Ниже приводится систематизированный перечень предварительных действий, связанных с вашим путешествием в Китай на автомобиле.
1. Согласование маршрута и графика движения
Маршрут поездки должен пройти обязательную процедуру согласования: сначала в китайской туристической компании, а затем, если вы согласовали не только маршрут, но и сроки и стоимость, туристическая компания согласовывает маршрут в официальных органах власти КНР. На подобный процесс, включая оформление документов необходимо выделять месяца три-четыре минимум – в Китае не принято торопится и что-то делать «в последний момент». В дальнейшем маршрут движения и график его прохождения «де юре» являются неизменными, хотя, безусловно, дорога и жизнь могут вносить свои поправки и изменения.
Необходимо знать, что некоторые регионы КНР имеют естественную завесу секретности (районы космических и военных полигонов, приграничные районы) или иметь регионы с ограниченным допуском (национальные парки, например). На посещение подобных районов необходимо получать дополнительные разрешения (пермиты), которые чаще, всего стоят дорого и требуют дополнительного времени для оформления. Не стоит обижаться на страну за такие формальности. Вспомните, за каким занавесом мы сами ещё недавно находились, да и сейчас некоторые регионы России недоступны даже для её жителей.
Большое значения для успеха вашего путешествия, имеет правильно выбранный график движения и сроки проведения поездки.
2. Согласование стоимости услуг, в том числе мест проживания
В КНР принято торговаться, кроме этого, страна сейчас на реальном подъёме и жителям есть, чем гордиться и есть что предложить. Поэтому чаще всего иностранным жителям предлагаются высококлассные отели, питание в дорогих ресторанах и т.п. При этом не надо забывать и про «процент от числа» - все туристические компании получают скидки или бонусы в местах проживания и питания, чем дороже услуга, тем соответственно больше соответственно может «заработать» компания.
В качестве совета здесь можно предложить следующий путь, выберете для себя условия проживания (см. главу «проживание»), предоставьте возможность этот уровень забронировать вам в городах посещения, но не оплачиваете авансом проживание, резонно сославшись на отсутствие подробной информации и возможность оплаты по факту в день приезда. При этом вы не вмешаетесь в экономику компаний сервиса, так как в КНР бронирование происходит без предварительной оплаты (даже если вам будут говорить обратное).
В КНР объекты туризма, прежде всего, рассчитаны на внутренний туризм, поэтому практически во всех регионах (исключениями могут являться свободные экономические зоны, например) есть условия и возможности для выбора необходимой ценовой группы гостиницы или места принятия пищи.
Экскурсионные программы и билеты на посещение достопримечательностей покупаются на месте, где у вас будет возможность определить необходимость оплаты или поторговаться о стоимости (большие группы, при соответствующих торгах, могут обилетить по тарифам «для местных»).
Вообще в КНР для иностранных граждан существуют особые тарифы, которые превышают «местные» в несколько раз, такой подход, к сожалению, практикуется и в России. Здесь также есть «лазейки» - взаимные соглашения по туризму между странами Азии (территория бывшего СССР туда не входит), представители этих стран не являются «иностранцами» для туристических компаний. При хороших отношениях (приобретённых ранее или сложившихся в поездке) с гидами, вы сможете получать услуги по тарифам Малайзии, например.
3. Согласование наличия гида и машины сопровождения
Практика последних лет говорит о том, что машина сопровождения по территории КНР требуется, но не обязательна. Если вы не будете возражать о лишнем попутчике в одной из ваших машин, то большинство туристических компаний идут на это. Например, после нашей экспедиции в Гималаи, машины сопровождения оказались в конце поездки в удручающем техническом состоянии (не были подготовлены к условиям плохих дорог Тибета) и «наша» туристическая компания затем резко подняла стоимость машины сопровождения в подобных турах. Вопрос стоит только о вашем согласии платить деньги за аренду дополнительной машины с водителем или согласиться «терпеть» пассажира в экипаже.
