах выше по отношению к уровню в России. Это сугубо моё мнение, основанное на многочисленных контактах в больницах и клиниках Китая, в мастерских технического обслуживания и других бытовых вопросах, описанных в соответствующих главах.
Административное и географическое деление КНР
КНР имеет следующее административное деление – 22 провинции (23 провинция – Тайвань), 5 автономных районов, 3 муниципальных образования и 2 особых административных региона.
Наряду с административным делением территорию КНР можно условно поделить на четыре основных части по географическим признакам: Север (севернее реки Хуанхэ), Центр, Юг (южнее реки Янцзы) и Запад (ТАР, САУР). Безусловно, это деление условное, но территория Китая так велика, что описанию всех географических и климатических зон достойно энциклопедии. Ландшафты центральной части Китая практически полностью «рукотворные», все земли, способные «кормить» возделаны и преобразованы.
КНР очень близка к России по такому показателю, как «условно непригодные для жизни регионы», только место Сибирской тайги и районов Заполярья, в КНР занимают пустыни (22% от общей площади), районы высокогорья и тропические леса. Около 75% территории страны имеют очень малую плотность населения, зато плотность населения на остальных 25% заставляет вспомнить мир коммунальных квартир
Дорожное движение в КНР
Вы въехали на территорию КНР и, разобравшись с суетой приграничных посёлков, уже выехав на трассу, вдруг вас начинает «накрывать» чувство необъяснимой тревоги? Не пугайтесь напрасно, в Китае номерные знаки, как у наших стражей порядка – белые буквы на синем фоне…
«Врождённой» культуры дорожного движения в Китае нет, даже для нас, относительно поздно влившихся в глобальную систему мировой автомобилизации. До конца 70-х годов прошлого века КНР практически не имела парка автомобильного транспорта, находящегося в личном пользовании, а немногочисленный государственный транспорт мирно сосуществовал с гужевыми повозками, велосипедами, трехколёсными моторными повозками (автомобилем их назвать рука не поднимается) и тракторами различной величины.
Ещё одной особенностью движения в Китае является перегруз автомашин, особенно грузовых, которые и так по нашим меркам имеют удлинённые грузовые платформы. Свисающий по бокам груз, запредельно выступающие за длину габаритов кузова части груза, заваленные на бок или назад перегруженные машины, не добавляют безопасности на дорогах, это усугубляется общим техническим состоянием парка коммерческих транспортных средств.
В качестве «атавизмов» прошлого у водителей осталось стойкое нежелание пользоваться зеркалами заднего вида, совершение непредсказуемых манёвров на дорогах и характерное использование светотехники в тёмное время суток.
Вообще ночных водителей в Китае можно условно разделить на три категории:
- переключающие свет заблаговременно, но включающих дальний непосредственно перед вами;
- не переключающих дальний на ближний вовсе;
- использующих моргающий режим «дальний-ближний».
В качестве разновидностей, или подгрупп можно отнести водителей, имеющих свечение фар одинаковое, что для режима дальнего, что ближнего света. Собственно переключения такой светотехники не вносит никакого позитива, впрочем, подобного вида «китайскую» светотехнику можно встретить и на наших машинах.
Подобные схемы переключения света связаны с историческими особенностями транспорта в КНР. Обилие транспорта на дорогах, не имеющего вовсе никаких, не только габаритных огней, но и элементарных световозвращателей: моторных повозок, велосипедов, гужевых повозок и т.д., заставляет водителей подстраховываться и освещать «мертвую зону» перед собой, которая может образовываться при переключении света в режим «ближнего». А так как скоростной режим нельзя (или лениво) резко уменьшить до возможности соблюдения безопасной «дистанции обнаружения помехи» на своём пути, то включение дальнего света непосредственно перед встречной машиной является на самом деле действенной мерой. Мы сами, например, в СУАР пользовались «китайскими приёмами» переключения света.
При обгонах всегда необходимо убедиться, что вас видят. Для этого, вне города, полезны и световые и звуковые сигналы.
К особенностям применения световых приборов можно отнести и пользование аварийной сигнализацией на дорогах. Чаще всего аварийная сигнализация – это признак вашего приоритета в движении. Включите «аварийку» - вы теперь главный. Круче вас только машины, оборудованные спецсигналами, которых, пожалуй, даже больше, чем в России.
