В этом разделе опыт автора основан только на одном пограничном переходе – Хоргоз (Республика Казахстан – КНР). Однако, сделана попытка описания всех путей, доступных сегодня россиянам, желающий попасть в Китай на автомобиле, основанные на чужом практическом опыте или пока не испытанные никем.
КНР граничит с 14 государствами, однако не со всеми есть не только автомобильные пограничные переходы, но и погранпереходы в принципе (например, нет погранпереходов с Афганистаном, Бутаном и Индией)
Из России:
В настоящее время, несмотря на большую протяжённость российско-китайских границ, существует не так много пунктов пропуска, через которые можно проехать на личном транспорте:
1. Погранпереход в Забайкальске (Читинская область) – основной переход между Россией и КНР (ближайший населённый пункт КНР в 7 км от границы - город Манчжурия), по которому возможно передвижение частного легкового автотранспорта.
Время работы: 8.00-20.00 (пекинское время)
2. Погранпереход «Пограничный» – находится в районе Владивостока, в настоящее время пропускает только коммерческий транспорт, включая и автобусы с туристами. Для пропуска личного автотранспорта необходимо иметь согласования и разрешения от пограничных служб Российской Федерации и Китайской Народной Республики – эти формальности на практике реализовала пока только московская туристическая компания «Мосаэро», при организации и проведении экспедиции «Добрые соседи» для харбинского ТВ.
В настоящее время рассматриваются возможности открытия ещё нескольких пограничных переходов между Россией и Китаем. На Дальнем Востоке для этого необходимо построить дополнительные мосты, а на западе, в районе плато Укок на территории Республики Алтай, решить экологические проблемы региона, которые могут возникнуть при строительстве автомагистрали через заповедное и не менее загадочное, чем Тибет, плато Укок.
Из Монголии:
Монгольская Народная Республика имеет только один пограничный переход с Китайской Народной Республикой – населённый пункт Замын-Уудэ (с китайской стороны - Эрэн-Хото (Эрлянь)), к которому ведёт дорога от Улан-Батора (полная реконструкция её в настоящее время заканчивается). Кстати, финансировало строительство дороги КНР – Улан-Батор китайская сторона, заинтересованная в частности в транспортном коридоре, по которому в Китай возможна доставка сырья и полезных ископаемых.
Интересная историческая подробность: двигаясь от границы КНР через Монголию в Кяхту, вы проезжаете по так называемому «чайному пути». Сама Кяхта когда-то была самым крупным торговым городом России (по товарообороту), в котором караваны с чаем из Китая разгружались, чай из тюков перепаковывался и распределялся по регионам России и в Европу. С развитием сети железных дорог (в частности, с открытием Транссибирской магистрали) и судоходства, этот путь доставки китайского чая в европейскую часть евразийского материка постепенно потерял своё значение.
Из Казахстана:
Республика Казахстан имеет два больших пограничных перехода с Китайской Народной Республикой, на которых возможен переход на машине.
1. Погранпереход «Зайсан»
Время работы с 9.00 по 12.00. Опыта проезда на личном автомобильном транспорте через этот переход нет.
2. Пограпереход «Хоргос» - подробно описан ниже.
Из Киргизии:
В качестве автомобильных туристов на автодорогах от Нарына или Сары-Таша чаще всего выступают альпинисты, которые направляются в горы на вершины хребтов Кунь-Лунь и Каракорум.
По дороге от Нарына находится перевал Торугарт, где и находится погранпереход, от которого дорога идёт в центр мусульманской культуры КНР – Кашгар (Каши) примерно 100 км от границы. В Кашгар подходит и дорога, ведущая от Сары-Таша, в этом случае туристы преодолевают «пограничный» перевал Таунмурун (3536м).
Погранпереход Торугарт работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 10.00 до 16.00
Из Таджикистана:
В 2004 году на границе Таджикистан-Китай открылся международный пограничный переход «Ташкурган» в близи самого высокогорного районного центра бывшего Совестского Союза – населённого пункта Мургаб (3630 м), стоящего на знаменитом Памирском тракте (Ош-Хорог).
В Китае дорога от погранперехода (перевал Кульма – 4362 м) выходит на высокогорную трассу, соединяющую Китай и Пакистан – знаменитое Каракорумское шоссе, проложенное в 60-е годы XX века по пути караванных троп Шёлкового пути и проходящее в Кашгар мимо красивейших горных вершин Конгур (7719м) и Музтагага (7546м) .