Говоря о гиде, нельзя не отметить обстоятельство, которое вносит коррективы в бюджет поездки и которое зачастую не учитывают (оговаривают) перед поездкой. Гиды относятся к небольшой категории лиц, основной заработок которых состоит из чаевых. Это означает, что туристическая компания оплачивает гиду лишь командировочные расходы (питание, проживание и пр.), а труд должны оплачивать вы, якобы по результатам работы. На самом деле, не зная предварительно вилку оплаты, вы попадаете в затруднительное положение в конце поездки. Денег уже нет, а человека без пропитания оставлять нельзя. Поэтому оговорите среднюю сумму предварительно, а оплатите её и добавьте премиальные «по вкусу» (чаще всего гиды это заслужат).
4. Необходимые документы и их оформление.
Для оформления необходимого пакета для путешествия необходимо, не позднее, чем за два месяца до начала поездки, передать принимающей стороне следующие документы (все копии предоставляются как на бумажном носителе, так и в электронном виде):
- копия водительского удостоверения (обе стороны)
- копии всех страниц международного паспорта
- копия технического талона автомобиля (обе стороны)
- личные фотографии (размер уточнить)
- фотография автомобиля ¾ со стороны водителя спереди и ¾ с противоположной стороны сзади (как для спортивного технического паспорта машины)
- составить таблицу идентификационных данных (ID) членов экипажа на английском языке:
1) names in full - полное имя и фамилия
2) passport number - номер загранпаспорта, date of issue/ date of expire - дата выдачи и срок действия
3) sex - пол
4) date of birth - дата рождения
5) nationalite - национальность
6) profession - профессия
- составить таблицу идентификационных данных водителей на английском языке (Driving License):
1) names in full - полное имя и фамилия
2) license number - номер национального водительского удостоверения
3) date of issue/ date of expire - срок действия водительского удостоверения
4) date of birth - дата рождения
5) place of birth - место рождения
- составить таблицу идентификационных данных автомобиля (ID) на английском языке (Vehicle):
1) type - марка автомобиля
2) plate number - государственный номер
3) color - цвет
4) engine number - номер двигателя
5) chassis number - идентификационный номер (VIN)
6) what king of fuel - вид топлива
7) date of production - год выпуска
8) place of production - страна производитель
9) T.passport - номер технического паспорта (талона)
Примечания:
1) все данные по нескольким машинам необходимо свести в общей таблице к схеме: номер экипажа (crew) – транспортное средство (vehicle) – водитель (driver) – второй водитель (co-driver) – пассажир;
2) если нет дополнительной договорённости, китайские водительские удостоверения выписываются из расчёта два на экипаж, обратите на это внимание;
3) если в машине стационарно будет установлено навигационное оборудование, оборудование спутниковой связи и радиосвязи – необходимо сделать фотографии салона с установленным оборудованием, вам это в дальнейшем может понадобиться;
4) если есть дополнительное оборудование и аксессуары (ноутбуки, спутниковые телефоны, сотовые телефоны, радиостанции), то необходимо заранее сделать ещё один дополнительный список на английском языке с указанием марки и типа оборудования и его серийного (заводского) номера – это может понадобиться при прохождении таможенного и пограничного контроля.
5. Визы и их получение
Посольство КНР в России находится по адресу: Москва, ул.Дружбы, дом 7, рядом с метро «Университет». Месячная виза на сегодняшний день стоит 30 долларов США, получается она в течение недели. Приглашение от китайской компании – обязательно.
Для получения визы на необходимо иметь: загранпаспорт (должен иметь срок действия 3 месяца после срока предполагаемого возвращения), фотография 3х4, копия всех страниц внутреннего паспорта и приглашение (оригинал).
По закону китайская сторона должна прислать вам приглашения, однако в связи с тем, что приглашение для автомобильных туристов присылается только после прохождения всех формальностей и оформления документов (на водителей и машины), а, мы сами подаём документы «в последний возможный день», то учитывая время доставки приглашения, время получения визы и время проезда до границы, например, из Москвы до границы ехать практически пять суток (до п/п «Хоргос» - 4300 км), чаще всего визы получаются автомобильными туристами «самостоятельно», используя при этом имеющиеся российские туристические фирмы, занимающиеся организацией поездок в КНР.
Визы могут быть различными по срокам действия (например - месяц, год), по «коридорам» действия (действительна на въезд в течение трёх месяцев, например), по количеству возможных посещений (однократная, двукратная, многократная). Точно об условиях получения необходимой вам визы, а также наличия представительств КНР в вашем регионе Вы можете узнать в Посольстве КНР (много информации содержится и на официальном интернет сайте Посольства, включая образец анкеты).