Стоит отдать должное китайским водителям, аварий на дорогах относительно немного, но вот последствия тех, которые мы видели, были весьма печальными. Абсолютное большинство виденных нами аварий связано с техническим состоянием транспортных средств и перегрузом.
По КНР сейчас можно приобрести большое количество картографической информации, изданной в рамках различных серий карт на английском языке (например, Insight Travel Map или World Map), однако на них не отражены в полном объёме скоростные магистрали и не всегда точно указывается расстояние между населённых пунктов. Поэтому для движения по дорогам Китая вам необходимо будет приобрести и картографический материал, изданный в КНР – карты или атласы автодорог. Это тем более будут полезным при идентификации необходимого вам пункта назначения.
Я, например, пользовался таким приёмом: находил на карте необходимый населённый пункт изображённый иероглифом (сравнивая с картой на английском или китайском языке), запоминал количество иероглифов в нужном названии, запоминал характерный символ в одном из иероглифов и ехал по дорожным указателям. Например, так: на населённый пункт, состоящий из двух иероглифов, в котором в первом иероглифе явно читается перевёрнутая буква Т с лишней палочкой.
В общем случае все дорожные указатели в КНР выполнены иероглифами, только на скоростных дорогах и федеральных трассах (особенно на востоке страны), эти обозначения могут дублироваться латиницей, но, например, в СУАР указатели дублируются по-арабски. Поэтому минимум знаний по «китайской грамоте» вы всё равно должны знать – читайте об этом в главе «Язык».
Спрашивать дорогу рекомендуется на больших заправочных комплексах, где всегда можно найти водителей «дальнобойщиков». Сами же работники АЗС чаще всего не знают, что есть в 15 км от них.
Вероятнее всего, что вы одной машиной «не потянете» бремя разрешительных документов и стоимость машины сопровождения. Поэтому не лишним будет напомнить основные правила движения в колонне. Во-первых, постарайтесь привыкнуть к манере управления машиной друг друга, найти «договорную», устраивающую всех скорость движения. Это будет касаться и машины сопровождения, которая в отличие от ваших машин не будет обременена экспедиционным скарбом, а кроме этого, это, скорее всего, будет машина с мощным бензиновым двигателем.
При движении в конвое включите аварийную сигнализацию и ближний свет. В условиях движения в горах, где затруднена видимость, старайтесь держать безопасную дистанцию между машин, которая может определяться как величина удвоенной скорости движения. Кроме этого, в горах и в условиях с недостаточной видимостью не надо «помогать» обгонять при помощи радиостанций, вы не всегда адекватно сможете судить о динамических возможностях машины, следующей за вами и о реакции уставшего водителя. Безопаснее не спешить, длинная дорога поможет «списать» любые кратковременные задержки.
В городах, особенно густо заполненных автомобилями, «быстрее двигаться медленнее», этим самым вы имеете возможность до минимума сократить дистанцию между машинами и исключить растягивания колоны. Если «хвост» колонны «отрубил» запрещающий сигнал светофора (головная машина не рассчитала, или колонна растянулась), на головных машинах включайте аварийную сигнализацию и в зависимости от условий города или двигайтесь очень медленно, или встаньте в правый ряд. Этим вы исключите аварийные ситуации, в которые невольно может попасть догоняющие колонну экипажи.
Важный момент – это начало движения колонны (утром и после обеда), всегда найдётся опаздывающий или не собравшийся (не заправленный и т.д.). Возьмите за правило, назначать время и место сбора колонны, причём место сбора колонны не должно быть в непосредственной близости от места вашей ночёвки или отдыха, не то вы рискуете попасть в ситуации «маньки нету, ванька есть и т.д.».
Возьмите за правило останавливаться на 20-30 минут через каждые 150-200 км, разминка в дальней дороге принесёт больше пользы, чем вы думаете. Основная задача в длительном путешествии – не приехать пораньше сегодня, а проехать всё и приехать домой отдохнувшими телом и без накопленного раздражения в душе.
Всегда помните правило «последней мили». Самые опасные – это последние метры (сегодня, у достигнутой цели, непосредственно перед домом).
|