Пограничный переход «Хоргоз».
Вблизи населенного пункта Жаркенд (бывший Панфилов), находится погранпереход «Хоргос», в котором, как со стороны Казахстана, так и со стороны Китая построены современные пограничные пункты пропуска и таможенные терминалы.
Со стороны Казахстана у вас могут проводить проверку груза на автомобиле выборочно (в частности с использованием собак), а со стороны Китая вы весь внутренний багаж вынуждены будете разгрузить для контроля в зоне досмотра пассажиров. Внешний багаж (сверху машин или в кузовах пикапов) проходит общий контроль на больших «рентгеновских» аппаратах в помещении, где могут разместиться парочка дальнобойных фур. При этом вся процедура контроля автомобиля занимает от силы пять минут.
Время работы на казахской стороне: 8.00-18.00 (время казахское) (10.00-20.00 - ?)
Перед поездкой следует уточнить график работы: обеденный перерыв и выходные дни, раньше в воскресенье был выходной, а в субботу рабочий день начинался со времени окончания обеденного перерыва. Также требуется обязательное уточнение графика работы в праздничные дни, например в 2006 году с 30.04 по 10.05 пограпереход был закрыт.
Не забывайте и о разнице во времени – в Казахстане время отличается от московского на два часа, а в Китае – на пять часов, кроме этого, нет перевода часов «лето/зима». Обед на китайской стороне 12.00-14.00.
Про время. Интересное наблюдение - единственное место в Китае, где общекитайское время имеет отличие от «пекинского» - это базовый лагерь Эверест – все часы у альпинистов и шерпов настроены по часовому поясу (в данном случае – это непальское время).
Учитывая расстояние до погранперехода «Хоргоз» от Алматы (380 км) и разницу во времени, рекомендуется ночёвка непосредственно перед границей в гостинице Жаркенда, например, или в палатках (например, на восточном берегу Капчагайского водохранилища или в отрогах гор Джунгарского хребта).
Если ваш путь проходит через прекрасный город Алматы, то рекомендуется выбрать маршрут к границе через Чилик, а не через Сарыозёк – красивый и оптимальный по времени движения маршрут, проходящий через заповедные места и горные перевалы.
В 2005 году сняты ограничения по движению в «дальней» приграничной полосе, теперь до Жаркенда можно ехать и не имея визы в Китай, появилась также возможность посещения Джунгарских хребтов.
На казахско-китайской границе в КНР вы всегда сможете найти людей, знающих русский язык, которые помогут вам ориентироваться в последовательности действий и укажут расположение зон досмотра и контроля.
Въезд на территорию КНР оформлен в помпезно-имперском духе, при проезде через ворота в Поднебесную вам отдаст честь пограничник в парадной форме, стоящий на тумбе, а затем, после проверки наличия въездных документов, вас направят к зданию таможенного и пограничного контроля, где вы уже встретитесь и познакомитесь со своим сопровождающим лицом.
В качестве общих рекомендаций можно отметить следующие требования, проверенные временем и опытом.
- Будьте терпимее к просьбам таможенников и пограничников показать содержимое багажа, при этом старайтесь, чтобы при досмотре были «ваши свидетели» (стоящие при этом в стороне и никоим образом не мешающие досмотру).
- Никогда не оставляйте в зонах пограничного и таможенного контроля автомобили без присмотра, незакрытыми или с открытыми окнами. Особенно это замечания касается регионов, где распространены наркосодержащие вещества. Эти же предосторожности старайтесь соблюдать и на постах дорожного контроля во всех государствах Азии.
- Старайтесь не оставлять на видных местах в машине дорогостоящие вещи и оборудование, не стоит провоцировать проявление «низменных» человеческих качеств.
- Не забывайте и о том, что государственные служащие, находятся при исполнении своих обязанностей, и не стоит «испытывать судьбу», отпуская «волны юмора» по поводу и без повода. «Шутки-прибаутки», конечно, могут разрядить обстановку, но чаще всего просто увеличивают время прохождения паспортного контроля и досмотра.
Не лишним будет и повторение прописной истины: в пограничных зонах запрещены все виды фото и видеосъёмки.
|