При самостоятельном оформлении визы с учетом комиссионного вознаграждения, получаемого туристической фирмой, стоимость месячной визы находится в рамках 70-100 долларов США, визы получаются за 7-10 дней. Если нужно быстрее, то стоимость резко возрастает.
Если вы планируете покидать территорию КНР во время своего путешествия, даже в случае поездки в Гонконг (напоминаем, что посещения Гонконга необходима отдельная виза), вам необходимо получить двухкратную визу.
Вряд ли автомобильных путешественников заинтересует транзитная виза КНР с недельным сроком действия, но возможность её приобретения также есть, но стоимость этой визы не отличается от стоимости на визы месяц.
Кроме Москвы, визы можно получить в городах, где есть представительства (консульства) посольства КНР, уточняйте возможность и стоимость приобретения виз, она может отличаться от стоимости визы в Москве, например в Забайкальске месячная виза оформляется «при вас» всего за 50 долларов США.
Российские путешественники могут получить визу в КНР и по пути, например, в МНР, Киргизии, Казахстане и Таджикистане. Но не стоит надеяться при серьёзной подготовке автомобильного путешествия на получение визы «по пути», не смотря на то, что предложенные варианты чаще всего дешевле, чем в Москве, например, получение визы в Китай в Монголии (Улан-Батор) и Монголии в Китае (Пекин) стоит 30 долларов США без приглашения. Кроме этого необходимо знать время работы консульских служб в различных регионах, например, в Монголии консульская служба работает три дня в неделю, а также условия получения (в некоторых странах необходимо письмо от посольства России и письмо-обоснование получения визы).
Между Россией и КНР подписано соглашение, в котором предусматривается возможность получения групповой туристической визы, при этом подобная виза бесплатна. Однако стоит отметить, что в этом случае вы оказываетесь «связанными одной цепью», эта виза не предусматривает ситуации, когда у вас кому необходимо немедленно покинуть принимающую сторону или наоборот, продлить время пребывания, например, из-за поломки машины. В этом случае вся группа будет вынуждена получить индивидуальные визы на территории КНР, а на это необходимо как время, так и деньги.
Если вы задерживаетесь в КНР, то вы всегда сможете продлить срок действия визы, обратившись в ближайшем городе в офис PSB (государственная безопасность), но в целом это уже проблемы ваших сопровождающих лиц.
Ещё одно замечание для получения виз. Если ваша профессия или род занятий затрагивают «политическую тему», журналист или фотокорреспондент, например, постарайтесь не указывать их в графе «профессия», а заменить их более «нейтральными»: пенсионер, студент или менеджер. Я вас не призываю к обману, просто это ускоряет процесс проверки и получения виз, а в дальнейшем и ускоряет таможенные процедуры (проверка фото и видеоаппаратуры «на профпригодность»).
6. Превентивные действия
Сократить потери времени в первые дни нахождения в КНР вам очень помогут действия, которые вы всегда можете предварительно согласовать с принимающей стороной:
- заказать необходимую первоначальную сумму наличных денег на первый день-два;
- заказать sim-карты операторов сотовой связи КНР для связи с товарищами в Китае;
- заказать карты IT-телефонии для разговоров с Россией.
- заказать необходимые карты, дорожные атласы и путеводители.
7. Подготовка машины
Выбор транспортного средства и уровень его подготовки определяется выбором вами маршрута путешествия.
Если вы планируете передвижение по дорогам с покрытием, то машина должна быть просто в хорошем техническом состоянии, а остаточный ресурс «расходных» запасных частей (колёса, тормозные колодки, рулевые наконечники, фильтры и пр.) должен как минимум обеспечить доставку вас обратно домой. Если протяжённость поездки велика, то запланируете ТО непосредственно перед пересечением границы, или согласуйте возможность выполнения его в одном из городов посещения Китая (смотрите соответствующий раздел). В этом случае возьмите с собой запасные «расходники», чтобы не тратить время на поиски необходимых запасных частей в Китае, особенно если марка вашем машины не пользуется популярностью в этой стране. Теоретически в КНР производятся запасные части ко всем широко известным маркам машин, но это не означает, что вы быстро сможете найти их (например, без предварительного (домашнего) поиска информации).
Если маршрут путешествия частично пролегает по дорогам без покрытий, то наверняка потребуется остановить свой выбор на автомобиле повышенной проходимости. И не из-за проблем бездорожья на дорогах Китая (их будет не больше, чем на грунтовках России), а скорее, из-за того, что внедорожники ближе всего находятся к профессиональной технике (грузовикам), и «по определению» обладают большей надёжностью (прочностью конструкций) в тяжёлых условиях. Дополнительная подготовка таких машин также очень зависит от маршрута, но уже требует предварительных консультаций со знающими регион путешественниками и с людьми, имеющими опыт эксплуатации выбранной вами марки машин.
Описание здесь подобных рекомендаций подготовки внедорожника, при неизвестной нитке маршрута, займет очень много места, но не будет предметным. Выбрав маршрут вы всегда сможете получить консультации по подготовке машины в многочисленных клубах любителей различных марок машин.
Из дополнительного оборудования для поездки в Китай можно однозначно порекомендовать установку на машины дополнительных фар и сигналов - это во многом вам облегчит передвижение по загородным трассам (ниже описаны причины этой необходимости).
8. Подготовка и экипировка экипажей
Выбранный вами маршрут диктует требования к снаряжению экипажей. Одежда, обувь, возможность самостоятельного приготовления пищи и автономного ночлега – это ваш комфорт. Проверка состояния здоровья (консультации врачей), комплектация аптечки, связь – это ваша безопасность. Фотоаппараты, видеокамеры, ноутбук, карты памяти, справочники и путеводители – это информационное обеспечение вашего путешествия и возможность хранения (архивации) полученных впечатлений.
При выборе фото и видеоаппаратуры необходимо иметь в виду, что для использования профессионального оборудования в КНР могут потребоваться дополнительные разрешения – это необходимо выяснить до поездки.
Использование навигационного оборудования на территории КНР формально не запрещено, но перед поездкой желательно согласовать наличие у вас этого оборудования, будет лучше, если навигаторы будут установлены в машине стационарно. Это же замечание касается и наличием радиопередающих устройств, так как на территории Китая разрешённый частотный диапазон отличен от российской сетки радиочастот.
Возможное оборудование сотовой и спутниковой связи на территории КНР описывается ниже в соответствующем разделе.
При поездках в высокогорные районы не забывайте, что для самостоятельного приготовления пищи вам могут понадобиться скороварки.
Запаситесь картами, путеводителями и разговорниками. Выбирайте те разговорники, где есть и иероглифы и транскрипция латиницей. Вряд ли вам удастся произнести правильно просьбу, а вот «пальцем показать» все могут.
9. Разное
Для поездки в КНР не требуется делать дополнительных прививок. Каких либо предупреждений о проблемах с дикими животными, укусами змей и насекомых не было замечено в описаниях путешествовавших в Китае (исключением могут являться тропические районы КНР).
В некоторых случаях от самостоятельных путешественников на границе требовали справки об отсутствии СПИДа. У них же требовали иногда показа имеющихся наличных денег. В случаях автомобильных путешествий таких формальностей ещё ни разу не требовалось.
Страхование. При оформлении документов на автомобиль ваша туристическая компания из Китая оформит для вас и обязательное страховое свидетельство на автомобиль (что-то типа нашего ОСАГО), однако этого не будет достаточно. Чтобы быть уверенным в компенсации затрат из-за возможных жизненных ситуаций вам необходимо застраховать как вашу жизнь и здоровье, так и вашу автомашину. Для страхования жизни и здоровья подойдёт, например, компания «Ингосстрах», которая специализируется на этом. Единых рекомендаций по страхованию машин пока не выработано, российское страхование КАСКО не распространяется за рубеж, необходима индивидуальная консультация у страховых брокеров.
Для поездки и путешествия в КНР запаситесь сопроводительными письмами (хоть от своей же фирмы), которые объяснили бы вашу «сущность», эти письма необходимо перевести на китайский язык (мы делали копии и на английском – для полноты «образа»). Чем больше разных бумажек, тем лучше, тем более, что компьютерный мир позволяет делать самые экзотические печати. Подобные бумаги, в которых изложен, в частности, и ваш маршрут, помогут вам при общении в стране – от полицейского до таксиста.
|